Конспект урока русского языка по теме: "Обобщение и систематизация знаний учащихся о частях речи". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


ЦЕЛИ УРОКА:

1. Образовательные:

Обобщение знаний учащихся о частях речи:

  • имя существительное, роль имени существительного в речи, род имен существительных, изменение имен существительных по числам и падежам;
  • глагол, роль глагола в речи, изменение глагола по числам и по временам;
  • имя прилагательное, роль имени прилагательного в речи, изменение имен прилагательных по числам и по родам;
  • наблюдение за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного.

2. Развивающие:

  • развитие умения детей думать над языком;
  • развитие наблюдательности и мышления
  • развитие познавательной активности детей.

3. Воспитательные:

  • воспитание уважительного, бережного и заинтересованного отношения к родному языку.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Приветствие детей учителем, приветствие детьми гостей.

Давайте приготовим тетради к работе. Запишите сегодняшнее число. Слова “Классная работа”.

На доске:

Шестнадцатое марта.

Классная работа.

2. Тема урока.

Создание проблемной ситуации для объявления темы урока.

Придя сегодня в класс, я обнаружила следы пребывания кого-то в классе, а так как он был закрыт, я решила, что это были инопланетяне. И я не ошиблась. Посмотрите, пожалуйста, на доску. (На доске – карта звездного неба и фотография инопланетянина). Это наш звездный друг Фригли, сам он остаться не смог, но оставил свое послание:

“Я звать инопланетянин Фригли.
Я лететь другой планета.
Я немного хорошо русский знать язык.
Я хотеть просить у помощь ребята.
Просить я пригласить Фригли урок на русский..

За спасибо помощь. Ответ ждать я. Фригли.”

Вы что-нибудь поняли? Знает ли Фригли русские слова? А умеет ли он пользоваться законами изменения и соединения слов в словосочетания и предложения? А какая наука занимается изучением этих законов? Грамматика.

Давайте запишем названия этой науки в нашем чистописании. Обратите внимание на удвоенную согласную “м” в слове грамматика. (Слово прописывается один раз с использованием элементов красивого письма).

А какой раздел грамматики занимается формами слова? Морфология. Что в переводе означает это слово? (“Морфо” - слово, “логос” - учение. Морфология – наука о форме слова). Давайте название этой науки тоже запишем красиво. (Слово прописывается один раз с использованием элементов красивого письма).

Дополнительный материал по этим наукам – смотри приложение 1.

Чем же конкретно занимается морфология? Что изучает эта наука? (Морфология – наука о частях речи). Вероятно, составляя свое послание, Фригли ничего не знал о разных частых речи и о том, как слова ведут себя, попадая в предложения. Давайте попробуем с этим разобраться. А для этого проведем небольшое исследование.

На доске поэтапно будет появляться план исследования.

ПЛАН

1. ПРОБЛЕМА.
2. ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
4. ВЫВОД.
5. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

3. Актуализация знаний.

ПРОБЛЕМА нашего исследования будет звучать так: в чем ошибся и чего не знал Фригли при составлении послания. Что он должен узнать о секретах русского языка, чтобы исправить свои ошибки.

Начнем с ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА по нашей проблеме. Давайте вспомним, какие части речи мы с вами знаем? Имя существительное, имя прилагательное и глагол. Для продолжения работы предлагаю разбиться на группы.

Первый ряд будет заниматься глаголом. Давайте вспомним, какая часть речи называется глаголом? (На доске: эмблема глагола и у детей на партах – маленькие эмблемы с глаголом).

Второй ряд будет заниматься именем прилагательным. Давайте вспомним, какая часть речи называется именем прилагательным? (На доске: эмблема имени прилагательного и у детей на партах – маленькие эмблемы с именем прилагательным).

Третий ряд будет заниматься именем существительным. Давайте вспомним, какая часть речи называется именем существительным? (На доске: эмблема имени существительного и у детей на партах – маленькие эмблемы с именем существительным).

Дополнительный занимательный материал по частям речи – смотри в приложении 2.

4. Практические упражнения.

Возьмите листочки, на которых написано: Карточка 1. Запишите в тетрадях: Упр. 1.

На доске:

Упр. 1.

На карточке – текст. У каждой исследовательской группы он свой. Задание следующие: первый ряд выписывает из текста только глаголы, второй ряд – только имена прилагательные, третий ряд – только имена существительные. Выписываем в столбик от начала строки с маленькой буквы.

КАРТОЧКА 1.

Вариант 1 (для первого ряда):

Настали зимние дни.

Началась холодная пора.

Дуют резкие ветры.

Идет сильный снег.

Поет снежная вьюга. (Зима).

Вариант 2 (для второго ряда):

Закончилась веселая пора.

Пришла длинная осень.

Миновали теплые деньки.

Проходит грибная пора.

Улетают певчие птицы. (Осень).

Вариант 3 (для третьего ряда):

Пришли весенние деньки.

Начались долгожданные каникулы.

Чувствуется резкий ветерок.

Моросят кратковременные дожди.

Возвращаются перелетные птицы. (Весна).

По очереди каждый ряд зачитывает слова, которые выписал.

А на доске появляются эти слова под эмблемами частей речи.

Глагол

  • настали
  • началась
  • дуют
  • идет
  • поет

Имя прилагательное

  • веселая
  • длинная
  • теплые
  • грибная
  • певчие

Имя существительное

  • деньки
  • каникулы
  • ветерок
  • дожди
  • птицы

Можем ли мы по выписанным именам существительным, именам прилагательным и глаголам узнать, о чем был текст? Нет. Что смогла сделать каждая часть речи? Имя существительное – назвать предметы, имя прилагательное – назвать признаки предметов, глагол – назвать действия предметов.

5. Физкультминутка.

А теперь давайте немножко отдохнем.

Один ученик выходит к доске, поворачиваясь спиной к ней. На доске появляется название предмета.

АРБУЗ (или ЛИМОН)

Ученики по очереди перечисляют признаки предмета. Водящий должен назвать этот предмет.

6. Практические упражнения.

Давайте послушаем тексты, которые были даны каждому ряду. О чем эти рассказы? О временах года. Описания, какого времени года не хватает? Давайте попробуем из выписанных слов составить предложения, которые затем превратятся в рассказ о лете.

Можем ли мы ничего не меняя сказать, что у нас получился рассказ. Нет. Слова в наших предложениях не согласованы друг с другом. Например, возьмем первое предложение: слово деньки стоит в каком числе? Во множественном, а веселая – в единственном. Давайте попробуем изменить формы слов так, чтобы они были согласованы.

На доске появляются нужные формы слов.

Глагол
  • настали
  • начались
  • дует
  • идут
  • поют
Имя прилагательное
  • веселые
  • длинные
  • теплый
  • грибные
  • певчие
Имя существительное
  • деньки
  • каникулы
  • ветерок
  • дожди
  • птицы

Давайте прочитаем получившиеся предложения. Получился рассказ? Да. Почему мы можем сказать, что это рассказ? Предложения связаны по смыслу.

Запишите в тетрадях: Упр. 2.

На доске:

Упр. 2.

ЛЕТО.

Запишите получившиеся предложения так, чтобы получился рассказ. (Можно повторить правила написания предложений). Все предложения подряд (без красных строк).

7. Подведение итогов.

На доске появляется третий пункт плана исследования.

Давайте теперь попробуем ответить на поставленный вопрос в начале урока. Чего же не знал Фригли о частях речи, когда составлял свое послание. Каждый ряд вспоминает теоретический материал о своей части речи.

Первый ряд – глагол:

а) что такое неопределенная форма глагола (которую использовал Фригли);
б) как изменяется глагол (по числам и по временам).

Второй ряд – имя прилагательное:

а) как связано имя прилагательное с именем существительным;
б) как изменяется имя прилагательное (по родам и по числам).

Третий ряд – имя существительное:

а) какие бывают имена существительные;
б) какого рода бывают имена существительные;
в) как изменяются имена существительные (по числам и по падежам).

Занимательный материал по этим темам – смотри приложение 3.

8. Вывод.

На доске появляется четвертый пункт плана исследования.

Как вы поняли, что надо знать, чтобы правильно составлять предложения? Нужно знать, что такое части речи, как они изменяются и соединяются в предложениях.

9. Практический эксперимент.

На доске появляется пятый пункт плана исследования.

Смотрите, еще одно послание от Фригли. Прочитать?

“Я инопланетянин по имени Фригли.
Я прилетел с другой планеты.
Я постараюсь хорошо узнать правила русского языка.
Я благодарен вам за помощь и за ваш урок.
Вам на память оставляю свои фотографии.

Жду новых встреч. Ваш Фригли.”

Мне кажется для Фригли, наш сегодняшний урок не прошел даром. Он усвоил все, о чем мы ему рассказали. Ну а все ли так просто в русском языке мы сейчас проверим.

Возьмите листочки, на которых написано: Карточка 2. Прочитайте предложения, найдите в них одинаковые слова, и прямо здесь в карточках надпишите над этими словами, какими частями речи они являются.

КАРТОЧКА 2.

Вариант 1:

Кошка пила молоко.

Пила хорошо наточена.

Вариант 2:

Мы будем печь хлеб.

Печь топится.

Готовы? Теперь обменяйтесь карточками и проверьте работу своего соседа. Проверяем вслух. Смотрите, как интересно – одинаковые слова оказываются разными частями речи. Это значит, что не все в русском языке просто, как кажется, и у нас с вами еще много интересного, но пока неизвестного.

10. Подведение итогов.

Вывод: чтобы правильно и красиво говорить на любом языке (а особенно на родном), мало знать слова, нужно знать законы, по которым они соединяются в словосочетания и предложения.

11. Рефлексия.

Спасибо вам за нашу работу. На уроке мы провели настоящее исследование, а из вас получились настоящие исследователи.

У вас на партах лежит по два квадратика. Если вам понравился урок, и вы уходите с него с хорошим настроением поднимите пожалуйста красный квадрат, если урок вам не понравился или оставил равнодушными, то поднимите синий квадрат.

Я очень рада. Еще раз, огромное спасибо, ребята, за работу. Спасибо нашим гостям. Урок окончен.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Грамматика, грамматика, -
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!

Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.

Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.

ГРАММАТИКА – это объединенное Королевство, в котором живут, общаются, изменяются, соединяются в словосочетания и предложения слова.

МОРФОЛОГИЯ. Это слово состоит из двух частей: по-гречески “морфо” - форма”, “логос” - учение. Изучением строения слова и его форм в самых разных случаях и занимается наука морфология. Морфология – наука о частях речи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Имя существительное – важнейшая часть речи. Первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и пытается назвать все то, что его окружает.

Есть один седой старик.
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В кактус, в зонтик, в сигареты,
В тапочки, в слова, в конфеты –
Словом, в разные ПРЕДМЕТЫ.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Художницу нашу знает весь свет.
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты.

Солнечное лето,
Праздничная ель,
Вкусные конфеты,
Машенькин портфель.

ГЛАГОЛ

Интересная часть речи
В Русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам глагол!

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Все в действие придет:
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Как у существительных род появился

Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала приказ: “Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награжден”.

А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.

Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: “Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. А те, что остались неопределенными, пусть останутся среднего рода”.

Вот так род у существительных появился.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Почему одушевленные существительные отвечают на вопрос кто? Потому что они обозначают живых существ. Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос что?, ведь это живая природа?

Ответ следует искать в глубокой древности.

Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое.

В то время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой – с точки зрения биологии) оказался в языке неодушевленным.

Число имени существительного

Есть существительные, имеющие обе формы (и единственное и множественное число), а есть такие, которым и одной формы достаточно: либо единственного, либо множественного числа. Это такие существительные, как сахар, чернила, сметана, ножницы, бензин, брюки и др.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Изменение прилагательных по числам

Маленький страус из стран очень жарких
Сбежал, чтоб пожить в небольшом зоопарке.
Но его не обидели, честное слово,
Добрые дяденьки рода мужского.
Гулять выводили в любую погоду
Добрые тетеньки женского рода.
Страус письмо своей маме послал.
“Добрые очень!..” - он в нем написал.
Дивится мама страуса, в письмо такое глядя,
Не знает, кто же добрые: тети или дяди.
Как же мог бедный страус забыть:
У прилагательных во множественном числе
Род нельзя определить!

ГЛАГОЛ

Неопределенная форма глагола.

Каждый глагол имеет свою неопределенную форму. Эта форма называется инфинитив. Инфинитив показывает действие. Он не указывает ни на время, когда происходит действие, ни та того, что совершает это действие, ни на количество действующих лиц.

Изменение глагола по числам.

Они учили, я учил.
Я играл, они играли.
Как изменяется глагол,
Вы, конечно, угадали?

Изменение глагола по временам.

Прошедшее время –
То, что прошло:
“Вчера мы писали”,
“Солнце ушло”.

Настоящее время
Приходит теперь:
“Мы пишем имя”,
“Бегает зверь”.

Будущее время
Еще не пришло:
“После уроков
Пойдем мы в кино”.