В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственную успешную жизнедеятельность, так и за благополучное устойчивое развитие общества. Следовательно, внимание к вопросам здоровья последние годы заметно возросло.
Главное, что обрела российская школа за последние годы и что дает основание для оптимизма в области здоровьесберегающей педагогики, - стремление к перестройке своей работы с учетом приоритета сохранения и укрепления здоровья учащихся, понимания того, что существует система управления здоровьем учащихся, реализуемое в первую очередь педагогами.
Предлагаем систему работы по организации здоровьесбережения, разработанную и апробируемую в своей школе.
Проведя в школе анкетирование и проанализировав результаты ежегодных медицинских осмотров, мы определили, что 65% школьников, впервые садящихся за, парту имеют отклонения в здоровье. А последующее тестирование, исследования помогли выявить, что здоровье детей и потомства в большей мере зависит от окружающей среды, в том числе не последнее место среди причин ухудшения здоровья играют те условия, в которых протекает учебный процесс в школе. Отсюда вывод, что проблема воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни должна сочетаться с такой организацией учебно-воспитательного процесса, которая нейтрализовала бы негативные последствия действия условий учебно-воспитательного процесса на здоровье школьников. Выбор один: эти задачи должны решаться системно и комплексно при активном участии и учителей, и учащихся, и родителей.
Для координации работы по здоровьесбережению первоначально мы в школе создали эколого-валеологический салон “За здоровый образ жизни”. Работа салона включила сотрудничество учителей-предметников, социально-педагогической службы, психологов, классных руководителей, медицинского персонала школы, родителей. Моменты работы – это организация просветительской работы с учащимися, педагогическим коллективом, родителями по сохранению, развития и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий в школе. Формы работы: анкетирование, психологическое тестирование, практикумы здоровья, конкурсы, часы познания, научные калейдоскопы, занимательные игры, часы общения, “говорящие” выставки, выставки-сигналы, аукционы знаний, праздники русской кухни, рекомендательные часы, театры- экспромты. Системность работы салона: организация и проведение общешкольных мероприятий, здоровья, движения, рационального питания, учебной деятельности.
Структура салона включила секции:
- “Человек и окружающая среда”. Работа данной секции – изучение психического здоровья учащихся, а именно: диагностика и изучение мониторинга психического здоровья учащихся, определение адаптоспособности и биоритмического состояния школьника. Работа проводилась с учащимися, родителями, педагогическим коллективом.
- “Экология и здоровье”. Деятельность включила изучения основ рационального питания, воспитание и привитие основ личной гигиены. В работу включены школьники, педагогический коллектив, родители.
- “Я и моё здоровье”. Содержание работы включало исследовательскую деятельность по диагностики уровня вовлечённости учащихся в употребление алкоголя, никотина, наркотиков, изучение социально-демографической характеристики семей школьников. Работа также проводилась с учащимися, родителями, педагогическим коллективом.
- “Спорт и здоровье”. Это направление деятельности включило диагностические исследования мониторинга двигательной деятельности детей, по физическому развитию, изучение основ физического здоровья. В работе были задействованы учащиеся, родители, педагогический коллектив.
- Научное общество “Антропогенная среда и здоровье человека”. Это исследовательская работа по направлению “Экология и здоровье”. В работе также участвовали школьники, педагогический коллектив, родители.
Как наглядность предлагаем план работы школьного салона “За здоровый образ жизни” (Приложение 1 “План работы школьного эколого-валеологического салона “За здоровый образ жизни”)
В дальнейшем структура здоровьесберегающей службы школы нами была видоизменена, так как цели и задачи работы углубились. Мы создали школьный “Центр здоровья”, который включил салон “За здоровы образ жизни”, систему кружков, медицинскую, социально-психологическую службу. Функции “Центра здоровья” - это консультативная, профилактическая, учебно-воспитательная, диагностическая, коррекционная. Работу координировал эколого-валеологический совет (учащиеся школы). Цели и задачи центра: изучение и исследование состояния школьников с целью предупреждения перегрузки учащихся; организация работы по здоровьесбережению.
Рис 1
Деятельность по формированию ЗОЖ осуществлялась по следующим направлениям:
Учебно-воспитательная и экспериментальная работа
Здоровый образ жизни в школе осуществляется через виды деятельности: валеологизация учебных предметов, спецкурс “Валеология” 6 кл., кружковая работа, эколого-валеологический салон “За здоровый образ жизни”, организация и проведение дней здоровья, клуба старшеклассников, детские объединения, через работу классных руководителей.
Диагностическая работа
Комплекс мероприятий по выявлению уровня здоровья детей, основанный на психологических, физиологических, гигиенических методах исследования: работа научного общества “Антропогенная среда и здоровье человека”, анкетирование и его обработка психологами, социальными педагогами, классными руководителями, медицинские осмотры, проводимые медсестрой и узкими специалистами, проведение мониторинга здоровья.
Профилактическая работа
Рекомендательные часы, включающие психогигиену и психопрофилактику, разработку оптимальных режимов обучения и воспитания, комплекс оздоровительных часов “Ресурсы здоровья” через организацию и проведение подвижных перемен, через работу с педколлективом, учащимися, родителями, через работу фитобара “Лесной доктор”, детское объединение “Живой мир”.
Коррекционная работа
Осуществляется через оздоровительное общество “Помоги себе сам”, коррекционные часы, осуществляемые медицинской сестрой, психологами, через групповые занятия с детьми с ослабленным здоровьем, проводимые учителями физической культуры, часы-практикумы “Фабрика здоровья”.
Консультативная работа
Проводится по разным направлениям с учащимися, с учителями, родителями через организацию и проведение семинаров, консультаций, бесед, лекториев.
Системность работы вытекала в организации и проведении декад, месячников. (Приложение № 2, Приложение 3, Приложение 4).
Концепция представляемой структуры воспитательной работы по здоровьесбережению состоит в том, что в ее содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность обучающихся по оценке состояния здоровья, окружающей среды, представляющая широкие возможности для саморазвития учащихся, выполнения ими социально значимых проектов и реального улучшения экологического состояния своего окружения.
Предлагаем в качестве наглядности совместную работу учителя биологии Артемьевой Н.В. и ученика 10 класса “ Изучение здоровья школьников по состоянию опорно-двигательного аппарата” (Приложение № 5).
Кроме того, предлагаем сценарий внеклассного мероприятия “Здравствуй, планета”, разработанного учителем биологии Посоховой Н.И. (Приложение № 6).
В рамках центра здоровья в целях экологического воспитания школьников работает кружок “Проблемы экологии села Александровского”. Предлагаем программу работы кружка, апробируемую в соей работе (Приложение 7).
В заключении хочется подчеркнуть, что каждый знает секрет гармонии человека с окружающим миром – здоровый образ жизни.
Да, настало время, когда каждый должен задуматься о своем здоровье, выбрать дорогу к долголетию. Не случайно в народе говорят “В здоровом теле - здоровый дух”.
Убеждены, что наша система работы поможет выбрать каждому верный путь в страну здоровья.