Цель: знакомство с ОС WINDOWS, основными объектами WINDOWS и действиями над объектами.
Задачи: отработка умений работать в малой группе, донести суть проблемы до своих товарищей, умения диалектически мыслить, анализировать, навыки составления плана выступления.
Необходимые материалы: конспекты теоретической части у каждого ученика, карточки с домашним заданием, оценочные листы, распечатки заданий для практической работы, карточки с дополнительным заданием, карточки с вопросами и буквами слова WINDOWS у учителя, компьютеры, мультимедийный проектор.
ПЛАН УРОКА.
- Организационный момент – 1 мин.
- Повторение основных определений и правил (тест) – 5 мин.
- Работа с новым материалом – 15 мин.
а) работа в группах – 8 мин.
б) выступления консультантов – 7 мин. - Практическая работа – 13 мин.
- Домашнее задание с адаптацией – 2 мин.
- Подведение итогов урока - 3 мин.
Исследование программы ПРОВОДНИК (WINDOWS EXPLORER)
Ход урока
1. Приветствие. Сообщить учащимся тему, цель и план урока. Объяснить учащимся назначение оценочных листов и конспектов теоретической части урока, которые лежат у них на столах (см. приложение 2, приложение 3).
2. Повторить основные определения и правила целесообразно в виде тестирования с помощью компьютера. Вопросы теста желательно взять из разделов “Операционная система: назначение и состав”, “Файлы и файловая система”. Результаты тестирования учащиеся заносят в оценочный лист, в графу с соответствующим видом работы.
3. Далее следует перейти к новому материалу. Для этого учащиеся делятся на три группы. Каждая группа будет изучать свою часть нового материала. В каждой группе обязательно присутствует консультант, который заранее ознакомлен со своей частью нового материала и будет пояснять членам своей группы отдельные непонятные моменты и отвечать на их вопросы. После изучения материала группами следует провести выступление консультантов групп, которые, пользуясь мультимедийным проектором, рассказывают новый материал всему классу для получения целостной картины темы. Конспекты полностью остаются у учащихся.
Желательно при объяснении нового материала использовать (частично) работу с учебником Н. Угриновича “Информатика и информационные технологии 10 – 11”.
Примерное распределение изучаемого материала по группам:
1 группа. Краткая история развития WINDOWS. Определение WINDOWS.
2 группа. Графический пользовательский интерфейс и объекты WINDOWS.
3 группа. Действия над объектами.
4. Далее следует выполнение практической работы (см. приложение 1). Перед выполнением работы следует провести краткий инструктаж по технике безопасности при работе с компьютером, а также дать ряд пояснений и рекомендаций по выполнению работы. Оформление работы производится в рабочей тетради или в тетради для лабораторных работ (по усмотрению учителя). Для тех, кто справится с практической работой раньше других, следует предусмотреть дополнительное задание на дополнительную оценку. Например,
- Правильно установите время на Вашем компьютере. Опишите в тетради ваши действия.
- Просмотрите свойства диска С: и выпишите их в тетрадь.
- Установите время включения экранной заставки – 20 мин. Опишите в тетради Ваши действия.
- Извлеките из Корзины удалённую Вами папку, переименуйте её и скопируйте в неё 5 любых файлов. Опишите в тетради Ваши действия.
5. После выполнения и оформления практической работы следует пояснить учащимся домашнее задание, карточки с которым лежат у каждого на столе.
Примерная карточка с домашним заданием:
Домашнее задание
Подготовить теорию: ответить на следующие вопросы:
- Привести примеры объектов WINDOWS.
- Для чего необходима кнопка ПУСК?
- Для чего необходимы значки и ярлыки?
- Для чего используется меню?
- В какой форме представлены каталоги в графическом интерфейсе?
Практическое задание:
- Проверить правильность установки даты, времени и часового пояса на Вашем компьютере.
- Определите объём дисков Вашего компьютера, а также объём занятого и свободного пространства на них.
6. Для подведения итогов урока и одновременного закрепления изученного материала целесообразно использовать игровой момент. Его можно провести следующим образом: учитель задаёт вопрос и показывает две карточки с вариантами ответов. Учащиеся указывают карточку, где, по их мнению, находится правильный ответ на вопрос. Учитель приклеивает карточку с указанным вариантом ответа на скотч (например, на доске). После ответов на все вопросы учитель переворачивает скотч на оборотную сторону, и, если на все вопросы были даны верные ответы, то с обратной стороны должно получиться слово WINDOWS. Если были допущены ошибки, то на их месте будут верные варианты ответов. Всего следует составить 7 вопросов.
Примерные вопросы:
- Какая фирма является реальным создателем ОС WINDOWS (APPLE или MICROSOFT)?
- На Панели задач находится клавиша (ПУСК или СТОП)?
- Объекты WINDOWS бывают (логические и физические или простые и составные)?
- Удалить объект – это значит перенести его (в Корзину или на Рабочий стол)?
- Каким объектом является дисковод (физическим или логическим0?
- WINDOWS - 2000 – это (интегрированная среда или программная оболочка)?
- На Рабочий стол выводятся (ярлыки наиболее часто используемых программ или копии физических объектов)?
Затем следует оценить работу учащихся на этом этапе и занести результаты в оценочный лист. Результаты практической работы учитель оценивает после проверки её оформления и результатов. Оценкой за урок будет средний балл по всем видам работы на уроке.
Если в конце урока осталось время, то можно начать исследование назначения и работы файлового менеджера ПРОВОДНИК.