Тип урока: урок отработки умений и навыков
Программа: система развивающего обучения Л. В. Занкова.
Оборудование:
Для учителя: текст “Снежные узоры” (по Д. Тихомирову)
Для учащихся:
- раздаточный материал
- опорные слова (карточка № 1)
- отрывок из текста “Как образуется иней” (энциклопедия “Все обо всем”)
- предложения для использования в сочинении (карточка № 3)
Цели урока:
- обобщить знания учащихся о тексте и его основных признаках;
- совершенствовать умение письменного пересказа заданного текста;
- способствовать расширению кругозора, обогащению разговорного словаря, развитию литературного творчества;
- развивать внимание, память, восприятие на слух;
- воспитывать взаимовыручку, товарищество, настойчивость в работе.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Активизация знаний учащихся.
Даны слова:
снег снежные снеговик Снегурочка
Учитель. Что скажете об этих словах?
Дети. Слова относятся к теме “Зима”
- 3 существительных и 1 прилагательное
- Снегурочка - это имя собственное
- Все они однокоренные
- Снег и снежинка являются однокоренными
- Чередование согласных в корне
Учитель. В каких словах чередующиеся согласные?
Дети: снег – снежные
Комментарий: для работы остаются слова снег – снежные.
Учитель. Составьте со словом “снежные” словосочетание прилагательное + существительное
Дети: снежные хлопья
деревья
сугробы
узоры
Комментарий: словосочетания записываются на доску.
Учитель. Для чего провели эту работу?
Дети. Это может пригодиться на уроке.
3. Постановка цели урока.
Учитель. Это действительно поможет, потому что сегодня пишем изложение.
- Что такое изложение?
Дети. Это письменный пересказ заданного текста.
Учитель. Какие цели ставите перед собой?
Дети. Внимательно слушать, анализировать
услышанное и постараться точно передать
содержание текста.
Учитель. Моя цель – помочь вам в достижении этих
целей.
4. Чтение текста и составление плана.
Комментарий: учитель читает текст, не озвучивая названия.
Ночью ударил сильный мороз. Наступило ясное морозное утро. Я просыпаюсь и смотрю на окно. Оно все покрыто чудесным морозом. Вот длинная ветвь. А вот на стекле распустился цветок. Как появились эти узоры?
Вот и получились разные рисунки. Они сверкают, переливаются в лучах солнца.
(По Д.Тихомирову)
Учитель. Какое из словосочетаний вы выберете для оглавления этого текста?
Комментарий: идет работа со словосочетаниями, составленными на 2 этапе урока.
Дети. Снежные узоры.
Учитель. Почему?
Дети. Подходит это словосочетание, потому что в тексте говорится об узорах на окне.
Учитель. Что необычного в тексте заметили?
Дети. Нет ответа на вопрос “Как появились эти узоры”.
Учитель. Что вы знаете о том, как появляются узоры на окнах? (пользуясь дополнительной литературой, дети отвечают на вопрос)
Учитель. С какой целью вы работали с дополнительной литературой?
Дети. Мы узнали что-то новое.
Учитель. Эти данные пригодятся вам в написании изложения. Эту часть текста вы сочините самостоятельно. Как называется это вид работы?
Дети. Этот вид работы называется сочинением.
Учитель. Сколько частей в тексте?
Дети. В данном тексте 3 части.
Комментарий: составляется и записывается план текста.
План.
- Узоры на стекле.
- Как появились узоры?
- Сверкание в лучах солнца.
5. Работа и запись текста по частям.
Комментарий: учитель читает первую часть. Повествование идет от 1 лица.
Учитель. Что произошло ночью?
Дети. Ночью ударил сильный мороз.
Учитель. Что ты увидел ясным морозным утром?
Дети. Ясным морозным утром я увидел узоры на окне.
Учитель. На что похожи эти узоры?
Дети. Эти узоры похожи на длинную ветвь, на распустившийся цветок.
Учитель. Каким предложением заканчивается 1 часть?
Дети. Первая часть заканчивается вопросительным предложением.
Комментарий:
1) Словарно-орфографическая работа (карточка №1)
2) 1 часть читается учителем.
3) Дети пересказывают 1 часть.
4) Запись 1 части.
5) Чтение 1 части.
Учитель. О чем будем писать во второй части?
Дети. Будем писать о том, как появились узоры на окне.
Комментарий:
1) Дети устно составляют предложения, используя дополнительный материал: карточки №2 и №3 (предполагается дифференцированный подход к учащимся); раскрывается понятие “иней”, “конденсация”.
Иней - тонкий слой ледяных кристалликов, образующихся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности.
Конденсация – процесс перехода воды в лед.
2) Словарно-орфографическая работа (карточка №1)
3) Запись 2 части
4) Чтение 2 части.
Учитель. О чем говорится в 3 части?
Дети. В 3 части говорится о том, что разные рисунки сверкают в лучах солнца.
Учитель. Замените слово “разные” прилагательным.
Комментарий: прилагательные даны в карточке №1.
1) Пересказ 3 части.
2) Запись.
3) Чтение 3 части.
6. Чтение текста.
Комментарий:
Зачитываются разные варианты текста.
7. Итог урока.
Учитель: Какие цели ставили в начале урока?
- Достигли ли мы этих целей?
- Что заинтересовало вас на уроке?
- С какими трудностями вы столкнулись?
Комментарий: можно предложить учащимся закончить фразу: “На уроке я не…”.