Урок математики в начальной школе по системе Л.В. Занкова на тему: "Умножение на двузначное число"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • найти способ вычисления, позволяющий умножать на двузначное некруглое число;
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: тетради, учебник “Математика” (4-й класс) авт. И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская.

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

Учитель. Математическая разминка. Для чего она нужна?

Дети. Чтобы вычислять устно, быстро.

Задание 1. Найди значение произведений.

На доске:

1) 96 * 3; 
2) 145 * 6;
3) 7 * 321;
4) 432 * 20;
5) 178 * 34;
6) 52 * 8.

Дети работают самостоятельно, записывая только результат. Все вычисления проделывают устно.

У. Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями.

Д. Мы не смогли устно найти значение произведения под № 5.

У. Какие произведения вычислили быстро? Какой способ применили?

Д. 1, 2, 3, 4, 6. В уме раскладывали первый множитель на разрядные слагаемые, затем умножали каждое слагаемое на второй множитель, а результаты складывали.

Например: 7 * 321 = 321 * 7 = (300 + 20 + 1) * 7 =  300 * 7 + 20 * 7 + 1 * 7 = 2100 + 140 + 7 = 2247

II. Постановка темы, учебной задачи. Целеполагание

У. Почему не вычислили № 5?

Д. Мы не изучали как умножать на двузначное число.

У. А как же № 4? Ведь второй множитель – двузначное число?

Д. Мы умножили 432 на 2 известным способом - поразрядно, а затем результат умножили на 10.

У. То есть второй множитель разложили на разрядные слагаемые?

Д. Да.

У. Сформируйте тему урока.

Д. Умножение многозначного числа на двузначное число.

Учитель открывает запись на доске:

Умножение на двузначное число

У. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы по новой теме? Составьте вопросы, используя вопросительные слова и словосочетания с доски.

Дети формируют вопросы, а учитель их записывает на доске.

Как ……………?
Где …………….?
Чем отличается ……….?
Для чего ……...?
Каким способом ……….?
Сколько ………………....?

У. Определим главную цель урока.

Д. Найти способ умножения на двузначное число.

III. Открытие нового знания

Задание 2. Вычислить значение произведения 178 * 34 разными способами в группах.

Дети работают в группах. Варианты решения каждой группы фиксируются на доске.

У. Расскажите классу о результатах работы вашей группы.

IV. Презентация групп

1-я группа. 178 * 34 = 178 * 30 + 178 * 4 = 5340 + 712 = 6052

– Мы разложили второй множитель на разрядные слагаемые, умножили первый множитель на 3 десятка, затем умножили первый множитель на 4 единицы, результаты сложили.

2-я группа. 178 * 34 = (100 + 70 + 8) * (30 + 4) = 100 * 30 + 70 * 4 + 8 * 30 = 3000 + 280 + 240 = 3520

Д. Мы раскладывали первый и второй множители.

3-я группа. 178 * 34 = (100 + 70 + 8) * (30 + 4) = (100 + 70 + 8) * 30 + (100 + 70 + 80) * 4 = (100 * 30 + 70 * 30 + 8 * 30) + (100 * 4 + 70 * 4 + 8 * 4) = (3000 + 2100 + 240) + (400 + 280 + 32) = 5340 + 712 = 6052.

Д. У нас способ выбран такой же, как у 2-й группы, мы разложили первый и второй множитель. Но у нас ответ совсем другой. Потому что во второй группе неправильно умножали.

У. Вы поняли, 2-я группа, свои недочёты?

Д. Да. Мы не до конца продумали.

У. Прослушав все варианты, выберите наиболее удобный, рациональный способ умножения на двузначное число.

Д. Мы думаем, что это способ, который предложили нам ребята I – ой группы.

У. Обратимся к учебнику. Какой способ умножения на двузначное число предлагают авторы учебника на с. 43, № 100 (5)?

V. Обобщение

Задание 4. Предлагается к выбранному способу выполнить задание:

  • 1-й группе – составить алгоритм умножения на двузначное число.
  • 2-й группе – составить правило умножения на двузначное число.
  • 3-й группе – построить модель.

Творческий “продукт” каждая группа афиширует на доске.

1-я группа.

Алгоритм умножения на двузначное число.

1. Разложи второй множитель на сумму разрядных слагаемых.
2. Умножь первое слагаемое на десятки второго слагаемого.
3. Умножь первое слагаемое на единицы второго слагаемого.
4. Результаты сложи.

2-я группа. Чтобы умножить на двузначное число, нужно первый множитель умножить поразрядно на второй множитель, а результаты сложить.

3-я группа. С * AB = С * AO + С * В

VI. Итоговая рефлексия

У. Достигли цели урока?

Д. Да. Нашли способ умножения на двузначное число.

У. Вернёмся к вопросам. На какие вопросы вы получили ответы? Какие остались без ответа? Это и будет вашим домашним заданием. Что понравилось на уроке? Что было трудным?

VII. Домашнее задание

У. Алгоритм записать в тетрадь и выполнить на с. 43,  № 100 (6).