Использование метода проектов в коррекционно-развивающей работе

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблемы:

  • дети были разобщены, не дружны;
  • в группе было 2-3 лидера, которые негативно влияли на внутригрупповые отношения.

Цели:

  • развитие навыков конструктивного общения;
  • обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру, умения получать радость от общения.
  • формирование базиса мыслей культуры, развитие эмпатии и собственной индивидуальности.

Задачи:

  1. Учить детей культуре общения с взрослыми и сверстниками. Побуждать их к положительным поступкам, расширяя представления о понятии “дружба”.
  2. Развивать умение слушать и слышать других, желание делиться своими переживаниями; осмысливать свои поступки и поступки других.
  3. Развивать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях.
  4. Развивать уверенность в себе в коллективе сверстников.

Содержание проекта.

Что делаем Кто делает Что имеем Сроки

I этап

1. Диагностика уровня развития коммуникативных навыков у детей.

Социометрия “День рожденья”.

Психолог После проведённых мероприятий были выявлены проблемы. сентябрь
2. Чтение рассказов В.Осеевой “До первого дождя”, Л.Н. Толстого “Отец и сыновья”, М.Михайлова “Лесные хоромы”, К.Д. Ушинского “Худо тому, кто добра не делает никому”. Воспитатели группы Дети задумались о своём отношении друг к другу. октябрь - ноябрь

II этап

1. Занятия по развитию речи и культуре речевого общения:

- “Умеешь ли ты дружить?”,

- “Жить на свете очень туго без подруги или друга”.

Воспитатель группы Дети стали отстаивать своё мнение, доказывать, возражать, убеждать сверстников в своей правоте при общении и игре с ними; обсуждать вопросы согласования действий и мнений при выполнении общих заданий. ноябрь

 

 

декабрь

2. Занятия познавательного цикла:

- “Игры и упражнения”,

- “Кто твой друг”.

Воспитатель группы ноябрь

 

январь

3. Заучивание стихотворений:

- “Как плохо жить без доброты” В. Викторова,

- “Пожелания друзьям” Б. Окуджавы,

- “Котята” английская песенка,

- “Сегодня – день рожденья” Л. Рыжовой.

Воспитатель группы декабрь
4. Совместная деятельность детей и взрослых:

- Коллективное сочинение сказок “Сказка по кругу”.

- Коллективное рисование: “Наш дом, в котором могла бы жить вся группа”.

- Рисование “Сиамские близнецы”.

- Коллективная работа для малышей: “Неожиданные картинки”.

- Конструирование “Небоскреб”.

- Рисование “Наши друзья”.

Воспитатели группы, эстет в течение учебного года
5. Утренний сбор: ежедневно

“Островок дружбы”

- Игра “Подарим друг другу комплименты”.

- Игра “Сбор яблок”.

- Игра “остров спасения”

- Игра “Звери на болоте”.

- Игра “Горная тропинка”.

- Игра “Близнецы”.

- Игра “Голосование”.

- Игра “Клубочек”.

- Игра “Говорящие очки”.

Конкурс на лучшее название сказки.

Воспитатели группы в течение учебного года

III этап

1. Конкурс пословиц о дружбе. Воспитатели группы, эстет, специалист по основам театра Дети стали дружнее, отзывчивее, внимательнее относится друг к другу. Степень отрицательного влияния лидеров заметно снизилось. апрель
2. Рисование “Групповой портрет”. апрель
3. Постановка сказки, придуманной самими детьми и их родителями с участием всех детей группы. май

Презентация результатов проекта

Программное содержание.

Развивать у детей навыки эффективного общения, способность делиться своими переживаниями и радостями, умение уверенно чувствовать себя в коллективе сверстников, считаться с интересами других детей, открыто проявлять свои эмоции и чувства.

Формировать положительное отношение детей к театру.

Материал:

Бумажные цветы, насекомые, сделанные руками детей. Клей, кисточки, обрезки цветной бумаги.

Ход занятия

- Ребята, я пригласила вас для того, чтобы поделиться впечатлениями: поговорить о тех днях, которые были проведены вместе.

(дети садятся на подушки в круг)

- Кто-нибудь помнит первый день нашей встречи? Хотите рассказать о нем? Какие у вас воспоминания? Что вы чувствовали в этот день? Какие переживания испытывали? Какое было настроение? О чем думали? Если было тревожно, чего боялись? Как справились со своим состоянием, кто или что помогло?

- И вот прошел год. В нашей группе произошли волшебные превращения. Чем запомнился вам этот год? Что запомнилось больше всего? Какие радостные события произошли?

- У нас появилась мечта – еще больше подружиться. Мы мечтали о маленьком доме, где нет зла, где царит добро, где все дружат, где сбываются мечты. А вот мир и добро нужно беречь и защищать.

- Сейчас я предлагаю поиграть в игру “Говорящие очки”, мы играли в нее уже не раз. Давайте вспомним волшебные слова, которые нужно произносить: “Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?”.

- Передаю волшебные очки Саше, пусть они напомнят нам еще раз о дружбе.

- Вот видите, все, о чем мы мечтали – не зря. Мы мечтали построить огромный дом мира, добра и мечта наша сбылась.

- Ведь в эту работу каждый из вас внёс свой вклад, оставил свой след. Давайте расскажем, что же мы сделали все вместе.

(дети рассказывают о своём проекте “Верные друзья”)

- Ребята, вы сочинили свою собственную сказку “Путешествие одуванчика”, значит вы … (писатели).

- Вы изготовили декорации, значит вы … (декораторы).

- Вы сами начали изготавливать персонажей сказки. Что нам еще осталось сделать?

- Предлагаю вам закончить эту работу.

Продуктивная деятельность детей “Украшение персонажей к сказке”.

- Вот и готовы персонажи нашей сказки “Путешествие одуванчика”.

- Ребята, вы очень много работали над этой сказкой, переживали. Ведь скоро состоится ее премьера для наших родителей. Но сегодня появилась возможность показать сказку малышам. Они будут первыми зрителями.

- Кем ты будешь, Настя? Каким ты будешь одуванчиком? (2-3 ребенка)

- Давайте оживим наших персонажей и окунемся в мир растений и насекомых. Посмотрим, какая же удивительная история с ними произошла. Вы сегодня настоящие артисты.

- Дорогие гости! Представляем вашему вниманию сказку “Путешествие одуванчика”, придуманную самими детьми.

Показ сказки “Путешествие одуванчика”.

- Ребята, какие у вас ощущения? Понравилось вам? Вы получили удовольствие?

- Мне тоже было очень приятно. Я получила огромное удовольствие от просмотренной сказки. И я рада за родителей, которые скоро увидят ее. Она, несомненно, им понравится, потому что вы вложили в нее свою душу.

- Ребята, а сейчас самый волнующий момент…

Я для вас приготовила подарки - вот эти камешки. Каждому из вас камешек будет напоминать о тех днях, которые вы провели здесь в саду все вместе, о ваших друзьях, ведь вы – без пяти минут выпускники и мы с вами скоро расстаемся…

Давайте же хранить свой волшебный камешек и мечтать только о хорошем, добром, сокровенном. Если мечта благородная, то человек сделает все, для того чтобы она осуществилась. Я тоже возьму себе камешек, и пусть он будет также для меня сокровищем, потому что будет напоминать о вас. И я буду рассказывать о вас другим детям нашей маленькой, но дружной стране – детский сад.

Сказка “Путешествие одуванчика”, сочинённая детьми подготовительной группы

Солнышко весело засияло на небе. Облачка разлетелись пёрышками вдали. Туда-сюда в небе пролетают птицы. Кругом всё зелено. А на лесной опушке, среди буйных свежих трав пестреют яркие, разноцветные, душистые цветы. А над всеми разноцветными цветами порхают нарядные мотыльки и бабочки.

На полянке заиграл, закружил лёгкий ветерок. Стоило пролететь ветерку над цветами, как они закружились в ритме танца.

- Как весело!

- Удивительно!

- Прелестно!

- Чудесно!

- Волшебно!

- Нам хорошо с тобой ветерок.

Ветерок улетел, и на полянке стало тихо.

- посмотрите, какая я красивая, лёгкая, нежная, хрупкая.

- Ж-ж-тружусь, тружусь, жужжу, жужжу, ж-ж-ж, - жужжит пчела.

Стрекоза: Тр-пры, тр-пры, стрекочу, стрекочу, тр-пры.

Комарик: З-з, за тобой полечу, звонко, звонко закручу, з-з-з.

Бабочка: Полетаю, покружу, на цветочке посижу.

Снова налетел ветерок и насекомые спрятались в густой траве.

Недалеко по дороге проезжали автомобили. А на обочине дороги проснулся одуванчик, такой яркий, жёлтый, как солнце.

Одуванчик: Все кругом куда-то спешат, а я стою на месте. Сегодня мне приснился сон, будто я путешествую по земле. Как много интересного вокруг: и горы, и реки, и города.

Ветерок: Привет одуванчик!

Одуванчик: Привет ветерок!

Ветерок: Ты почему грустишь?

Одуванчик: Поймёшь ли ты меня, такой быстрый и лёгкий. Ведь у меня есть мечта, я хотел бы путешествовать по всему свету. Но никогда не обрести мне свободы, подобно твоей, ветерок.

Ветерок: Я очень хочу помочь тебе, одуванчик. Я облечу всю землю, загляну во все окна, перелистаю все книги. И как только узнаю, как помочь твоей мечте, сразу вернусь.

Одуванчик остался один. И с ним стало происходить нечто волшебное. Он стал белым, нежным и пушистым, как облако.

Ветерок: Я вернулся чтобы помочь тебе, одуванчик.

Одуванчик: Нет, жизнь моя прошла, я стал седым и белым.

Ветерок: Ты сейчас готов к путешествию, твои пушинки стали сухими и лёгкими, бросай же мне их и я унесу их на любое место.

Одуванчик доверился ветерку и улетел на своих пушинках путешествовать по свету. Его мечта сбылась, а ваша? У вас есть мечта?

Утренний сбор

Утренний сбор одна из форм работы по сплочению детского коллектива. Он помогает планировать работу и даёт положительный настрой на весь день. Забота друг о друге, свободный обмен идеями и опытом, способность к сотрудничеству и дружбе, умение работать в команде – качества, которые лежат в основе практики утреннего сбора.

I. Приветствие.

- Предлагаю вам, ребята, встать в круг, взявшись за руки с теми, с кем дружите, со своими лучшими друзьями.

- Как приятно держать друг друга за руку.

- Улыбнитесь друг другу и поздоровайтесь: “Всем, всем, всем – доброе утро!”

- А теперь предлагаю вам положить руки на плечи своих товарищей и произнести нашу речевку:

“Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро.
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы”.

- Вы, наверное, хотите что-то пожелать друг другу? Поэтому я приготовила для вас сюрприз, в этой шкатулке хранятся записки с пожеланиями. Кому же какое пожелание достанется? (Ребенок достает одну записку и зачитывает ее. Например: “Хочешь иметь друга, будь им”. “Тебя ждут интересные дела” и т.д.)

II. Ежедневные новости.

- Сегодня четверг 3 февраля. Вы хотите поделиться своими идеями о красоте, цветах, настроении?

- Я хочу представить вам, ребята, героя дня. Это Диана. Сегодня состоится презентация ее книги “Одуванчик – путешественник”. (Диана делится впечатлениями о своей книге. Читается рассказ.)

- О чем же твой рассказ, Диана?

III. Обмен идеями.

- Как вы думаете, можно поставить спектакль по этой книжке?

- А что нам для этого нужно?

- Когда же мы приступим к реализации нашего плана?

IV. Групповая деятельность.

- Что вы ждете от сегодняшнего дня?

- Вы сказали, что уже можно приступить к реализации нашего плана. Что мы можем сделать уже сегодня?

- Предлагаю для начала поиграть в игру “Угадай настроение”. Я показываю карточку с изображением маски настроения. А вы придумываете ситуацию к данному настроению.

(Воспитатель сообщает план работы на день. Дети вносят коррективы, если таковые имеются.)