Интеллектуальный марафон. Игра "Юный эрудит". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: Формирование у учащихся положительной мотивации к учебе.

Задачи:

  1. Развивать навык использования дополнительной литературы при подготовке к марафону.
  2. Развивать коммуникативные навыки.
  3. Развивать любознательность, интерес к предметам, нестандартное мышление.

Оборудование: карточки с заданиями, выставка книг, музыка, детские рисунки.

I. “Во всём нужна сноровка, закалка, тренировка” (слова на доске)

(Обсуждение смысла этих слов).

Сегодня вы участники интеллектуальной игры “Юный эрудит”, в ходе игры вы должны показать свои знания, интеллект.

II. Образование команд из учащихся разных классов. Выбор названия команд из предложенных: “Знатоки”, “Эрудиты”, “Умники и умницы”. Выбор капитанов команд. А остальные учащиеся занимают места для болельщиков. Представление экспертной комиссии (учителя), которая будет выполнять роль жюри.

Игра будет проходить по трём направлениям: история, литература, экология.

I. История

XX в. – это был век не только достижений в космосе, в науке, в культуре, в спорте, но и век жестокой войны России с Германией, II мировая война. Мы не случайно сегодня говорим об этом. Приближается дата. Какая? (Обращение к выставке книг, детских рисунков).

Блиц-турнир (по 1 вопросу задается командам по очереди, если команда не отвечает, помогают её болельщики, если нет – другая команда)

  1. Начало ВОВ? (Звучит “Священная война” муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).
  2. Почему ВОВ имеет такое название, как ещё называют её?
  3. Дата, которая считается Днем Победы? (Звучит “День Победы” муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова).
  4. Какой город первым принял на себя удар врагов?
  5. Какие города-герои знаете?
  6. Кто такие панфиловцы. В какой битве они геройски погибли?
  7. Какой город был в блокаде, сколько?
  8. Что такое “дорога жизни”?
  9. “На Мамаевом кургане тишина” Что это за курган?
  10. Возле какого города проходило великое танковое сражение?
  11. Что такое “катюша”?
  12. Где было установлено знамя Победы? Кем?
  13. Назовите военначальников ВОВ?
  14. Что такое “волчье логово”?
  15. Назовите героев ВОВ?
  16. Где проходил парад Победы, кто им командовал? Кто принимал?
  17. Назовите имена героев – наших земляков, участников ВОВ.
  18. Что было в годы войны в нашей школе №56 и в детском саду №3.

2 конкурс

Команды получают задание на карточках, выполнение которого проверит экспертная комиссия.

  1. Назовите главные события ВОВ 1941г., 1942г., 1943г., 1944г., 1945г.
  2. Расшифруй и объясни;

a. у о к а к и п я ц (оккупация)

b. и я ц а э в а у к (эвакуация)

c. л т и п а к и я ц у я (капитуляция)

3. Через всю Польшу двигались к Берлину железнодорожные составы с артиллерией, минометами и танками. Но их было не видно. Почему их было не видно и для чего это нужно было.

В это время задания читает ведущий командам болельщиков.

– О каком событии ВОВ повествуют эти стихотворные строки?

1.

Такою всё дышало тишиною,
Что вся земля ещё спала, казалось
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то 5 минут осталось!

– Кто направил горящий самолет в скопление вражеских танков и бензоцистерн? (Гастелло)

2.

Мы помним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков …
И в сердцах будут жить 28
Самых смелых твоих сыновей.

– Кто совершил первый ночной таран в небе Москвы? (Талалихин)

3.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюлях воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.

– Кто был награжден орденом “Победа” под номером 1?

3 конкурс.

Музыкальный (спеть песню военных лет с элементами инсценировки).

Слово экспертной комиссии.

II. Литература

Капитанам команд подойти к столу комиссии и получить задание.

1. Определить автора, название и жанр произведения, нет ли лишнего героя?

а) Гусев, Чижиков, Сыроежкин, Кукушкина, Петров, Клюквин.

б) Тутти, Суок, Аленушка, Тибул, Просперо, Фефка, Гаспар.

2. Выбери правильную цепочку: автор – произведение – жанр

Ш.Перро рассказ
“Кот в сапогах”
В.Драгунский сказка

3. Расшифруйте фамилии писателей, подчеркните поэтов.

ГАРШИННЕКРАСОВПРИШВИНПУШКИНБЛОКТОЛСТОЙФЕТ

В это время вопросы болельщикам:

  1. В каком городе родился А.С.Пушкин?
  2. В какой стране родился и жил Г.Х.Андерсен?
  3. Создатель “Толкового словаря живого великого языка”?
  4. Кому посвящены слова “Подруга дней моих суровых”?
  5. Чьи это слова:
    “Ещё в полях белеет снег,
    А воды уж весной шумят”?
  6. Русский писатель. Его басни называют “книгой мудрости”.
  7. Как звали главных героев сказки Андерсена “Снежная королева”?
  8. С какого возраста Лермонтов начал писать стихи? (14 лет)
  9. Кому адресованы слова: “Так поди же, попляши…”
  10. Кто из героев сказки А.С.Пушкина поёт песню: “Во саду ли, в огороде…” (Белка)
  11. Из какой басни эти строки: “А воз и ныне там…”
  12. Сколько приблизительно слов в словаре В.Даля? (200000)

Игра на внимание. Комиссия проверяет выполнение задания.

Слово экспертной комиссии!

III. Экология

Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде.

1. Команды получают письмо-жалобу животного, определяют о ком идёт речь и какую пользу оно приносит.

а) Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.

б) На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь мы такими уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.

в) Какими нас только в сказках не представляли: и злыми, и глупыми, и наивными. И телят, и ягнят от нас прячут, собак на нас пускают. Ну и пусть, что мы сероваты, зубоваты и хищники. Зато от нас большая польза!

Болельщикам в это время устный тест:

1. Вы приглашены на день рожденья, ваша подруга очень любит ландыши. Что вы подарите любимой подруге?

а) искусно сделанный пластмассовый или стеклянный букетик;

б) несколько благоухающих цветов;

в) огромный букет этих нежных цветов.

2. Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели конфеты, пили лимонад и варили уху. Прежде чем уйти домой, вы …

а) все бросили и ушли;

б) сложили все в костер и ушли;

в) бумагу сожгли, банки и бутылки взяли домой, залили костёр водой или засыпали землей.

3. Птенец выпал из гнезда. Как вы поступите?

а) оставите на том же месте, даже не прикоснувшись к нему;

б) положите птенца в гнездо;

в) возьмете домой и будете держать в клетке.

Слушаем ответы команд на письмо-жалобу.

2. Конкурс капитанов

(за 1 минуту в быстром темпе задаются вопросы, считать сколько вопросов задано и сколько правильных ответов)

  1. Слепыми или зрячими родятся зайчата?
  2. Кто собирает яблоки спиной?
  3. Пингвин – птица или нет?
  4. Какая ягода бывает черной, красной и белой?
  5. У кого каждый день растут зубы?
  6. У какого дерева ствол белый?
  7. Какая птица выше всех летает?
  8. Какая птица в нашей стране самая маленькая?
  9. Кто спит вниз головой?
  10. Чем стрекочет кузнечик?
  11. Что случается с пчелой, после того как она ужалит?
  12. Самая высокая трава?
  13. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда?
  14. Название какого растения говорит, где оно живет?
  15. Кто бежит, выставляя вперед задние лапы?
  16. Какая птица в мире самая большая?
  17. Животное наших лесов, похожее на кошку?
  18. Дерево – символ нашей Родины?
  19. Листья какого дерева опадают осень зелеными?
  20. Какая птица достает себе пищу подо льдом?
  21. Где у кузнечика ухо?
  22. Что теряет лось каждую зиму?
  23. Какая птица может летать хвостом вперед?
  24. Сколько ног у паука?
  25. Какой снег тает быстро – чистый или грязный?
  26. Какое насекомое “носит чин” морского офицера?
  27. Какую корову доят муравьи?
  28. Сколько крыльев у жука?
  29. Какое дерево цветет позже всех?
  30. Какая птица выводит птенцов зимой?
  31. Какое травянистое растение зацветает первым?
  32. Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери?
  33. Животные, которые строят дом на реке.
  34. У какой птицы самый длинный язык?
  35. Прилёт каких птиц означает начало весны?
  36. Родилась в воде, живет на земле.
  37. Какой гриб носит название лесного хищного зверя?
  38. Из какого хвойного дерева добывают этиловый спирт, глицерин, камфору?
  39. Какую траву любят кошки?
  40. Какой цветок звенит и цветет?
  41. Жидкость, без которой никто не может жить.
  42. Насекомое, которое живет у воды, а пьет кровь?
  43. Кто самый большой в океане?
  44. Ядовитый гриб, убийца мух, но лекарство лося?
  45. Кто кукует у кукушки – самка или самец?
  46. Как называется гнездо белки?
  47. Какие детеныши рождаются голыми, а уже через несколько часов имеют покров?
  48. Изменение густоты и окраса шерсти у животных?
  49. Где зимуют раки?
  50. Чемпион по скорости роста у деревьев?
  51. Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые?
  52. Самый быстрый зверь на земле?
  53. Каким насекомым хлопаем в ладоши?
  54. Какое растение является хищником для насекомых?
  55. Кто полгода живёт без обеда?
  56. Какая птица выводит птенцов в дождь?
  57. Какие птицы роют норы для гнезда?
  58. Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумку.
  59. Место в пустыне, где есть растительность и вода.
  60. Какая ягода заменяет лимон?

Итог конкурса капитанов.

Пока экспертная комиссия подводит итог, мы с вами разучим коллективный танец (звучит быстрая мелодия).

III. Слово экспертной комиссии. Награждение грамотами.

Литература

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. В океане света 4 кл. Москва. Баласс 2003.
  2. Ворожейкина Н.И. Наша Родина и современный мир. Ассоциация XXI в. 2003.
  3. Комиссаров Ё.В. Неизвестное об известном. Москва. Росмэн. 1997.
  4. Нянковский М.А. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль. Академия развития. 1997.
  5. Начальная школа №41. 1999.