Орфографическая грамотность как признак общей культуры и образованности личности в системе обучения русскому языку по учебнику "К тайнам нашего языка"

Разделы: Начальная школа


В XXI веке перед отечественной системой общего образования становятся новые задачи, обусловленные модернизацией школьного образования. Насколько школа готова сегодня решать эти задачи? Как наша образовательная система обращена к развитию личности ребенка? Ведь от того, какие основы заложены для обеспечения всестороннего развития формирующейся личности, зависят перспективы и судьба нашего общества. Поэтому особенно важно, учитывая неизбежность соответствия стандартам и общепринятым требованиям программ начального обучения, выбора учебников, обратиться к каждому ребенку как отдельно взятой личности с ее индивидуальными качествами и особыми гранями одаренности.

Становление целостной личности ребенка невозможно без языковой составляющей. Язык – орудие познания, главное средство общения. В школе детей с первых дней пытаются научить говорить и писать красиво и грамотно. Проблема орфографической зоркости всегда вызывала интерес. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшилось, а письмо стало осознанным и грамотным? Этот вопрос волнует учителей начальной школы, учителей русского языка, родителей, но и также самих учеников. Хорошо, когда ребенку “дано от бога”: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но их ведь единицы. Большинство детей, которые знают правила и пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: наши ученики должны знать правила и уметь их применять. В чем же причина неумелого применения правил? Очевидно в том, что не умеют видеть нужную орфограмму. Исследователи показали, что самостоятельно определяют орфограммы от15 до 45% учеников, а когда изучается данная тема, то 70-90%. Поэтому работу по развитию орфографической зоркости необходимо, и этот вопрос нас интересует давно.

Проанализировав собственный опыт, а также работы известных методистов (П.С. Жедек “Методика обучения орфографии”, М.В. Львова “Правописание в начальных классах”) и еще ряд статей мы пришли к некоторым выводам:

  • Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.
  • Ввести понятие “опасное место”, чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки.
  • Развивать фонематический слух.
  • Прививать интерес к чтению.
  • Развивать словарный запас детей.

Но для обоснования предлагаемых изменений важно хорошо осмыслить те особенности традиционной системы обучения русскому языку в начальных классах, которые являются недостаточными:

  • Уровень орфографический грамотности, который показывают выпускники всех звеньев школьного обучения, в том числе и начальные.
  • Учащиеся не понимают коммуникативной значимости правильного письма, следовательно, при освоении орфографии руководствуются не главными, а побочными мотивами, прежде всего отметкой, которую могут получить.
  • Не обретают привычку вдумываться в значения слов, в их смысловые и грамматические связи ученики часто не могут осознанно подойти к решению орфографических задач. Анализ детских работ убеждает в том, что многих ошибок могло и не быть, если бы учащиеся задумывались над значением слов и их связями при выражении мысли. Таким образом, недостаточное внимание при изучении языка к его смысловой стороне, к функционированию языковых средств в речи сказывается на практических, а в том числе и орфографических умениях учащихся.

Изучая орфографические правила как способы решения орфографических задач, учащиеся предварительно не знакомятся с понятием “орфограмма”. Следовательно, они не осознают сущности главных орфографических проблем и не осваивают опознавательных признаков как случаев письма, которые требуют применения правил, потому и оказываются неспособными эффективно использовать приобретенные знания.

Исходя из этого, перед нами возникла проблема с поиском ответа на вопрос, как организовать процесс обучения русскому языку, чтобы он способствовал максимальному развитию орфографической зоркости.

В 2001–2002 учебном году из пяти учебно-методических комплектов, предложенных для работы, мы остановили свой выбор на УМК “Гармония”. При знакомстве с учебником М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко “К тайнам нашего языка” одной из особенностей была выделена коммуникативная направленность.

1. Учебник построен как интересная книга, работая с которой ученик общается с авторами, одноклассниками, учителем, персонажами (дошкольником Антоном и мальчиком-иностранцем, который изучает русский язык), узнает при этом новое и делится своими знаниями со взрослыми дома.

2. Полная методическая разработка уроков позволяет учителю соблюсти необходимую логику подачи учебного материала, вовлекая при этом в процессе всех учеников.

3. Создание методических условий для осознания ребенком себя как языковой личности и на этой основе формирования у него уважения и к себе как носителю, поэтому – сознательного отношения к своей речи.

4. Осуществление коммуникативного подхода к изучению языка, т.е. нацеленность учебной работы на становление всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

5. Направленность обучения не только на развитие лингвистического мышления детей, но и их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка.

6. Обеспечение базы для повышения грамотности учащихся за счет системного развития их орфографической зоркости и орфографического контроля.

Для реализации этих концептуальных положений:

  • расширен круг сведений о способах выполнения языковых и речевых действий;
  • для формирования орфографического самоконтроля и снятия у учащихся страха перед ошибкой введен особый способ письма – “окошками”;
  • организуются регулярные наблюдения за назначением и значением всех единиц языка, обеспечивается внимание к вопросам правильности, точности, богатства и выразительности речи;
  • работа над сочинениями осуществляется как обучение школьников созданию текстов конкретных речевых жанров, актуальных для практики их общения: записок, писем, поздравлений, загадок, инструкций, дневниковых записей, рассказов о своей жизни и т.д.;

Каждый раздел учебника построен так, чтобы обеспечить:

  • постановку учебной задачи на основе использования речевого опыта, их способности исправить ошибки персонажей (дошкольника Антона и мальчика-иностранца, изучающего русский язык);
  • осмысление особенностей языковой системы и формирование соответствующих языковых умений;
  • выполнение детьми речевых действий на новом уровне, обусловленными приобретенными знаниями.

В учебнике целенаправленно отбирается дидактический материал:

  • Тексты детских писателей мемуарной литературы, отражающей видение мира глазами ребенка;
  • Реальные детские высказывания как удачные, так и несовершенные (даже ошибочные), выполняющие функции обучения самоконтролю за речью – за ее содержанием и языковым оформлением.
  • Упражнения предполагают зрительное восприятие текста, а также могут предлагаться на слух. Слуховые упражнения способствуют обучению прогнозированию орфограмм, т.е. нахождению до записи слов, а зрительные –тренируют в самоконтроле по ходу и после записи.
  • Работая с данным дидактическим материалом, позволяет разнообразить виды работ: зрительные диктанты, письмо по памяти, орфографическое проговаривание, выборочные диктанты и т.д.

Необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаружить, видеть, замечать орфограммы и классифицировать их на основе опознавательных признаков.

Понимание структуры орфографической зоркости, а также создание условий ее развития позволяют учителю формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок.

Анализы ошибок и наблюдения сводились к тому, что формирование умений обнаруживать орфограммы должно начаться раньше. И мы эту преемственность с “Азбукой” находим у авторов учебника “К тайнам нашего языка”. Ребенку, пришедшему в 1-й класс, очень трудно разобраться в написании слов и многом другом, так как он только научился писать. Но здесь хорошо то, что сразу обращается внимание на то, что написание некоторых слов расходится с их произношением. Первоклассникам уже предлагается решать некоторые орфографические задачи, не связанные с обозначением звуков буквами: ударный звук обозначить значком ударения, а безударный – точкой. Далее первоклассники узнают, есть ли “опасные” места у согласных.

Обучение ведется по этапам:

  1. Обучение постановке ударения, где написание не расходится с написанием.
  2. (рыба, парта, кусты).

  3. Водятся слова, где написание расходится с произношением. Определение ударного звука как сильной позиции и безударного - “опасного места” в слове. (трава, доска, снегопад, в поле, травяной)
  4. Отработка навыка правописания безударной гласной. Введение особого письма с пропуском орфограмм, с “окошками” (м* р*сил, на сп*не, пов*р, и*д*лека).
  5. Отработка умения проверять безударную гласную. Дети уже в первом классе знакомятся с орфограммой, когда явно неоднозначное произношение и написание. Возможны упражнения на выбор букв:

Большее внимание этим упражнениям уже уделяется во втором классе первой четверти и называется “Учимся записывать орфографические задачи”.

Что необычного в этой записи: отсутствие букв на месте орфограмм, точками обозначены “опасные места" Конечно же, в написании записи есть необычность: на месте орфограмм стоят точки, обозначая “опасные места”, показаны буквы, из которых нужно выбрать правильную:

Для надежности усвоения “словарных слов” распределение слов предложено группами и по темам, что предполагает целесообразную работу с этими словами и не один раз: прочитай слова 1 столбика, спиши слова по теме “вежливые слова”, выпиши самое длинное слово, запиши слова с ударением на второй или на первый слог. Для пользования орфографическим словарем имеются упражнения , которые специально учат учащихся работать с ним. Освоение словаря также сочетается с мотивацией применения “окошек” для сознательного “ухода” ошибок, что в дальнейшем поможет в постепенном правильном запоминании слов.

Вот пример одного из упражнений тетради-задачника 2 класс,  №133. Мама стала диктовать список продуктов, которые она просила купить. Девочка написала так:

М.к.рон., в.рм.шель, масло., м.л.ко, см.тана, сли.ки, к.фир, тв.ро..

Правильно ли поступила девочка?

Обсудив, дети выполняют ряд учебных действий:

  • списать в столбик, сохранив окошки;
  • над окошками поставили буквы, из которых необходимо выбрать нужную;
  • с помощью словаря доказать нужные буквы.

Такая работа дает действенный результат в грамотном написании слов и способствует запоминанию.

Нравятся детям задания при отработке норм графики транскрипционных записей, а их в тетради-задачнике в теме “Как работают буквы?” много. При рассуждении дети слышат проговариваемые звуки и делают перевод звуков в буквы осознанно, не обращая внимания на транскрипцию, что приводит к грамотной записи.

В учебниках много памяток, которые помогают учащимся учиться рассуждать и решать проблему грамотного письма, так как они предполагают план действий ученика.

Особенно увлекает детей решение орфографических задач. Дети составляют такие записи, стараются расшифровать их, это помогает при этом учащимся производить осознанное письмо.

Развивая орфографическую зоркость, овладение приемом письма с пропуском орфограмм обеспечивают ученикам, во-первых, внутреннюю потребность в знакомстве со способами решения возникающих орфографических проблем, а во-вторых, практическую готовность начать пользоваться приобретенными знаниями не только при выполнении специальных упражнений, но и в свободном письме. По предлагаемой логике обучения освоение орфографических правил не навязано детям, а востребовано ими, что возможно благодаря использованию письма с “окошками”. В силу своей искусственности, отличая от “нормального” письма взрослых оно становиться тем побудительным мотивом, который знакомство с правилами сделал бы для второклассников желанным.

Изучение правил о корневых безударных гласных по глухости и звонкости согласных в учебнике М.С. Соловейчик отличается от того, как их обычно принято изучать. Существенных отличий четыре.

  • Правила о безударных гласных и парных по глухости и звонкости рассматривается не отдельно, а вместе отрабатывается единый подход к решению соответствующих орфографических задач: букву на месте звука в слабой позиции узнавай по сильной. Для ребят, поскольку понятия сильной и слабой позиции не вводилось, этот подход может быть обозначен так: о написании “опасного места” узнаем по “безопасному”.
  • Учащимся не только дается установка на подбор проверочного слова и ее традиционная расшифровка: для этого измени слово или подбери родственное…, но и характеризуются конкретные способы поиска нужных проверок для слов разных частей речи.
    Анализ ошибок младших школьников наглядно показывает, что многих из них могло не быть, если бы ученики приучились задумываться над значениями слов. Чтобы написать ( СИЛАЧ), не (СЕЛАЧ), достаточно было лишь понять, что речь идет о сильном человеке; чтобы написать (КРАСНЕЕТ), а не (КРОСНЕЕТ), дети осознают, что говорится о чем-то красном.
  • При решении орфографических задач пристальное внимание уделяется определения значения слов.
  • Большое внимание к написанию корней глаголов объясняется высокой частотностью слов, называющих действие в детской речи и письменной.

В своей практике весь УМК “Гармония” мы уже используем со вторым набором учеников и видим результат в своей работе: умение детей самостоятельно ориентироваться в решении нестандартных орфографических задач, логически мыслить, свободно высказываться, принимать активное участие в обсуждении. Помогает повысить свой уровень в соответствии со своими индивидуальными способностями, сформировать устойчивый, познавательный интерес к предмету. К четвертому классу 75 % учащихся пишут диктанты на “4” и “5”.

Приложение 1

Приложение 2