В 2005-2006 уч. году мне посчастливилось работать в группе учителей по созданию уроков на основе новых информационных технологий. Мы учились использовать новые информационные технологии на различных этапах урока, создавать оптимальные условия обучения на основе информационных моделей учащихся и содержания образования, обоснованно проводить отбор содержания учебного материала. Разработана структура комбинированного урока для начальной школы.
Структура комбинированного урока в начальной школе.
Этапы урока | Цель | ИКТ | Вид, формы, организ. деятельность учащихся | Функции и основной вид деятельности учителя |
1. организационный | организатор | |||
2. актуализация знаний: логические задания, задания на развитие внимания, поисковые задания | повторение теоретических фактов с целью обоснования решений, развитие логики, внимания | проектор, электронная презентация | фронтальная работа | организатор, дает целевые установки группам |
3. индивидуальная работа | выявление и исправление ошибок | ПК | индивидуальная работа на ПК | организатор, консультант |
4. повторение материала прошлых уроков | повторение, необходимое для изучения новой темы | проектор, электронная презентация |
фронтальная работа | организатор |
5. новый материал | приобретение новых знаний, умений и навыков | проектор, электронная презентация | работа в паре; самостоятельная работа; индивидуальная работа, с последующей проверкой | организатор, дает целевые установки |
6. закрепление | применение новых знаний в решении задач | проектор, электронная презентация | монологические ответы | организатор |
7. итог урока | выявление уровня усвоения и применения новых знаний | проектор, электронная презентация | монологические выводы, мнения, проекты | организатор, анализирует ошибки, планирует |
Использование НИТ на всех этапах урока позволяет реализовать такие базовые принципы урока:
- наглядность;
- обратную связь;
- красочность, привлекательность;
- развитие интереса к предмету, к уроку;
- межпредметные связи;
- смена деятельности;
- создание ситуации успеха ;
- коммуникативности и т. д.
Математика в 3 классе.
Тема. “Виды треугольников” Слайд №1.
Цель. Сообщение и обобщение знаний по теме; выявление уровня овладения знаниями детей, имеющих повышенный уровень развития; выявление уровня умений детей, имеющих базовый уровень развития.
Задачи. Формировать умения объяснять свое решение, работать индивидуально, в паре, в группе.
Виды используемых средств ИКТ: ПК, проектор.
Программное обеспечение: электронная презентация. (Приложение архив .zip)
Логическая задача. Слайд №2.
У. - Прочитайте стих про себя.
- Прочитайте стих вслух выразительно.
- Сколько треугольников?
Д. Четыре.
Слайд №2-проверка.
Быстрая задача. Слайд №3.
У. - Прочитайте скороговорку по мере появления ее на экране.
- Сколько ушей у трех мышей?
Д. –Шесть. Слайд 3-проверка.
Индивидуальные задания на ПК. Тест.
3. Кроссворд. Слайд №5.
Работа большой группы над некоторыми математическими понятиями.
У. - Прямоугольник, у которого стороны имеют одинаковую длину. (7 букв)
Д. - Квадрат.
У. - Меньшая сторона прямоугольника. (6 букв)
Д. - Ширина.
У. - Большая сторона прямоугольника. (5 букв)
Д. - Длина.
У. - Действие обратное сложению. (9 букв)
Д. - Вычитание.
У. - Часть прямой соединяющей две точки. (7 букв)
Д. - Отрезок.
У. - Сумма длин сторон фигуры. (8 букв)
Д. - Периметр.
У. - Мера длины в 100 раз большая сантиметра. (4 буквы)
Д. - Метр.
У. - Вопросительное слово, которым часто начинается вопрос в задаче. (7 букв)
Д. - Сколько.
У. - Назови одним словом: плюс, минус, равно, больше, меньше, умножить, разделить. (4 буквы)
Д. - Знак.
У. - Инструмент, для измерения длин отрезков. (7 букв)
Д. - Линейка.
У. - Фигура, у которой нет углов. (4 буквы)
Д. - Круг.
У. - Запись из одной или нескольких цифр. (5 букв)
Д. - Число.
У. - Однозначное число. (3 буквы)
Д. - Два.
Слайд №5-проверка.
У. - Читаем тему урока!
Д. - Виды треугольников.
Физпауза.
4. Слайд №6. Повторение.
У. - Назовите признаки треугольников.
Д. - 3 стороны;
3 угла. Слайд №6-проверка.
У. - Назовите виды треугольников по названию углов.
Д. - Остроугольные.
- Тупоугольные.
- Прямоугольные. Слайд №6-проверка.
5. Слайд №7. Практическая работа-1. Работа в парах с набором из 5 палочек.
У. - Сделайте прогноз. Из всяких ли трех палочек получится треугольник?
Д. - Выссказывают предположения.
У. - Верность ваших предположений мы узнаем в конце практической работы.
- Выложите треугольник из трех одинаковых палочек. Слайд №*-проверка.
- Количество одинаковых палочек будем уменьшать. Выложите треугольник из двух одинаковых палочек и одной короткой. Слайд №7-проверка.
- Выложите треугольник из трех различных палочек. (Дети в замешательстве. Треугольник не получается. )
У. - Почему не получается треугольник?
Д. - (Выссказывают предположения). Слайд №7-проверка.
У. - Что вы предлагаете сделать?
Д. - Добавить в набор еще одну палочку, чтобы выполнялось условие: две палочки всегда должны быть длиннее третьей. Слайд №7-проверка.
(Работа над правилами, которые предлагаются на слайде №8 )
6. Слайд №9. Практическая работа-2. ( Работа в парах с набором треугольников и таблицей. )
У. - Рассмотрите треугольники.
- Распределите их в три группы по количеству одинаковых сторон. Слайд №9-проверка.
- Занесите в таблицу номера треугольников в соответствии с количеством одинаковых сторон.
- Выпиши названия треугольников в соответствии с количеством одинаковых сторон.
Слайд №10-проверка.
Физпауза.
7. Слайд №11. Контрольные вопросы.
У. - Всякий ли равнобедренный треугольник будет равносторонним?
Д. - Нет!
У. - Всякий ли равносторонний треугольник будет равнобедренным?
Д. - Да!
Задача. (Слайд №12. Дети читают задачу, рассматривают чертежи, решают. ) Слайд №13-проверка.
8 . Итог.
У. - Что нового узнали на уроке?
Д. - Треугольники различаются по количеству одинаковых сторон: равносторонние, равнобедренные, разносторонние.
Слайд №14.