Подготовка к уроку
Класс делится на 2 или 3 команды (на усмотрение
учителя). Название и капитана команды дети
выбирают сами.
Учитель готовит табло, которое представлено
ниже. Оформляется выставка книг писателей,
которых изучали в этом учебном году. Но на столах
у ребят нет ни учебников, ни книг.
Для ребят готовятся подарки (лучше книги),
которые будут вручены в конце игры.
Игра “Литературные тайны”
Табло
1. Тайны животных 2. Богатырская 3. Авторская 4. Разноцветное покрывало земли 5. Сказочная 6. Детская 7. Объяснялки |
10 10 10 10 10 10 10 |
20 20 20 20 20 20 20 |
30 30 30 30 30 30 |
40 40 40 40 40 40 40 |
50 50 50 50 50 50 50 |
ХОД ИГРЫ
– Дорогие ребята! Вот и подошел к концу учебный год. Наш последний урок литературы мы посвящаем книгам и их авторам. Игра называемся “Литературные тайны”. Вы разделились на команды. Представьте их и своих капитанов.
Идет представление команд.
– Проведем жеребьевку, кто начнет игру.
В жеребьевке участвуют капитаны.
– Напоминаю правила игры. Вы выбираете
страницу, в которую будете играть, и цену вопроса.
Если команда отвечает верно, то очки достаются
ей. Если команда ответить не может, то имеет право
ответить другая команда.
Итак, желаю успехов!
1. Тайны животных
– Речь пойдет о животных, которые живут на воле, но соседствуют с людьми, а также о тех, которых человек ввел в свой дом. Понимает ли их человек? Внимательный ли он сосед? Раз уж мы достались в соседи друг другу, то об этом, наверное, стоит почаще думать. Ведь животные не могут выбрать себе соседей получше… (“Верный аист” изд-во “Детская литература”.)
Вопросы:
10.
“Я с запасом новых песен
К вам вернусь, когда с полей
Снег сойдет, когда в овраге
Зажурчит, блестя, ручей…”
– Из какого произведения эти строки и кто его автор? (А. Плещеев“Дети и птичка”.)
20.
– Этот автор не любил сказок и историй с плохим концом, он переделывал его. Но мы читали произведение, в котором мать погибает, но спасает своих детей. (С. Есенин “Лебедушка”.)
30.
– Четыре тысячи подков не принесли им счастья, пришлось всем погибнуть, чтоб люди спаслись. (Б. Слуцкий “Лошади в океане”.)
40.
– Для него поставили сети, чтобы поймать. Иначе он пропал бы один, ведь его родителей пристрелили охотники. Жилось ему в неволе хорошо. Но все-таки он ушел. (Д.Н. Мамин-Сибиряк “Приемыш”)
50.
– Они были очень разные по характеру. Но дружба их была крепкой. Смогла их разлучить только смерть. (А.И. Куприн “Барбос и Жулька”)
2. Богатырская
– Ты думаешь, Матренушка,
Мужик – не богатырь?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою – а богатырь!
Вопросы:
10.
“И повелел он своим воинам сделать колеса и
поставить на них корабли. И так как был попутный
ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к
городу. Греки же, увидев это, испугались и
сказали, послав послов к нему:
– Не губи города, дадим тебе дани, какой
захочешь”.
– О ком идет речь? (Об Олеге, его называли Вещим. Из летописи “И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда”.)
20.
– Он основал монастырь, посвященный Святой Троице, – Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Кто он? (Сергий Радонежский.)
30.
– Прочитай вон, на камени
Придорожном надписочка
Четко-ясно повысечена:
“Прямо ехать – убитому быть!
Влево ехать – женатому быть!
Вправо ехать – богатому быть!
Все судьбой сие предписано!”
– Кто это читал и по какой дороге поехал? (Это был Илья Муромец. Он ездил по всем трем дорогам по порядку, как указано на камне.)
40.
– Кто написал эти строки?
На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.
Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.
………………
Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань –
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.
(Иван Саввич Никитин. “Русь”.)
50.
– Записи делались из года в год или, как раньше говорили на Руси, из лета в лето. Отсюда и название этих записей. Самые древние они не сохранились. Узнать, о чем в них рассказывалось, мы можем благодаря труду… О чем и о ком идет речь? Назовите хотя бы одно имя из них. (Речь идет о летописях. Записывали их монахи-летописцы. Одним из первых был монах Киево-Печерского монастыря Нестор.)
3. Авторская
– И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.(А.С. Пушкин)
Вопросы:
10.
– Сэмюэл Ленгхорн Клеменс. Кто это? (Марк Твен.)
20.
– “Точен и скуп на слова был он даже в обыденной жизни. Словом он чрезвычайно дорожил, слово высокопарное, фальшивое, книжное действовало на него резко: сам он говорил прекрасно – всегда по-своему, ясно, правильно. Писателя в его речи не чувствовалось, сравнения, эпитеты он употреблял редко, а если и употреблял, то чаще всего обыденные, и никогда не щеголял ими, никогда не наслаждался своим удачно сказанным словом”. (Писатель И.А. Бунин.)
– О ком идет речь, о ком так говорил И. Бунин? Подсказки: свои первые рассказы он подписывал псевдонимом Чехонте. (Антон Павлович Чехов.)
40.
– Учитель, участник Октябрьской революции,
гражданской войны, писатель; ему была присуждена
Государственная премия.
Уральцы гордятся своим земляком, прославившем
свой родной край, его людей, его легенды и
предания на весь мир. (Павел Петрович Бажов.)
50.
– Так подписывался один из писателей: НАВИ ВОЛЫРК. (Это Иван Крылов. Аноним-псевдоним из букв собственного имени, читающегося в обратном порядке.)
4. Разноцветное покрывало земли
И долго буду те любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.(А.С. Пушкин)
– Эту страничку иначе можно назвать “Поэтической”.
Вопросы:
10.
– Две капли брызнули в стекло,
От лип душистых медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
– Из какого стихотворения строчки, кто их автор? (“Весенний дождь”, А.А. Фет.)
20.
– “Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла”.
– Кто это говорит? Кто автор? (“Бабочка”, А.А. Фет.)
30.
– Кто и кому так говорит?
“Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидает подруг!”
(“Дети и птичка”. А.Н. Плещеев. Птичка говорит детям.)
40.
– Этот период ранней осенью длится недолго. Как он называется? Кто автор одноименного стихотворения? (“Бабье лето”. Д.Б. Кедрин.)
50 – Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека. Приведите примеры, прочитайте наизусть строчки из стихотворений.
5. Сказочная
Нам сказали про Ивана-то – хитер,
Нам сказали про Андреича – хитер.
Он хитер – мудер – прохитрился,
Он прохитрился – промудрился.
10
– Ее перо сверкает так,
Что ясно: это не пустяк!
Никто не знает, что случится
В тех сказках, где живет…
(Жар-птица. Сказка “Конек-Горбунок”, П.П. Ершов.)
20.
– Узнайте сказку по ее началу: “Давно тому назад, в городе Тифлизе, жил один богатый турок. Много Аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единственная дочь…” (“Ашик-Кериб”. Турецкая сказка.)
30.
– Эту сказку можно было бы назвать по-другому. Например, “Последняя весна”, “Брат и сестра”, “Угасающая жизнь”, “История, которую поведал высушенный цветок розы”. Но родное название подходит ей больше. Назовите его. (“Сказка о жабе и розе”. В.М. Гаршин.)
40.
– Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну – обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
Что это? (Это зеркало.)
– В какой сказке оно играло немаловажную роль? (“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”. А.С. Пушкин.)
50.
– “Время не дремлет, часы не стоят”. Какая сказка раскроет смысл этой пословицы? (“Сказка о потерянном времени” Е.Л. Шварца.)
6. Детская
Приходите, шалунишки,
По дороге долгой, трудной.
Вы обычные ребята,
Книжки мы про вас читали.
И всегда мы с вами лично
Познакомиться мечтали.
Вопросы:
10.
– Сначала в Пермь, оттуда в Тюмень… потом Томск… потом… потом… в Камчатку… Отсюда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив… Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей”. Кто собирался в такое путешествие? (“Мальчики”, А.П. Чехов.)
20.
– Какое произведение начинается так: “Хотя мне уже идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо”? (“Главные реки”, В.Ю. Драгунский.)
30.
– Еда – главное в жизни этого мальчика, а Борис Сергеевич его не понял. (“Что любит Мишка”, В. Драгунский.)
40.
– Какое произведение закончилось так: “Я думал, что он про школу. И опять улыбаться стал. А он рукой на меня махнул и залез в кабину. Не захотел со мной разговаривать больше. Весна. Солнышко. Воробьи в лужах купаются. Но почему мне так скучно?” (“Никакой я горчицы не ел”, В.В. Голявкин.)
50.
– Он знал, что когда его имя произносят полностью, это предвещает какую-нибудь неприятность. О ком идет речь? (Том Сойер, М. Твен.)
7. Объяснялки
– Понятием “крылатые слова” обозначают вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты и образные выражения, изречения исторических лиц и т.п. Что обозначают следующие крылатые выражения?
10.
– “Сказка про белого бычка”. (Бесконечное повторение одного и того же с самого начала, возвращение к одному и тому же.)
20.
– “Бить баклуши”. (Праздно проводить время, бездельничать. Первоначально означало: раскалывать, разбивать осиновый чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них мелких щепных изделий (ложек, поварешек и т.п.), т.е. делать очень несложное дело.)
30.
– “Делу время и потехе час”. (Это выражение взято из указа царя Алексея Михайловича. Вместо “и” со временем стали употреблять “а”.)
40.
– “Ждать у моря погоды” (Рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.)
50.
– “Знать назубок”. (Знать что-то очень хорошо. А было время, когда “знать назубок”, “проверить назубок” принималось почти буквально: поговорка возникла от обычая проверять подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит, подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасть фальшивая: внутри полая или залитая дешевым металлом.)
Подведение итогов, награждение участников.