Урок-путешествие по теме: "План и карта"

Разделы: География


Урок 17.

Тема: Урок-путешествие по теме „План и карта”.

Цели и задачи:

1. Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме „План и карта”; закрепить знание основных понятий, умение определять географические координаты, азимуты, масштабы; выяснить значение плана и карты в жизни человека.

2. Развивать умение обобщать и систематизировать изученный материал; ориентироваться в пространстве; учить объяснять закономерности и процессы; развивать географическое мышление; формировать грамотную речь; продолжить формирование умений и навыков работы с географическими картами и планом местности.

3. Воспитывать в детях чувства товарищества, дружбы, умения работать в коллективе; дисциплинированность, ответственность и самостоятельность; развивать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: глобус, физическая карта России, иллюстрации, карточки-задания, топографическое лото, изображение „Хребет География”, компас, атласы, линейки, карандаши, ватман (результаты конкурсов), маркер, флажки.

Дополнительная литература:

  1. Г.Н.Якуш. Занимательная география.
  2. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные задания по географии.
  3. Журнал География в школе, №7/97, №6/98, 4/98, №7/98.
  4. Крылова О.В. Интересный урок географии.
  5. Дидактический материал по географии.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Вступительное слово учителя

Итак, ребята, сегодня мы подведем итоги нашей работы по изучению темы „План и карта” (сообщение цели урока, условий игры: работа в командах, индивидуальная работа).

Проведем урок в форме путешествия по “Хребту География”. Преодолевая одну вершину за другой, водрузим на каждой из покорённых вершин на схеме “Хребет География” флажок. Конечная наша цель – гора Успех.

Итак, друзья, мы в начале трудного пути. Давайте познакомимся с командами, которым предстоит преодолеть этот путь.

Капитаны называют команды и девизы.

Команда 1. “Параллель”.

Команда 2. “Меридиан”.

Команда 3. “Координаты”.

Учитель: В начале нашего трудного пути проведем разминку для команд.

Конкурс 1. Разминка.

1. Кто составил первую карту? (Птолемей)

2. Кто создал первый глобус? (Бехайм)

3. Назовите имя древнегреческого ученого, давшего название “География” (Эратосфен).

4. Невидимкой по земле бегу,
От одного брата к другому,
Дорогу путнику „север-юг” показываю (меридиан).

5. По горочке линией гуляю,
Ни вниз, ни вверх не перемещаюсь,
Вдоль себя высоту абсолютную не изменяю (горизонталь).

6. Невидимкой по земле бегу,
В восходе солнце встречаю,
А в закате провожаю (параллель).

Подведение результатов конкурса.

Учитель: Ребята, сегодня мы будем говорить о плане и карте. А в чем их значение для человека? (Отвечает по 1 человеку от команды).

Конкурс 2. Вершина Азимутальная.

Учитель:

А теперь нам предстоит далекий путь.
Нельзя присесть и отдохнуть.
Пакет нам надобно найти,
Чтоб не плутали мы в пути,
А чтоб пакет тот отыскать,
Нам нужно азимут узнать.

Каждая команда получает задание:

Команда 1. Пройти 5 шагов по азимуту 180°.

Команда 2. Пройти 8 шагов по азимуту 270°.

Команда 3. Пройти 4 шага по азимуту 45°.

Ребята по азимуту находят конверты с заданиями для следующего конкурса.

Подведение результатов конкурса, укрепление флажков на покоренную вершину Азимутальную.

Конкурс 2. Вершина Масштабная.

Учитель:

А теперь наш путь лежит через хребет.
Одна гора трудней другой,
Но нам их нужно одолеть,
Гора Успех – наша цель!
И вот наш переход ?
Гора Масштабная зовет.

Учитель: распечатайте конверты (задания по определению масштаба).

Задание 1. Определите численный и именованный масштабы по линейному (для каждой из команд по 2 примера)

Линейный

Численный

Именованный

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

Команда 1. Определите, на сколько метров протянулся город Снежный вдоль шоссе (по атласу с. 5).

Команда 2. Определите расстояние от плотины через реку Андога до с.Ладогино.

Команда 3. Определите расстояние между о.Глубокое и ж-д станцией.

Подведение результатов конкурса, укрепление флажков на покоренную вершину Масштабная.

Конкурс 3. Вершина Засекреченная.

Учитель: Опять гора, опять секрет,

Так рассекретим, или нет?

Перед нами гора Засекреченная. Чтобы преодолеть эту вершину, мы должны верно сориентироваться с помощью топографического лото.

(Примечание: лото 4х4 см с изображением топографических знаков дети готовят к первому уроку темы: “План и карта”. В тетради расчерчивается поле из 20 аналогичных по размеру квадратов, в которые, согласно топографическому диктанту, раскладываются условные знаки).

Топографический диктант

Ребята отдыхали на озере (квадрат 9 топографического поля). К северо-западу от него протекала река, а к востоку расположились луга и кустарники. По тропе, расположенной к западу от озера, после удачного дня ребята отправились домой. Путь их проходил мимо одиноко стоящего старого разлогого дуба, который рос к западу от тропы. Их путь пролегал через редкий лес, расположенный к юго-западу от озера, который к западу переходил в вырубку. К востоку от редколесья ребята увидели дом лесника Николая Петровича. Пройдя вдоль обрыва, расположенного к юго-западу от дома лесника, ребята вышли на шоссе (к западу от обрыва), по которому дошли до своего поселка (квадрат 17 топографического поля).

Подведение результатов конкурса, укрепление флажков на покоренную вершину Засекреченную.

Конкурс 4. Вершина Эрудит.

Учитель:

А теперь наш путь лежит
Через гору Эрудит.
Капитаны впереди.
Доказать они должны
В поединке благородном,
Что достойны, что мудры.

Вопросы капитанам (поочередно):

1. Три самолета одновременно с одинаковой скоростью вылетели от нулевого меридиана:

а) по экватору;
б) по 30-й параллели;
в) по 60-й параллели.

У какого самолета кругосветное путешествие будет короче? Почему?

2. В каком направление двигалась группа туристов, если в полдень тень от них была направлена в сторону движения?

3. Где на земном шаре из основных 4 направлений сторон горизонта имеется только одно?

4. Имеются ли на Земле самая северная, западная, южная и восточная точки?

5. Как вы думаете, куда „лицом” обращена головка подсолнечника в полдень?

6. На каком полюсе теплее – на Северном или Южном? Почему?

Подведение результатов конкурса, укрепление флажков на покоренную вершину Эрудит.

Конкурс 5. Пропасть.

Учитель:

Перед нами пропасть, братцы,
Жутко, страшно, не сорваться б,
Чтобы к цели нам прийти,
И объекты нам найти,
Я даю координаты.

Команды получают задания на карточках.

Команда №1.

1.Унесённая ураганом, шхуна оказалась выброшенной на берег острова с координатами: 50? ю. ш., 70? в.д. Что это за остров?

2. Сигнал "SOS" поступил от корабля "Жанетта" о месте его катастрофы под 10?ю. ш., 140?в.д. Вблизи, какого острова случилась катастрофа?

3. Вы находитесь на материке ..........., в точке пересечения меридиана 100? з.д. и 20-й параллели. Укажите название материка и данного объекта.

Команда №2.

1. Экспедиция начала свой сплав по реке ........... под 48?с.ш., 101?з.д. Назовите эту реку.

2. Шхуна "Санта Мария" начала своё путешествие вокруг света под 36?с.ш., 10? з.д. Откуда начался её путь?

3. Вы находитесь на материке .......... в точке пересечения меридиана 50?в.д. и 40-й параллели. Укажите название материка, и на территории какого объекта находится точка?

Команда №3.

1. Судно терпит бедствие в точке с координатами 20?ю. ш., 110?в. д. Береговая охрана какой страны скорее всего, сможет прийти морякам на помощь?

2.Капитан Немо начал своё кругосветное путешествие по морским глубинам под 34?с.ш., 139?в.д. Вблизи каких островов или страны?

3. Это озеро называют “мёртвым сердцем” материка, на котором оно находится. Определите название этого озера и материка, на котором оно находится по координатам 29?ю.ш., 138?в.д.

Конкурс 6. Вершина Горизонтальная.

Учитель:

Далее гора Горизонтальная
Что такое горизонт?
Где есть север, где есть юг?
Должен ты сказать, мой друг.
И тогда гора Успех.
Пред тобой предстанет вдруг.

От каждой команды 1 игрок прикрепляет на доске стрелочку в направлении той стороны горизонта, которая указана учителем: С-З, Ю-В, С, Ю-З.

Подведение результатов конкурса, укрепление флажков на покоренную вершину Горизонтальная.

Учитель:

С долины Раздумий мы двинулись в путь.
Прошли весь хребет География.
Преграды, которые были в пути.
Мы с вами успешно прошли.
И вот мы на Успехе.
Преодолев все трудности,
И, закрепив премудрости.
Приветствую вас всех!

Подводятся итоги игры, жюри определяет команду-победителя, вручает медали “Знаток географии”

Учитель: Ребята, какие знания и умения вы приобрели, изучая тему „План и карта”? (Дети делают вывод о приобретённых ими знаниях и умениях).

Выставление оценок.

Домашнее задание (дифференцированное):

1. Составить кроссворд с помощью условных знаков (для команды – победителя).

2. Итоговые вопросы и задания по теме “План и карта”.