Формирование художественного восприятия у младшего школьника

Разделы: Начальная школа


Задачи хрестоматии художественной литературы в начальных классах:

  1. Приобщение к художественной литературе.
  2. Видеть ради чего писал автор.
  3. Расширить опыт ребенка за счет новых переживаний.

Задача начального литературного образования:

  1. Сберечь дошкольный характер читательского восприятия, а именно, эмоциональную
    непосредственность.

Способ: совместное переживание художественного произведения ребенком и “вторым” взрослым. Мельчайшая единица человеческого развития не один человек, а пара.

Цель:

  1. Сохранить непосредственное восприятие, без обсуждения, если у ребенка нет желания. Просто слушание 15-20 минут. Играть в произведение.
  2. Объективировать средства искусства (элементы художественной формы, стихотворного размера, рифмы, звукозапись, эпитет, сравнение, метафоры, аллегорию, композицию, образы, персонажи) в качестве материала игры.
  3. Опираясь на первое непосредственное восприятие, открыть во втором коммуникативные возможности искусства, включая общение, искусством сформировать оценочное отношение как основу будущего художественного вкуса.

Задачи предмета школьного чтения

Специфические задачи.

  1. Техника чтения.
  2. Понимание нехудожественного (делового, учебного) текста. Учить детей работать с
    учебником, выявлять логическую структуру текста, составлять план, кратко пересказывать.
  3. Приобщение к родной речи, как неосознанно, так и сознательно.

Неспецифические задачи.

  1. Развитие речи.
  2. Общение.
  3. Логика.

I этап

Задача 1-ой ступени: включить детей в общение друг с другом, вызвать интерес друг к другу.

Средство: “игра”. Делятся на 2 команды. Придумывают предложения из нескольких слов. Выбирают капитана из другой команды. Мимикой и жестами передают своей команде.

Цель: сохранить непосредственное восприятие и обогатить его понимание.

II этап

Ступеньки на II этапе: формирование самостоятельного чтения.

1 ступень

Задача: включить детей в коллективные творческие игры. Актуализировать, сформировать (если нет) готовность и способность играть.

Приращение - желание участвовать в коллективных играх. Способность к самооценке по критерию “я хорошо играю”. Средства: используя дошкольную игровую активность, учитель вовлекает первоклассника в любые игры с художественными средствами. (Крокодил). Кто услышал за 1 минуту, кто лучше подметил.

Педагогическая оценка. Учитель поощряет любую активность ребенка, даже если она непродуктивна.

Критерии завершения. Дети активно вступают в игру поначалу, но затем активность уменьшается, игра приедается, надоедает, появляется стремление к усложнению игры за счет правил, ограничивающих активность.

2 ступень

Педагогические задачи: развивать у школьников практические умения и навыки игрового владения художественными средствами, т.е. способами организации словесного материала и тем самым объективировать для детей эти средства в качестве особых игрушек, средств и материала игры (например, урок секрета звукописи, почти хромающие строчки - рифма, или похожие хвосты).

Педагогические средства имеют вид правил игры, но более определенные, требующие более сложного оперирования художественными средствами.

Педагогическая оценка. Объективация художественных средств в качестве средств игры.

Освоение критерия самооценки “я играю по правилам”.

Критерий завершения. Ребенок хорошо играет по правилам и непроизвольно эмоционально реагирует на случайные непреднамеренные художественные удачи своих товарищей. Все ступени формируются на фоне постоянной работы, направленной на сохранение непосредственного восприятия.

3 ступень

Задачи: сформировать объективацию художественных средств в качестве средств художественного общения.

Дети пишут стихи. “Для того, чтобы человек освоил новую для него деятельность, необходимо включить средства новой деятельности в старую освоенную деятельность, мотив которой значим и важен для человека” .(Глюцер М.62.64)

Для первоклассника включить средства учебной деятельности, учебно -художественной или вообще любой освоенной деятельности в игру, в качестве средств. Если учебные средства - понятие. Стихотворный размер - средство.

Ни в коем случае на этапе игры 1 и 2 ступеньки нельзя давать заданий. “Напиши стихи таким размером, чтобы мы почувствовали, как ты переживаешь”. Используй средства выражения для выражения своих чувств.

Детям предлагаются такие задания в освоенной ими деятельности, чтобы их результат оказался продуктом новой деятельности. После этого остаются только прием, с помощью которого ребенок осознает свою деятельность как новую. Чтобы ребенок осознал художественное произведение как результат авторской коммуникативной деятельности. Он должен сам непреднамеренно стать автором и осознать себя автором, воздействующем на других. Попросить в игре что-то написать.

Предмет задуман и находится в сравнении дети придумывают название, непреднамеренно создают художественный образ.

Непосредственное эмоциональное реакция класса на неожиданное возникновение художественного образа возможно лишь в том случае, если дети сохраняют непосредственное восприятие. Такая реакция может и должна быть использована учителем, как педагогическое средство, обеспечивающего осознание ребенком авторитета своего коллектива.

Критерии завершения.

Ребенок осуществил двойное открытие:

  • он открыл авторов в себе;
  • он открыл коммуникативные возможности художественных средств, которыми раньше
    только играл.

III этап

Педагогические средства. Для обеспечения перехода от игры художественными средствами к общению искусством, педагог методом исследования конструирует специально учебно-художественные задачи, так что бы соблюдение условий игры, выполнение правил обеспечивало большую вероятность непреднамеренного создания играющим ребенком художественного образа (сравнение, допиши сказку, строку). При условии, что удалось у школьников сохранить непосредственное (восприятие) художественное переживание, внезапные (случайные) возникновения художественных образов вызывают у одноклассников положительную реакцию (эмоциональную), подчеркивание педагога этой реакции становится формой или стимулом рефлективного осознания ребенком коммуникации художественного образа, художественных. средств и своих авторских возможностей.

Признак сформированности.

Дети начинают ориентироваться не на процесс, а на коммуникативный результат.

Оценивание:

1. По сравнению что сделано раньше (относительное).

2. Абсолютное - по сравнению с творчеством мастеров.

IV этап

Педагогические задачи.

1. На произведении других авторов, в том числе мастеров. Перенести отношение ребенка к его собственному творчеству, т.е. коммуникативное отношение к искусству открывшиеся в его собственном творчестве. Распространять на восприятие всей литературе.

2. Обеспечить открытие ребенка того факта, что средство искусства, использовавшееся раньше, как средство игры, стало средством моего авторского воздействия на других и может служить средством моего более глубокого проникновения в произведения искусства. Это же и психологическое новообразование.

Педагогические средства.

Учебно-художественная задача, которая теперь имеет вид не только учебных игр, как раньше, но и прямых вопросов и (ответов) заданий, сталкивающих ребенка с внутренними противоречиями художественного текста + непосредственное переживание.

Алгоритм подготовки к уроку.

1. Вчитаться в рассказ.

2. Сформировать гипотезу о возможном и значимом для меня сегодня (для моих учеников сегодня) авторском замысле, чтобы он хотел, чтобы со мной ( с ними) произошло в результате этого рассказа.

3. Проверка гипотезы:

  1. в соотнесении своих переживаний и образа замысла, который у нас (у меня) возник, с элементами отношений структуры произведения, с помощью литературоведческого анализа текста и анализа собственных переживаний.
  2. обращение к литературоведческой литературе, консультация с коллегами, критика.
  3. рискнуть и попытаться осмыслить произведение с детьми.

4. Проектирование урока, т.е. переводческая работа: перевожу с языка литературоведения на методический язык. Ход восприятия произведения, помню при этом, что моя задача заключается не в том, чтобы передать детям свое восприятие, а в том, чтобы сформировать способ воспроизведения произведения:

  1. актуализировать непосредственное переживание произведения.
  2. предложить или сформировать гипотезу об авторском замысле.
  3. помочь или проверить гипотезу в (соответствии) отношении с произведением.

Планирование урока.

  1. Толчковый вопрос (задание): чтобы ребенок вернулся к переживаниям, соотнесся с гипотезой и начал говорить.
  2. Предлагаем дальнейший ход урока.
  3. Заранее ищем критерии оценки своей педагогической работы: удалось ли мне обеспечить способ восприятия каждому ребенку своей, а вовсе не мое восприятия.
  4. Провести урок.
  5. Непременно самостоятельно или с коллегами отрефлексировать этот урок. Зафиксировать предложения по совершенствованию урока. Желательно на других детях повторить урок.

Желательно продумать от 3 -5 вариантов урока, тогда мы будем готовы импровизировать и 6 – 7 вариантов.

Творческие работы учащихся