Урок по математике "ИКС-педиция к математическому полюсу" на тему: "Операции с многозначными числами"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • повторить и закрепить
    • нумерацию и действия с многозначными числами,
    • решение текстовых задач,
    • решение уравнений,
    • решение примеров на порядок действий,
    • деление в столбик,
    • решение задач на нахождение площади (используя метод моделирования);
  • отрабатывать вычислительные навыки;
  • закрепить соотношения между единицами измерения длины, массы,
  • закрепить умение выражать значения величин в разных единицах измерения;
  • развивать и воспитывать стремление участвовать в играх, путешествиях, творчески подходить к решению жизненных проблем.

На доске висит схема (маршрут) ИКС-педиции к Математическому полюсу (далее МП) – Приложение. Далее идут пояснения и работа согласно инструкции.

1 этап.

1. ИНСТРУКЦИЯ.

а) Сбор участников.
б) Предложение отправиться в ИКС-педицию.
в) Определение целей ИКС-педиции.

– С какой целью? – Зачем?

(Ответы детей)

1.________________________________________________________

2.________________________________________________________

3.________________________________________________________

2. ПРЕДЛАГАЮ вариант.

Если сложно, можно вернуться (или остаться).

3. В ПУТЬ!

Самое главное – время.

(Объяснение слова ЭКСПЕДИЦИЯ – словари Даля, Ожегова).

2 этап.

Дойти до МП сложно. Нужно преодолеть несколько преград.

Преграда 1. Деление многозначного числа на однозначное. (Ответы указывают на дату отправления.)

  1. 190845 : 9 = 2 12 05
  2. 169640 : 8 = 2 12 05
  3. 148435 : 7 = 2 12 05
  4. 127230 : 6 = 2 12 05

Ответ: 21205 , 2 декабря 2005 года – дата отправления в ИКС-педицию.

Учащиеся решают по выбору любой пример, листик с решением отдают помощнику (один из родителей).

Преграда 2. “Лишние” числа. Найди лишнее число и обоснуй, обозначь варианты исключений.

27, 81, 90, 414, 515, 36

1. 515 не делится на 3.
2. 27 – самое маленькое число.
3. 90 – круглое число.
4. 515 – сумма цифр в числе = 11, другие = 9.

Преграда 3. Единицы измерения длины. Вычислите сколько километров до МП.

1. 17 км 489 м + 28 000 см + 2231 м = 20000 м = 20 км
2. 39 км 135 м – 135 00 см – 19 000 м = 20000 м = 20 км
3. 10 000 м * 2 = 20 000м = 20 км
4. 2000000 : 200000 * 1000 * 2 : 1000 = 20 (км)

Ответ: до МП – 20 км

Преграда 4. Будем жить на льдине. Не страшно? Там в палатке тепло, свет, телевизор, компьютер, звучит музыка (включаю музыку).
Надо измерить площадь льдины, чтобы убедиться в том, что мы все без проблем на ней поместимся. Найти площадь льдины данной формы.

Дается изображение льдины из геометрических фигур. Эти фигуры есть у каждого ученика.

Моделирование задачи с помощью геометрических фигур

Сторона квадрата = 50 м.
Найти площадь (1 треугольник – 1/2 квадрата,1 треугольник – 1/2 квадрата).

Решение: (сначала моделирование)

  1. 50 . 50 = 2 500 ( м2) – площадь квадрата;
  2. 2500 : 2 = 12 50 ( м2) – площадь треугольника;
  3. 2500 : 4 = 625 (м2 – площадь маленького треугольника;
  4. 2500 + 1250 + 625 = 4375 (м2) площадь льдины.

Ответ: 4375 м2 – все поместимся на льдине.

Преграда 5. Решение задачи на пропорциональную зависимость.

Сколько надо сварить каши, если на 8 порций надо 6400 г крупы, а нас 17 человек.

8 п. – 6400 г
17 п. – ?_____
1 п. – ?

1. 6400 : 8 = 800 (г).
2. 17 . 800 = 13600 (г)
13600 г = 13 кг 600 г

Ответ: нужно сварить 13 кг 600 г крупы, чтобы полученной каши хватило на всех.

Преграда 6. Множества.

“Кого берем?” (Тех, кто получил “4” и “5”.)

А = {________________________________} В = {_________________________________}

Найди АВ, АВ.

АВ = ________ АВ = ________

– Ребята, кто нашел пересечение множеств, решил верно задание, записываются в список.

Остановка.

Запись в список, после выведения среднего балла по таблице успешности.

3 этап.

Подведение итогов.