Цели:
- Познакомить с решением задач, в которых требуется по известной площади и стороне прямоугольника найти другую сторону.
- Закрепить умения решать задачи на нахождение площади прямоугольника и составлять обратные.
- Закрепить умения решать составные текстовые задачи, ранее изученных видов, выполнять арифметические действия.
- Развивать логическое мышление, речь и все виды памяти.
- Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь, прививать интерес к математике.
Оборудование: индивидуальные карточки, таблицы с геометрическим материалом, конверты с заданиями, таблички с названиями ролей, карточки показывающие настроение ребят, сигналы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель: Какое настроение на уроке? (Дети показывают карточки с изображением улыбки.)
II. Вступительная беседа
Учитель: Сегодня на уроке мы
представим, что работаем в
научно-исследовательском институте и занимаемся
математическими проблемами. Наш отдел № 4-А на
сегодня получил новую тему, название которой мы
“откроем” позже, но кроме неё, будем применять
математические знания на практике. Для работы
нашего отдела назначаю 1 секретаря (прикалываю
на грудь таблички), 1 лаборанта и 2 научных
консультанта.
Проверим инструменты для работ, блокнот для
записей, справочник (учебник по математике).
III. Устная работа
Учитель: “Отточим” свой ум перед работой.
Игра “Спринт”: раздаются ленты с примерами на таблицу умножения и деления на 10, 100 по рядам и дети на скорость, начиная с первых парт, решают и передают дальше. А следующая пара вставляет в рамочку ответ и считает дальше. Так до последней парты. Выигрывает тот ряд, кто быстрее сосчитает правильно (Приложение 7).
Учитель: Подводим итог: выполнили одновременно. Молодцы!
Раздаются индивидуальные карточки, проверяемые учениками (Приложение 2)
Учитель: Мыслить не разучились? Выбираем правильный ответ.
На доске примеры с разновариантными ответами:
62 |
802 |
Дети выбирают правильный ответ и доказывают свой выбор.
Учитель: Повторим геометрический материал.
На доске таблица (Приложение 1)
Учитель: Какие фигуры на таблице?
Назовите. Какая из фигур лишняя? Почему?
А теперь уберём круг. Как одним словом назовём
геометрические фигуры? (Многоугольники)
Учитель: Что можно в них вычислить? (Площадь, периметр)
Учитель: Какие геометрические фигуры вы бы сюда добавили? (Точка, отрезок, прямая, луч, кривая, ломаная и т.д.)
Лаборант по ходу работы показывает фигуры, помогает называть.
IV. Новый материал
Учитель: Записываем в рабочий блокнот число, “классная работа”/
Показ цифр: 2002? (Это год текущий.)
Учитель: Займёмся исследовательской работой.
На доске прикрепляются по очереди таблицы, на которых чертёж, где изображён прямоугольник с известной площадью и одной из сторон прямоугольника, а другая неизвестна (Приложение 3)
Учитель: Известно, что
площадь прямоугольника 12 см2, а одна
сторона 3см., требуется найти другую сторону.
Вспомним, как найдём площадь прямоугольника?
Исходя из этого, учащиеся составляют уравнение X
• 3 = 12, откуда X = 12 : 3, Х = 4.
(Ответ: 4 см.)
Дети самостоятельно работают по данному чертежу с доски и делают вывод: “Чтобы найти искомую сторону прямоугольника, нужно площадь поделить на известную сторону”.
Учитель: А кто догадался, что за тема нашего урока, т. е. тема отдела № 4-А?
Дети формулируют тему урока.
V. Закрепление нового материала, с опорой на ранее изученный.
Учитель показывает письмо № 1 (Приложение 4).
Учитель: Дети, в письме просьба строителей, которым необходимо быстро вычислить площадь зала, который собираются застелить линолеумом. Данные в справочнике с. 128 № 584 1).
Ребята выполняют задание.
15 • 9 = 135 (см2) (Ответ: 135 см2)
Учитель: А задание 2) этого номера выполняйте самостоятельно в парах, выбирая один из видов обратной задачи. Один ученик в паре формулирует текст, а другой – решение и ответ.
Задание проверяется, выполнено правильно.
VI. Физминутка
Учитель: Потянулись, встали, потянулись, стряхнули усталость, сели.
VII. Повторение изученного
Учитель показывает письмо № 2 (Приложение 5).
Учитель: Дети, в письме содержится просьба сотрудников НИИ, которые летят на симпозиум и в дороге нужна дозаправка керосином. Сосчитать количество топлива. Данные в справочнике с. 128 № 586.
Дети находят правильное решение, составляют краткую запись на доске.
3 л – 2385 г.
8 л – ? г.
1) 2385 : 3 = 795 (г) – в 1 л.
2) 795 • 8 = 6360 (г) или 6 кг 360 г.
Ответ: 6 кг 360 граммов.
Секретарь помогает оформить краткую запись
на доске. Научные консультанты помогают детям
справиться с задачей, ходят по классу, проверяют.
Задача выполняется разными способами и
проверяется с доски, где работали ученики.
Пока проверяются задачи, учитель подводит итоги
по индивидуальным карточкам, где задание
выполняли дети и дети проверяли работы. Для тех,
кто справился с задачей, предлагаю карточки
повышенной трудности, на логику.
Учитель: По факсу пришли выполненные карточки – примеры в наш отдел, но ответы не пропечатались полностью. Необходимо восстановить запись (Приложение 6).
13640 : 4 – 6400 : 10 = 3...
8700 : 100 = 87 ...
1300 : 100=1 ...
Дети восстанавливают ответы в примерах.
Учитель: Проверяем с места, используя сигналы.
VIII. Итог урока
- Что нового узнали на уроке? Чему научились?
- Что было трудно?
- А кто не успел до конца выполнить задания?
- У кого настроение не изменилось за урок?
Учитель: Рабочий день закончен. Спасибо за добросовестный труд.