Цель: Формирование у учащихся положительной мотивации к учебе.
Задачи:
- Развивать навык использования дополнительной литературы при подготовке к марафону.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Развивать любознательность, интерес к предметам, нестандартное мышление.
Оборудование: карточки с заданиями, выставка книг, музыка, детские рисунки.
I. “Во всём нужна сноровка, закалка, тренировка” (слова на доске)
(Обсуждение смысла этих слов).
Сегодня вы участники интеллектуальной игры “Юный эрудит”, в ходе игры вы должны показать свои знания, интеллект.
II. Образование команд из учащихся разных классов. Выбор названия команд из предложенных: “Знатоки”, “Эрудиты”, “Умники и умницы”. Выбор капитанов команд. А остальные учащиеся занимают места для болельщиков. Представление экспертной комиссии (учителя), которая будет выполнять роль жюри.
Игра будет проходить по трём направлениям: история, литература, экология.
I. История
XX в. – это был век не только достижений в космосе, в науке, в культуре, в спорте, но и век жестокой войны России с Германией, II мировая война. Мы не случайно сегодня говорим об этом. Приближается дата. Какая? (Обращение к выставке книг, детских рисунков).
Блиц-турнир (по 1 вопросу задается командам по очереди, если команда не отвечает, помогают её болельщики, если нет – другая команда)
- Начало ВОВ? (Звучит “Священная война” муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).
- Почему ВОВ имеет такое название, как ещё называют её?
- Дата, которая считается Днем Победы? (Звучит “День Победы” муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова).
- Какой город первым принял на себя удар врагов?
- Какие города-герои знаете?
- Кто такие панфиловцы. В какой битве они геройски погибли?
- Какой город был в блокаде, сколько?
- Что такое “дорога жизни”?
- “На Мамаевом кургане тишина” Что это за курган?
- Возле какого города проходило великое танковое сражение?
- Что такое “катюша”?
- Где было установлено знамя Победы? Кем?
- Назовите военначальников ВОВ?
- Что такое “волчье логово”?
- Назовите героев ВОВ?
- Где проходил парад Победы, кто им командовал? Кто принимал?
- Назовите имена героев – наших земляков, участников ВОВ.
- Что было в годы войны в нашей школе №56 и в детском саду №3.
2 конкурс
Команды получают задание на карточках, выполнение которого проверит экспертная комиссия.
- Назовите главные события ВОВ 1941г., 1942г., 1943г., 1944г., 1945г.
- Расшифруй и объясни;
a. у о к а к и п я ц (оккупация)
b. и я ц а э в а у к (эвакуация)
c. л т и п а к и я ц у я (капитуляция)
3. Через всю Польшу двигались к Берлину железнодорожные составы с артиллерией, минометами и танками. Но их было не видно. Почему их было не видно и для чего это нужно было.
В это время задания читает ведущий командам болельщиков.
– О каком событии ВОВ повествуют эти стихотворные строки?
1.
Такою всё дышало тишиною,
Что вся земля ещё спала, казалось
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то 5 минут осталось!
– Кто направил горящий самолет в скопление вражеских танков и бензоцистерн? (Гастелло)
2.
Мы помним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков …
И в сердцах будут жить 28
Самых смелых твоих сыновей.
– Кто совершил первый ночной таран в небе Москвы? (Талалихин)
3.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюлях воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
– Кто был награжден орденом “Победа” под номером 1?
3 конкурс.
Музыкальный (спеть песню военных лет с элементами инсценировки).
Слово экспертной комиссии.
II. Литература
Капитанам команд подойти к столу комиссии и получить задание.
1. Определить автора, название и жанр произведения, нет ли лишнего героя?
а) Гусев, Чижиков, Сыроежкин, Кукушкина, Петров, Клюквин.
б) Тутти, Суок, Аленушка, Тибул, Просперо, Фефка, Гаспар.
2. Выбери правильную цепочку: автор – произведение – жанр
Ш.Перро | рассказ | |
“Кот в сапогах” | ||
В.Драгунский | сказка |
3. Расшифруйте фамилии писателей, подчеркните поэтов.
ГАРШИННЕКРАСОВПРИШВИНПУШКИНБЛОКТОЛСТОЙФЕТ
В это время вопросы болельщикам:
- В каком городе родился А.С.Пушкин?
- В какой стране родился и жил Г.Х.Андерсен?
- Создатель “Толкового словаря живого великого языка”?
- Кому посвящены слова “Подруга дней моих суровых”?
- Чьи это слова:
“Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят”? - Русский писатель. Его басни называют “книгой мудрости”.
- Как звали главных героев сказки Андерсена “Снежная королева”?
- С какого возраста Лермонтов начал писать стихи? (14 лет)
- Кому адресованы слова: “Так поди же, попляши…”
- Кто из героев сказки А.С.Пушкина поёт песню: “Во саду ли, в огороде…” (Белка)
- Из какой басни эти строки: “А воз и ныне там…”
- Сколько приблизительно слов в словаре В.Даля? (200000)
Игра на внимание. Комиссия проверяет выполнение задания.
Слово экспертной комиссии!
III. Экология
Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде.
1. Команды получают письмо-жалобу животного, определяют о ком идёт речь и какую пользу оно приносит.
а) Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.
б) На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь мы такими уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.
в) Какими нас только в сказках не представляли: и злыми, и глупыми, и наивными. И телят, и ягнят от нас прячут, собак на нас пускают. Ну и пусть, что мы сероваты, зубоваты и хищники. Зато от нас большая польза!
Болельщикам в это время устный тест:
1. Вы приглашены на день рожденья, ваша подруга очень любит ландыши. Что вы подарите любимой подруге?
а) искусно сделанный пластмассовый или стеклянный букетик;
б) несколько благоухающих цветов;
в) огромный букет этих нежных цветов.
2. Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели конфеты, пили лимонад и варили уху. Прежде чем уйти домой, вы …
а) все бросили и ушли;
б) сложили все в костер и ушли;
в) бумагу сожгли, банки и бутылки взяли домой, залили костёр водой или засыпали землей.
3. Птенец выпал из гнезда. Как вы поступите?
а) оставите на том же месте, даже не прикоснувшись к нему;
б) положите птенца в гнездо;
в) возьмете домой и будете держать в клетке.
Слушаем ответы команд на письмо-жалобу.
2. Конкурс капитанов
(за 1 минуту в быстром темпе задаются вопросы, считать сколько вопросов задано и сколько правильных ответов)
- Слепыми или зрячими родятся зайчата?
- Кто собирает яблоки спиной?
- Пингвин – птица или нет?
- Какая ягода бывает черной, красной и белой?
- У кого каждый день растут зубы?
- У какого дерева ствол белый?
- Какая птица выше всех летает?
- Какая птица в нашей стране самая маленькая?
- Кто спит вниз головой?
- Чем стрекочет кузнечик?
- Что случается с пчелой, после того как она ужалит?
- Самая высокая трава?
- Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда?
- Название какого растения говорит, где оно живет?
- Кто бежит, выставляя вперед задние лапы?
- Какая птица в мире самая большая?
- Животное наших лесов, похожее на кошку?
- Дерево – символ нашей Родины?
- Листья какого дерева опадают осень зелеными?
- Какая птица достает себе пищу подо льдом?
- Где у кузнечика ухо?
- Что теряет лось каждую зиму?
- Какая птица может летать хвостом вперед?
- Сколько ног у паука?
- Какой снег тает быстро – чистый или грязный?
- Какое насекомое “носит чин” морского офицера?
- Какую корову доят муравьи?
- Сколько крыльев у жука?
- Какое дерево цветет позже всех?
- Какая птица выводит птенцов зимой?
- Какое травянистое растение зацветает первым?
- Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери?
- Животные, которые строят дом на реке.
- У какой птицы самый длинный язык?
- Прилёт каких птиц означает начало весны?
- Родилась в воде, живет на земле.
- Какой гриб носит название лесного хищного зверя?
- Из какого хвойного дерева добывают этиловый спирт, глицерин, камфору?
- Какую траву любят кошки?
- Какой цветок звенит и цветет?
- Жидкость, без которой никто не может жить.
- Насекомое, которое живет у воды, а пьет кровь?
- Кто самый большой в океане?
- Ядовитый гриб, убийца мух, но лекарство лося?
- Кто кукует у кукушки – самка или самец?
- Как называется гнездо белки?
- Какие детеныши рождаются голыми, а уже через несколько часов имеют покров?
- Изменение густоты и окраса шерсти у животных?
- Где зимуют раки?
- Чемпион по скорости роста у деревьев?
- Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые?
- Самый быстрый зверь на земле?
- Каким насекомым хлопаем в ладоши?
- Какое растение является хищником для насекомых?
- Кто полгода живёт без обеда?
- Какая птица выводит птенцов в дождь?
- Какие птицы роют норы для гнезда?
- Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумку.
- Место в пустыне, где есть растительность и вода.
- Какая ягода заменяет лимон?
Итог конкурса капитанов.
Пока экспертная комиссия подводит итог, мы с вами разучим коллективный танец (звучит быстрая мелодия).
III. Слово экспертной комиссии. Награждение грамотами.
Литература
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В океане света 4 кл. Москва. Баласс 2003.
- Ворожейкина Н.И. Наша Родина и современный мир. Ассоциация XXI в. 2003.
- Комиссаров Ё.В. Неизвестное об известном. Москва. Росмэн. 1997.
- Нянковский М.А. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль. Академия развития. 1997.
- Начальная школа №41. 1999.