Цели:
- Обучающие:
- познакомить с творчеством народных мастеров-умельцев,
- научить работать с природным материалом - мочалом,
- обобщить и систематизировать знания о свойствах данного материала; отработать навыки переплетения мочала.
- Воспитательные:
- воспитание доброты и искренности, трудолюбия и любознательности, чувства прекрасного.
- Развивающие:
- развитие познавательных умений, трудовых умений;
- развитие навыков учебного труда.
Оборудование для учителя: обыкновенное мочало, шпагат, ножницы, готовое изделие, таблицы с порядком выполнения работ, кора липы, лапти, разноцветная тесьма, репродукция картины В.М.Максимова "Бабушкины сказки", магнитофон.
Оборудование для учеников: пучки мочала, шпагат, ножницы, тесьма, клеенки, готовые фартучки и платочки для кукол из льна.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (вводная беседа)
Расскажи мне, мама, сказку,
Что приснилось ночью мне:
В чистом поле синеглазка
На серебряном коне.
Мимо нашего окошка
Гуси-лебеди летят,
И считает лапой кошка
Дорогих своих котят.
Мама, может это снится:
Я по радуге бегу
И держу в руках Жар-птицу,
Птицу счастья сберегу.
Расскажи еще немножко
Про дружка на горбунке,
И тогда моя ладошка пусть уснет в твоей руке.Ю. Корнаков
- Ребята, посмотрите на репродукцию картины известного художника Василия Максимовича Максимова "Бабушкины сказки".
Звучит русская народная песня "В горнице моей…".
- Что вы видите на этой картине?
Беседа с детьми по содержанию картины
- Как вы думаете, когда могли происходить события, изображенные художником на картине? (Ответы детей.)
- Совершенно верно, крестьянские дети проводили зимние долгие вечера возле бабушки, слушая её сказки… Давайте же и мы с вами перенесемся мысленно в то время, в крестьянскую избу, в зимний вечерок. Послушайте мою сказку: "Случилось это давным - давно, может двести лет назад, а может быть и больше. Зимой вечера длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской избе ребятишкам. И вот однажды, захотела мать порадовать своих дочерей игрушкой. А купить-то не на что. Подумала-подумала: "Если из теста слепить - засохнет и развалится, если из полена вырезать - упадет, ножки зашибут. (Учитель показывает детям куклу-поленницу.) Сделаю-ка я куклу из мочала…" Дети игрушке рады были. А выросли - и своим детям такие же игрушки смастерили".
II. Сообщение темы и целей урока
Сегодня у нас необычный урок,
На нем подведем мы работы итог,
О промысле русского народа поговорим
Куклу интересную сами смастерим.
- Сегодня на уроке, мы с вами будем делать вот
такую куклу (показ куклы).
Наша с вами работа будет близка к работам
мастеров- умельцев народных промыслов, а делать
мы её будем из природного материала мочало.
Учитель вывешивает табличку со словом "мочало" на доску.
- У вас у всех на столах лежит мочало. Посмотрите на этот материал и на то, как пишется слово "мочало".
III. Словарная работа со словом мочало
- Мочало получают из внутренней стороны коры липы. Чтобы получить мочало, кору липы распаривают в горячей воде и вымачивают, а потом разбивают деревянной палкой, до тех пор, пока не получат вот такие волокна.
Учитель показывает детям фотографию мочала и рисунок дерева липы.
- В быту мочало используют для изготовления малярных и слесарных кистей, а так же для изготовления материала рогожка.
IV. Физминутка
- Давайте все встанем со своих мест и вспомним считалочку, в которой говорится о дереве липа, из которого получают мочало:
- Заяц белый, куда бегал?
- В лес липовый.
- Что там делал?
- Лыко драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто украл?
- Родион.
- Родион? Выйди вон.
Дети выполняют движения вместе с учителем.
V. Определение свойства мочала
- Давайте вместе с вами определим свойства этого материала. Согните его. Что можно сказать? (Этот материал гибкий.) Потяните теперь мочало. Что замечаете? (Этот материал в меру прочный.) У мочала есть сходство с нитками и соломкой.
VI. Планирование работы
- А теперь, мы определим порядок выполнения работы.
Учитель показывает таблицы-схемы, закрепленные на доске, и объясняет порядок выполнения работ.
1 этап: сложим имеющийся у нас пучок мочала пополам, отступим 3-4см и обвяжем бечевкой, обозначим голову.
2 этап: отделим небольшое количество волокон мочала , перегнем их чуть ниже середины и перетянем бечевкой в двух местах, та как это показано на схеме. Получится ручка.
3 этап: повторим этап 2, сделаем вторую ручку нашей кукле
4 этап: теперь обозначим туловище нашей куклы, перетянем бечевкой оставшийся пучок чуть выше середины, так как это показано на схеме.
5 этап: на последнем этапе нарядим нашу куклу в платочек и передник.
VII. Техника безопасности
- Для работы вам потребуется: мочало, нитки, ножницы. Расскажите мне, как правильно работать с ножницами, чтобы, случайно, не пораниться ими. (Ответы детей.)
VIII. Самостоятельное выполнение работы учащимися
- Работать вы сегодня будете в парах, т.е. друг другу помогать. Выполняем самостоятельно:
- Этап 1.
- Этап 2.
- Этап 3.
- Этап 4.
- Этап 5.
- А теперь, когда кукла готова, давайте, нарядим её в фартучек и платок, которые вы сами вышивали на прошлых уроках труда.
Дети наряжают кукол в русские народные костюмы.
- Замечательные куклы у вас получились. А теперь придумаем куклам русские народные имена.
Дети называют кукол.
IX. Творчество детей
- Вспомните ребята, как на Руси забавляли маленьких детей? (Потешками)
- А что такое потешки? (Маленькие веселые песенки, стишки для детей)
- Давайте позабавим нашу куклу Машу.
Дети читают потешки.
Потешки:
Люли-люли-люленьки Прилетели гуленьки. Стали гули ворковать, Стала Маша засыпать. Солнышко, колоколнышко, Ай, туки, туки, туки |
Чук-чук-чук-чук Наловил дед щук, Сварил ухи для нашей Машеньки. Кыши, кыши, кыши Тра-тата, тра-тата, |
Вот такая расти, Ко мне в гости ходи. Вот такая расти И не пакости. Не ходи за селом - Ты расти, расти, коса, |
Ну-ка, Маша попляши, попляши, Твои ножки хороши, хороши, Еще нос сучком голова пучком. Ай, дыбы, дыбы, дыбы Ивану-большаку - дрова рубить |
Х. Заключительный этап. Выставка работ
- Сегодня вы все замечательно потрудились,
работали как настоящие народные мастера. И в
подарок вам я дарю работы настоящих мастеров
народных промыслов из соломки. Может быть, в
будущем кто-нибудь из вас станет настоящим
мастером своего дела.
Спасибо за урок.