Цель урока : повторить правила и свойства арифметических действий с натуральными числами и таблицы степеней “2”, “3”, квадратов двузначных чисел от 10 до 25 , приемы рационального счета.
Подготовить к уроку : выставку книг, содержащих сказки, плакаты с иллюстрациями к сказкам, портреты известных писателей-сказочников.
Игра-путешествие
Повторяем тему: “Натуральные числа” (5 класс)
Ход урока
1. В сказках все необыкновенно: и события, и герои. Звери и птицы ведут себя по-особому : говорят по-человечески, думают и поступают как люди – добрые или злые, смелые или трусливые, глупые или умные. Читая сказки, мы попадаем в призрачный фантастический мир .
2. У каждого из вас есть своя любимая сказка, может быть и не одна… Все вы читали о проделках самого знаменитого и самого любимого медвежонка в мире, известного всем детям как Винни-Пух. А вам известно, что он бесследно исчез при загадочных обстоятельствах…Друзья медвежонка - поросенок Пятачок, ослик Иа, Кролик и Тигра- не знают, что и думать по этому поводу. Ясно только одно: Винни-Пуха надо искать. Поисковую операцию будет возглавлять набравшийся смелости поросенок Пятачок. Побывав в домике у Винни, они находят тетрадь. Но! О, ужас, все записи зашифрованы. Друзья устраивают “мозговой штурм”.
Помогите им отгадать, что написано в тетради.
3. Найдите значение выражения:
В-О ; И-20 ; Н-3.
Итак, это оказывается дневник Винни-Пуха, который по идее должен привести его друзей к пропавшему без вести медвежонку.
- Где же искать? Может быть на другой странице найдем ответ. - Подумал Пятачок.
4. Задание. Используя таблицу умножения, найдите буквы, соответствующие числам. Запишите в тетради эти буквы и прочитайте полученные слова.
42 | 48 | 36 | 56 | 28 | 32 |
49 | 35 | 54 | 45 | 40 | 24 | 63 | 72 |
х | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
6 | З | Ь | Р | С | Т |
7 | Н | А | С | Ф | А |
8 | А | А | Т | А | Ю |
9 | А | Т | Н | И | И |
ОТВЕТ:
С | Т | Р | А | Н | А | |||||||
Ф | А | Н | Т | А | З | И | И |
5. Самостоятельная работа. (6 мин., по вариантам; вариант 1 для немотивированных учащихся).
Зашифрованы 4 слова из сказки.
6. Задание. Выполните действия, результаты найдите в таблице и отгадайте зашифрованные слова.
ВАРИАНТ 1
Номер задания | ш | а | а | м |
1 | 16 | 9 | 10 | 1000 |
2 | 64 | 8 | 14641 | 25 |
3 | 32 | 21 | 9000 | 12 |
4 | 81 | 10000 | 11 | 13 |
(Маша)
1.) 125·8; 2.) ; 3.) два в пятой степени; 4.) квадрат какого числа равен 121.
ВАРИАНТ 2
1). 38·4·25=; 2.)125·79·8=; 3.) 4.)Сколько квадратных метров в 7 га; 5.) квадрат 16.
Номер задания | е | ч | а | к | п |
1 | 196 | 2805 | 1900 | 7625 | 3800 |
2 | 79000 | 648325 | 5378 | 175498 | 47438 |
3 | 2 | 15 | 9 | 5 | 700 |
4 | 7000 | 4890 | 70000 | 196 | 246 |
5 | 346 | 13 | 260 | 256 | 57 |
(Печка)
ВАРИАНТ 3
Номер задания | е | б | е | и | д | л |
1 | 19 | 180 | 235 | 215 | 81 | 115 |
2 | 169 | 51 | 304а | 47 | 425 | 175 |
3 | 3400а | 18 | 468 | 324 | 505 | 375 |
4 | 125 | 340а | 89 | 27 | 59 | 1 |
5 | 23 | 3 | 503 | 165 | 225 | 7а |
6 | 34а | 58 | 194 | 190 | 3 | 83 |
(Лебеди)
Найдите по формуле s=100+vt расстояние s, если v =5 км/ч и t =3ч; 2.)Выразите в арах 3 га 4 а; 3.)Квадрат какого числа равен 324; 4.) (8?–12):4;5.) 15 в квадрате; 6.) вычислить значение выражения по программе:
- разделите 24 на 8
- к результату команды 1. прибавьте 48
- результат команды 2. умножьте на 6
- из результата команды 3 вычтите 116.
ВАРИАНТ 4
Номер задания | н | л | о | б | я |
1 | При х = 0 | 12 | 5 | 84га | 1343 |
2 | 84000 га | 1348 | 19 | 7 | 6 |
3 | 15 | 840 га | При х = 4 | 156 | 24 |
4 | 54 | При х = 2 | 13 | 48 | 396 |
5 | 4 | 3594 | 2 | 21 | 8400 га |
6 | 45 | 31 | 695 | 74 | При х=1 |
(Яблоня)
- Вычислить: ;
- Решить уравнение 8х + 7х = 105;
- Выразить в гектарах: 8400000 м?;
- Квадрат какого числа равен 169
- Объем прямоугольного параллелепипеда 72 см?. Длина его 6 см, высота 3 см. Найдите ширину параллелепипеда.
- В каких случаях куб числа х равен частному х:х .
7. Из какой сказки эти слова?
Ребята отгадывают зашифрованные слова и название сказки.
Это “Гуси - лебеди”.
8. Попросив у Алисы машину времени, друзья Винни отправились в страну Фантазии.
И очутились друзья у самого синего моря.
Около ветхой землянки сидела старуха и пряла
свою пряжу. Рядом лежало разбитое корыто.
Что это за сказка?
Сколько всего лет жила эта семья у моря? (“Ровно тридцать лет и три года”.)
По дороге к морю друзья встретили старика.
Я укажу вам путь, но сначала решите мою задачу.
Вызванный к доске ученик, решает следующую задачу.
Задача. В первый день старик поймал 5 кг 800 г рыбы, что меньше массы рыбы, пойманной во второй день, на полтора килограмма. Сколько рыбы поймал старик за два дня?
(Ответ: За два дня старик поймал 13 кг 100 г рыбы)
9. Решение уравнений (3 мин.).
Дошли друзья до перекрестка. Чтобы узнать по какой дороге идти, надо прочитать надписи на камне. Но по вине ходячей каменоломни по имени Камнеед камень почти исчез. Остались четыре малюсеньких кусочка. Чтобы узнать, что было на камне написано, надо решить уравнения.
(Работа учащихся по рядам. Вызываются ученики по одному с каждого ряда к доске, остальные на местах.)
1 ряд: 29х+67х=30720;
2 ряд: 50у-18у=832;
3 ряд: 6с-с+18=43;
4 ряд: 2п+7п-12=69;
(Ответ: х=320; у= 26; с=5; п=9).
Первый, кто решит уравнение, получает бонус.
Кто решит раньше других, может спросить у Камнееда об одной из записей, решив дополнительное задание.
Решите уравнения:
А) 37х-21х+8=200 (ответ х= 12)
Б) 16у-у+5= 50 (ответ у= 3).
Камнеед прогрохотал: "Идите во дворец". Тигра спросил: "Какой дворец?! Почему?" Камнеед рассказал следующее:
"Винни-Пуха похитила Бастинда. Волшебной стране Фантазии и ее правительнице, девочке-Императрице, угрожала страшная напасть. Но Винни-Пух спасся сам и помог девочке-Императрице. Помогала юному воину великая сила воображения детей."
Поблагодарив Камнееда, Пятачок с друзьями отправился дальше. Прошли перекресток и отправились дальше. Долог путь и труден. Чтобы было легче шагать, выполним "волшебное задание" - Предложил Пятачок.
10. Вычислите значение выражения (выполняет один ученик у доски):
(23138-87·78):32-504 (ответ:7)
Кролик поделился своими знаниями о числе семь:
Семь использовали в сказках, мифах древнего мира. У Атланта, поддерживающего небесный свод, было семь дочерей- плеяд, которых Зевс превратил в созвездие.
Тигра закричал: “Я знаю тоже о числе семь кое-что. В радуге семь цветов.”
"Семидневные недели. Названия дней связаны с именами богов". - Добавил ослик Иа.
В каких сказках есть число 7? (“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”).
Быстро пролетело время за “волшебным” заданием. И подошли друзья к своей цели - дворцу девочки-Императрицы.
11. Но во дворец стража пустит только тех, кто знает пароль: угадать числа и ответить на вопрос.
10 = 10?
100 = 10?
1000 = 10?
1000000 = 10*
100000000= 10*
Что можно сказать о взаимосвязи степени числа десять с количеством нулей в получаемом числе? (Какова степень десяти, таково и количество нулей в получаемом числе, и наоборот.)
Заполните пропуски так, чтобы в итоге получились примеры на умножение натуральных чисел:
а) 32 + 32 + 32 + 32 =…·32;
б) 117 +…+… = 3·…;
в) …+…+…+…= 4·91;
г) 4 + 4 +…+ 4 =…·100.
Распахнулись двери дворца. А там праздник. Навстречу друзьям идет Маша. Просит девочка помочь.
12. Решите задачу.
Задача (выполняет один ученик у доски). Стул Мишутки может выдержать вес 44 кг 667 г. Вес Мишутки 43 с четвертью килограмма.Выдержит ли стул Машу, если девочка весит на 1 кг 529 г больше?
(44 кг 667 г - 43 кг 250 г = 1 кг 397 г, 1 кг 397 г меньше, чем 1 кг 529 г. Вывод: стул не выдержит девочку).
13. Во дворце Друзья нашли Винни-Пуха. Но девочка-Императрица не хочет отпускать медвежонка домой.
Я позволю вам уехать домой при условии, если вы отгадаете мою загадку. Дворец сложен из кубов со стороной 100 м. Сколько таких кубов, если объем всего дворца 1 км?.
Учитель: Помогите друзьям…(задачу решает один ученик у доски). С вашей помощью Винни-Пух и его друзья вернулись домой. Пока летели домой, друзья собирали мозаику.
14. Соберите мозаику.
Учащиеся заранее выполнили творческую работу: на альбомном листе размером 10х19 см изобразили сюжеты или персонажей из сказок. Учитель разрезает каждый рисунок произвольным образом и помещает в конверт. Ученикам предлагается собрать картинки в определенный рисунок.
15. Подведение итогов урока.
Д/З.
1) Постройте дома фигуры из кубиков и изобразите ее в тетради.
2) Придумайте по три задачи с использованием куба или задачи про сказочных героев ( арифметические действия с натуральными числами).