Задачи хрестоматии художественной литературы в начальных классах:
- Приобщение к художественной литературе.
- Видеть ради чего писал автор.
- Расширить опыт ребенка за счет новых переживаний.
Задача начального литературного образования:
- Сберечь дошкольный характер читательского
восприятия, а именно, эмоциональную
непосредственность.
Способ: совместное переживание художественного произведения ребенком и “вторым” взрослым. Мельчайшая единица человеческого развития не один человек, а пара.
Цель:
- Сохранить непосредственное восприятие, без обсуждения, если у ребенка нет желания. Просто слушание 15-20 минут. Играть в произведение.
- Объективировать средства искусства (элементы художественной формы, стихотворного размера, рифмы, звукозапись, эпитет, сравнение, метафоры, аллегорию, композицию, образы, персонажи) в качестве материала игры.
- Опираясь на первое непосредственное восприятие, открыть во втором коммуникативные возможности искусства, включая общение, искусством сформировать оценочное отношение как основу будущего художественного вкуса.
Задачи предмета школьного чтения
Специфические задачи.
- Техника чтения.
- Понимание нехудожественного (делового,
учебного) текста. Учить детей работать с
учебником, выявлять логическую структуру текста, составлять план, кратко пересказывать. - Приобщение к родной речи, как неосознанно, так и сознательно.
Неспецифические задачи.
- Развитие речи.
- Общение.
- Логика.
I этап
Задача 1-ой ступени: включить детей в общение друг с другом, вызвать интерес друг к другу.
Средство: “игра”. Делятся на 2 команды. Придумывают предложения из нескольких слов. Выбирают капитана из другой команды. Мимикой и жестами передают своей команде.
Цель: сохранить непосредственное восприятие и обогатить его понимание.
II этап
Ступеньки на II этапе: формирование самостоятельного чтения.
1 ступень
Задача: включить детей в коллективные творческие игры. Актуализировать, сформировать (если нет) готовность и способность играть.
Приращение - желание участвовать в коллективных играх. Способность к самооценке по критерию “я хорошо играю”. Средства: используя дошкольную игровую активность, учитель вовлекает первоклассника в любые игры с художественными средствами. (Крокодил). Кто услышал за 1 минуту, кто лучше подметил.
Педагогическая оценка. Учитель поощряет любую активность ребенка, даже если она непродуктивна.
Критерии завершения. Дети активно вступают в игру поначалу, но затем активность уменьшается, игра приедается, надоедает, появляется стремление к усложнению игры за счет правил, ограничивающих активность.
2 ступень
Педагогические задачи: развивать у школьников практические умения и навыки игрового владения художественными средствами, т.е. способами организации словесного материала и тем самым объективировать для детей эти средства в качестве особых игрушек, средств и материала игры (например, урок секрета звукописи, почти хромающие строчки - рифма, или похожие хвосты).
Педагогические средства имеют вид правил игры, но более определенные, требующие более сложного оперирования художественными средствами.
Педагогическая оценка. Объективация художественных средств в качестве средств игры.
Освоение критерия самооценки “я играю по правилам”.
Критерий завершения. Ребенок хорошо играет по правилам и непроизвольно эмоционально реагирует на случайные непреднамеренные художественные удачи своих товарищей. Все ступени формируются на фоне постоянной работы, направленной на сохранение непосредственного восприятия.
3 ступень
Задачи: сформировать объективацию художественных средств в качестве средств художественного общения.
Дети пишут стихи. “Для того, чтобы человек освоил новую для него деятельность, необходимо включить средства новой деятельности в старую освоенную деятельность, мотив которой значим и важен для человека” .(Глюцер М.62.64)
Для первоклассника включить средства учебной деятельности, учебно -художественной или вообще любой освоенной деятельности в игру, в качестве средств. Если учебные средства - понятие. Стихотворный размер - средство.
Ни в коем случае на этапе игры 1 и 2 ступеньки нельзя давать заданий. “Напиши стихи таким размером, чтобы мы почувствовали, как ты переживаешь”. Используй средства выражения для выражения своих чувств.
Детям предлагаются такие задания в освоенной ими деятельности, чтобы их результат оказался продуктом новой деятельности. После этого остаются только прием, с помощью которого ребенок осознает свою деятельность как новую. Чтобы ребенок осознал художественное произведение как результат авторской коммуникативной деятельности. Он должен сам непреднамеренно стать автором и осознать себя автором, воздействующем на других. Попросить в игре что-то написать.
Предмет задуман и находится в сравнении дети придумывают название, непреднамеренно создают художественный образ.
Непосредственное эмоциональное реакция класса на неожиданное возникновение художественного образа возможно лишь в том случае, если дети сохраняют непосредственное восприятие. Такая реакция может и должна быть использована учителем, как педагогическое средство, обеспечивающего осознание ребенком авторитета своего коллектива.
Критерии завершения.
Ребенок осуществил двойное открытие:
- он открыл авторов в себе;
- он открыл коммуникативные возможности
художественных средств, которыми раньше
только играл.
III этап
Педагогические средства. Для обеспечения перехода от игры художественными средствами к общению искусством, педагог методом исследования конструирует специально учебно-художественные задачи, так что бы соблюдение условий игры, выполнение правил обеспечивало большую вероятность непреднамеренного создания играющим ребенком художественного образа (сравнение, допиши сказку, строку). При условии, что удалось у школьников сохранить непосредственное (восприятие) художественное переживание, внезапные (случайные) возникновения художественных образов вызывают у одноклассников положительную реакцию (эмоциональную), подчеркивание педагога этой реакции становится формой или стимулом рефлективного осознания ребенком коммуникации художественного образа, художественных. средств и своих авторских возможностей.
Признак сформированности.
Дети начинают ориентироваться не на процесс, а на коммуникативный результат.
Оценивание:
1. По сравнению что сделано раньше (относительное).
2. Абсолютное - по сравнению с творчеством мастеров.
IV этап
Педагогические задачи.
1. На произведении других авторов, в том числе мастеров. Перенести отношение ребенка к его собственному творчеству, т.е. коммуникативное отношение к искусству открывшиеся в его собственном творчестве. Распространять на восприятие всей литературе.
2. Обеспечить открытие ребенка того факта, что средство искусства, использовавшееся раньше, как средство игры, стало средством моего авторского воздействия на других и может служить средством моего более глубокого проникновения в произведения искусства. Это же и психологическое новообразование.
Педагогические средства.
Учебно-художественная задача, которая теперь имеет вид не только учебных игр, как раньше, но и прямых вопросов и (ответов) заданий, сталкивающих ребенка с внутренними противоречиями художественного текста + непосредственное переживание.
Алгоритм подготовки к уроку.
1. Вчитаться в рассказ.
2. Сформировать гипотезу о возможном и значимом для меня сегодня (для моих учеников сегодня) авторском замысле, чтобы он хотел, чтобы со мной ( с ними) произошло в результате этого рассказа.
3. Проверка гипотезы:
- в соотнесении своих переживаний и образа замысла, который у нас (у меня) возник, с элементами отношений структуры произведения, с помощью литературоведческого анализа текста и анализа собственных переживаний.
- обращение к литературоведческой литературе, консультация с коллегами, критика.
- рискнуть и попытаться осмыслить произведение с детьми.
4. Проектирование урока, т.е. переводческая работа: перевожу с языка литературоведения на методический язык. Ход восприятия произведения, помню при этом, что моя задача заключается не в том, чтобы передать детям свое восприятие, а в том, чтобы сформировать способ воспроизведения произведения:
- актуализировать непосредственное переживание произведения.
- предложить или сформировать гипотезу об авторском замысле.
- помочь или проверить гипотезу в (соответствии) отношении с произведением.
Планирование урока.
- Толчковый вопрос (задание): чтобы ребенок вернулся к переживаниям, соотнесся с гипотезой и начал говорить.
- Предлагаем дальнейший ход урока.
- Заранее ищем критерии оценки своей педагогической работы: удалось ли мне обеспечить способ восприятия каждому ребенку своей, а вовсе не мое восприятия.
- Провести урок.
- Непременно самостоятельно или с коллегами отрефлексировать этот урок. Зафиксировать предложения по совершенствованию урока. Желательно на других детях повторить урок.
Желательно продумать от 3 -5 вариантов урока, тогда мы будем готовы импровизировать и 6 – 7 вариантов.