Урок технологии в начальной школе по теме: "Изделия мастеров народного творчества. Изготовление куклы из мочала"

Разделы: Технология, Начальная школа


Цели:

  • Обучающие:
    • познакомить с творчеством народных мастеров-умельцев,
    • научить работать с природным материалом - мочалом,
    • обобщить и систематизировать знания о свойствах данного материала; отработать навыки переплетения мочала.
  • Воспитательные:
    • воспитание доброты и искренности, трудолюбия и любознательности, чувства прекрасного.
  • Развивающие:
    • развитие познавательных умений, трудовых умений;
    • развитие навыков учебного труда.

Оборудование для учителя: обыкновенное мочало, шпагат, ножницы, готовое изделие, таблицы с порядком выполнения работ, кора липы, лапти, разноцветная тесьма, репродукция картины В.М.Максимова "Бабушкины сказки", магнитофон.

Оборудование для учеников: пучки мочала, шпагат, ножницы, тесьма, клеенки, готовые фартучки и платочки для кукол из льна.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (вводная беседа)

Расскажи мне, мама, сказку,
Что приснилось ночью мне:
В чистом поле синеглазка
На серебряном коне.

Мимо нашего окошка
Гуси-лебеди летят,
И считает лапой кошка
Дорогих своих котят.

Мама, может это снится:
Я по радуге бегу
И держу в руках Жар-птицу,
Птицу счастья сберегу.

Расскажи еще немножко
Про дружка на горбунке,
И тогда моя ладошка пусть уснет в твоей руке.

Ю. Корнаков

- Ребята, посмотрите на репродукцию картины известного художника Василия Максимовича Максимова "Бабушкины сказки".

Звучит русская народная песня "В горнице моей…".

- Что вы видите на этой картине?

Беседа с детьми по содержанию картины

- Как вы думаете, когда могли происходить события, изображенные художником на картине? (Ответы детей.)

- Совершенно верно, крестьянские дети проводили зимние долгие вечера возле бабушки, слушая её сказки… Давайте же и мы с вами перенесемся мысленно в то время, в крестьянскую избу, в зимний вечерок. Послушайте мою сказку: "Случилось это давным - давно, может двести лет назад, а может быть и больше. Зимой вечера длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской избе ребятишкам. И вот однажды, захотела мать порадовать своих дочерей     игрушкой. А купить-то не на что. Подумала-подумала: "Если из теста слепить - засохнет и развалится, если из полена вырезать - упадет, ножки зашибут. (Учитель показывает детям куклу-поленницу.) Сделаю-ка я куклу из мочала…" Дети игрушке рады были. А выросли - и своим детям такие же игрушки смастерили".

II. Сообщение темы и целей урока

Сегодня у нас необычный урок,
На нем подведем мы работы итог,
О промысле русского народа поговорим
Куклу интересную сами смастерим.

- Сегодня на уроке, мы с вами будем делать вот такую куклу (показ куклы).
Наша с вами работа будет близка к работам мастеров- умельцев народных промыслов, а делать мы её будем из природного материала мочало.

Учитель вывешивает табличку со словом "мочало" на доску.

- У вас у всех на столах лежит мочало. Посмотрите на этот материал и на то, как пишется слово "мочало".

III. Словарная работа со словом мочало

- Мочало получают из внутренней стороны коры липы. Чтобы получить мочало, кору липы распаривают в горячей воде и вымачивают, а потом разбивают деревянной палкой, до тех пор, пока не получат вот такие волокна.

Учитель показывает детям фотографию мочала и рисунок дерева липы.

- В быту мочало используют для изготовления малярных и слесарных кистей, а так же для изготовления материала рогожка.

IV. Физминутка

- Давайте все встанем со своих мест и вспомним считалочку, в которой говорится о дереве липа, из которого получают мочало:

- Заяц белый, куда бегал?
- В лес липовый.
- Что там делал?
- Лыко драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто украл?
- Родион.
- Родион? Выйди вон.

Дети выполняют движения вместе с учителем.

V. Определение свойства мочала

- Давайте вместе с вами определим свойства этого материала. Согните его. Что можно сказать? (Этот материал гибкий.) Потяните теперь мочало. Что замечаете? (Этот материал в меру прочный.) У мочала есть сходство с нитками и соломкой.

VI. Планирование работы

- А теперь, мы определим порядок выполнения работы.

Учитель показывает таблицы-схемы, закрепленные на доске, и объясняет порядок выполнения работ.

1 этап: сложим имеющийся у нас пучок мочала пополам, отступим 3-4см и обвяжем бечевкой, обозначим голову.

2 этап: отделим небольшое количество волокон мочала , перегнем их чуть ниже середины и перетянем бечевкой в двух местах, та как это показано на схеме. Получится ручка.

 

3 этап: повторим этап 2, сделаем вторую ручку нашей кукле

4 этап: теперь обозначим туловище нашей куклы, перетянем бечевкой оставшийся пучок чуть выше середины, так как это показано на схеме.

5 этап: на последнем этапе нарядим нашу куклу в платочек и передник.

VII. Техника безопасности

- Для работы вам потребуется: мочало, нитки, ножницы. Расскажите мне, как правильно работать с ножницами, чтобы, случайно, не пораниться ими. (Ответы детей.)

VIII. Самостоятельное выполнение работы учащимися

- Работать вы сегодня будете в парах, т.е. друг другу помогать. Выполняем самостоятельно:

  • Этап 1.
  • Этап 2.
  • Этап 3.
  • Этап 4.
  • Этап 5.

- А теперь, когда кукла готова, давайте, нарядим её в фартучек и платок, которые вы сами вышивали на прошлых уроках труда.

Дети наряжают кукол в русские народные костюмы.

- Замечательные куклы у вас получились. А теперь придумаем куклам русские народные имена.

Дети называют кукол.

IX. Творчество детей

- Вспомните ребята, как на Руси забавляли маленьких детей? (Потешками)

- А что такое потешки? (Маленькие веселые песенки, стишки для детей)

- Давайте позабавим нашу куклу Машу.

Дети читают потешки.

Потешки:

Люли-люли-люленьки
Прилетели гуленьки.
Стали гули ворковать,
Стала Маша засыпать.

Солнышко, колоколнышко,
Ты по раньше взойди,
Нашу Машу разбуди.

Ай, туки, туки, туки
Застучали молотки
Застучали молотки,
Заиграли в локотки:
Тук-ток, тук-ток, -
Скоро Машеньке годок.

Чук-чук-чук-чук
Наловил дед щук,
Сварил ухи для нашей Машеньки.

Кыши, кыши, кыши
Расти Маша выше,
Расти Маша выше,
Вырости до крыши.

Тра-тата, тра-тата,
Дайте Маше решета
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
Пирожки-то на дрожжах,
Не удержишь на возжах.

Вот такая расти,
Ко мне в гости ходи.
Вот такая расти
И не пакости.

Не ходи за селом -
Там Баба-Яга с помелом
Не ходи впотьмах -
Ходит страх на ногах.

Ты расти, расти, коса,
До шелкова пояса.
Как ты вырастешь, коса,
Станешь городу краса.

Ну-ка, Маша попляши, попляши,
Твои ножки хороши, хороши,
Еще нос сучком голова пучком.

Ай, дыбы, дыбы, дыбы
Пошел дед по грибы,
Пошел по орешки
Маше для потешки.

Ивану-большаку - дрова рубить
Ваське-указке - воду носить
Мишке-среднему - печку топить
Гришке-сиротке - кашу варить,
А крошке Маше - песенки петь,
Песни петь да плясать
Родных братьев потешать

Х. Заключительный этап. Выставка работ

- Сегодня вы все замечательно потрудились, работали как настоящие народные мастера. И в подарок вам я дарю работы настоящих мастеров народных промыслов из соломки. Может быть, в будущем кто-нибудь из вас станет настоящим мастером своего дела.
Спасибо за урок.