В курсе природоведения в 4 классе почти две четверти отводится на изучение природных зон: школьники знакомятся с климатическими условиями, растениями, животным миром, явлениями, характерными для определенной зоны.
Как и на каждом уроке, нет возможности опросить каждого ученика, а вот подвести итог изучения всей темы, заинтересовать детей, я думаю, можно.
Сразу, на старте изучения тем, сообщаю детям, что у каждого есть возможность стать участником игры “Звездный час” (на игру будут приглашены родители), а также быть занесенным в книгу рекордов класса (ее заводят с первого класса, и отличившихся в той или иной деятельности, проводимой в классе, записывают в книгу, которая ведется до выпуска из школы). Ребята, зная, что их ожидает впереди, будут с особым интересом готовиться к каждому уроку.
И вот этот день наступил!
На партах у каждого 9 карточек с цифрами (от 1 до 9), авторучка, листочек для подсчета баллов. Ко всему этому, на таком нетрадиционном уроке – смотре знаний дети также получают оценки, прибавляя за каждый правильный ответ по баллу. Подглядывания исключаются, карточка с ответом поднимается после звоночка, данного учителем.
После прохождения 6-ти туров дети считают баллы, обращая внимание на критерии оценок на доске:
35 – 39 баллов – оценка “5”
29 – 34 балла – оценка “4”
24 – 28 баллов – оценка “3”
Таким образом, ребята дают себе самооценку, что является важным моментом урока.
У родителей есть возможность посмотреть как на своего ребенка, так и на его одноклассников.
Описание игры
I тур
На доске:
- 8
- 7
- 10
- 9
- 13
- 5
- 1
Вопрос I тура: Сколько природных зон вы изучили? (7 зон, карточка с цифрой 2)
II тур
На доске:
- Тундра
- Степь
- Крайний Север
- Пустыня
- Лесная полоса
- Южный берег Крыма
- Черноморское побережье Кавказа
Вопросы II тура:
- Только для этой зоны характерно природное явление - Полярное сияние (Крайний Север)
- На больших пространствах этой зоны растет замечательное дерево – кедр, орешки которого так любят дети и взрослые. Назовите эту зону. (лесная полоса)
- В этой природной зоне короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота, длинная морозная зима, температура нередко опускается ниже 60 градусов. (тундра)
- Эта зона берет начало у берегов Балтийского моря и простирается до берегов Тихого океана. (лесная полоса)
- Ценные породы овец, которых разводят в этой зоне, дают тонкую нежную шерсть – знаменитый на весь мир каракуль. Какая это зона? (пустыня)
- Почвы в этой зоне поразительно плодородны. Буквально не по дням, а по часам растет здесь трава, на глазах ввысь тянутся деревья. Где это? (Черноморское побережье Кавказа)
- Только в этой зоне растет дерево, плоды которого бывают слаще меда, а варенье из них – просто объеденье, и даже зерна косточек тоже можно кушать. (Южный берег Крыма)
- В этой природной зоне вода дороже алмаза. “Вода – это жизнь” - считают жители этой зоны. (пустыня)
III тур
На доске:
- Белый медведь
- Верблюд
- Антилопа – джейран
- Бурый медведь
- Олень
- Соболь
- Бобер
Вопросы III тура:
- Это животное дает от 5 до 15 литров густого жирного молока ежедневно. (верблюд)
- Широкие копыта этого животного позволяют ему бегать по снегу и болотам, не проваливаясь. Ими же оно разгребает снег, чтобы достать корм. (олень)
- Шкура этого животного представляет собой большую ценность, из нее изготавливают прочную кожу для обуви. Только от одного этого животного можно получить до 250 кг мяса, 8 – 10 кг сала. Каждый год снимают с него около 12 кг тончайшей длинной шерсти. (верблюд)
- Это животное называют грациозным. Бег его стремительно быстрый, редкий хищник догонит его. Оно может пробежать до водопоя 50 – 60 км. (антилопа-джейран)
- Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лед. (белый медведь)
- “Я питаюсь и животной, и растительной пищей. Очень люблю корни растений, насекомых и их личинок, но больше всего мне нравятся ягоды”. (бурый медведь)
- Это животное своими мощными резцами подгрызает стволы деревьев, валит их на землю, затем объедает их. Эти звери строят плотины, длина которых достигает нескольких десятков метров. (бобер)
- Шкура этого животного высоко ценится из-за превосходного меха. О ком идет речь? (соболь)
IV тур
На доске:
- Полярный день
- Здравница
- Заповедник
- Полярная ночь
- Тайга
- Суховеи
- Барханы
- Оазисы
Вопросы IV тура:
- Как называются густые труднопроходимые леса? (тайга)
- Сильные ветры в степи – это? (суховеи)
- Большие холмы из мелкого песка – это? (барханы)
- Как называются бывшие участки пустыни, которые покрылись зеленью садов, полей, виноградников? (оазисы)
- Как называются отдельные участки леса, в которых запрещена охота на зверей? (заповедник)
- Солнце долго не показывается над линией горизонта. Когда это бывает? (полярная ночь)
- Как называются места, в которых теплая погода, яркое солнце, чистый морской воздух укрепляют здоровье отдыхающих там людей? (здравница)
- Явление, когда солнце светит круглые сутки, не заходя за линию горизонта, - это? (полярный день)
V тур
На доске:
- Чай
- Кедр
- Хлопчатник
- Лиственница
- Эвкалипт
- Ягель
- Апельсин
- Бамбук
Вопросы V тура:
- О каком растении говорят, что оно дитя солнца? Любит стоять ногами в воде, а головой быть на солнце. (хлопчатник)
- Дерево, растущее на Черноморском побережье Кавказа, за сутки вырастает на полметра. (бамбук)
- А это дерево за 10 лет поднимает свою крону на высоту семиэтажного дома. (эвкалипт)
- С этого фруктового дерева снимают урожай по 5 центнеров в год. Какое это дерево? (апельсин). 1 центнер – сколько кг?
- Поздней осенью деревья на Кавказе покрываются золотыми и оранжевыми плодами, а по склонам холмов растут ровными рядами кусты. Кусты какого растения я имею в виду? (кусты чая)
- Это растение – основной корм для оленей. (ягель)
- Это дерево хвойное, но не вечнозеленое. Каждую осень это дерево сбрасывает свои листья-хвоинки, а весной распускает новые. На востоке Сибири это дерево растет даже на многолетней мерзлоте, так как корни его залегают неглубоко от поверхности. (лиственница)
- Дерево это долговечное, растет несколько столетий и достигает высоты 40 метров. Плоды этого дерева вкусны и питательны, их особенно любят дети. (кедр)
VI тур
На доске:
- Куропатки
- Гуси
- Розовый скворец
- Белая сова
- Кайры
- Дрофа
Вопросы VI тура:
- Эта птица высотой в 1 метр с длинными ногами, тяжело летает, делая редкие взмахи крыльями. Эта редкая птица охраняется. (дрофа)
- Кто откладывает яйца на голых карнизах скал? (кайры)
- В степи, где обилие насекомых, обитает эта птица. Она поедает насекомых, опасных для полей и садов, в огромных количествах, принося тем самым пользу. (розовый скворец)
- Эта птица живет в очень холодных и суровых условиях, не улетает на зиму в теплые края, так как для нее и зимой находится пища. (белая сова)
- Оживает тундра только летом – зеленеет, оглашается птичьими голосами. Стая за стаей сюда прилетают…Какие птицы? (гуси)
- Эти птицы всегда летят за кочующими стадами оленей. (куропатки)
Идет подсчет очков для самовыставления оценки. При необходимости, по усмотрению учителя, можно выявить победителя методом, описанным выше.
- Игра продолжается! Из букв на наборном полотне за 1 минуту нужно составить самое длинное слово в именительном падеже, в единственном числе. (в этом задании прослеживается связь с уроком русского языка). Буквы могут быть такие: о, р, е, д, н, а, п, о, и, р, в, д, е. Слова: природоведение, родина.
- Дети, набравшие наибольшее количество баллов, приглашаются на дуэль. Если их несколько, можно выбрать двоих путем ответов на вопросы:
- Как называется верхний, рыхлый слой земли? (почва)
- Прибор для определения сторон горизонта. (компас)
- Маслянистая жидкость, легче воды, темного цвета, с резким запахом. (нефть)
И т.д.
Последние два этапа после выставления оценок, по усмотрению учителя, можно и не проводить. Но хочу заметить, что на все туры уходит 25 минут урока и остается еще 15 минут на изучение новой темы.
Используемая литература.
Учебник “Природоведение – 4 класс”