За последние несколько лет особенно интенсивное внимание было обращено на применение компьютерных информационных технологий в преподавании и самостоятельном изучении иностранного языка и других дисциплин как учителями-предметниками, так и методистами, филологами и учёными на самых разных уровнях. Связано это прежде всего с изменением структуры и содержания общего среднего образования, когда от учащегося требуется на выходе из школы не просто набор знаний, умений и навыков, а некая система коммуникативных, информационных и некоторых других компетенций, которые помогут ему быстро ориентироваться в современном мире, где ключевым моментом является именно информация и методы её получения и обработки.
В преподавании английского языка, как и любого другого иностранного, применение компьютерных технологий позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень овладения неродным языком и лучше подготовить их как к Единому государственному экзамену и вступительным экзаменам в ВУЗы, так и, при желании, к сдаче зарубежных экзаменов на знание языка для иностранцев.
Области применения данных технологий учителем сводятся к следующим:
- Обучающие программы на электронных носителях
- Программы для тестирования и тестирование он-лайн
- Использование Интернет-ресурсов на уроке
- Возможности для самообразования учителя.
Что касается обучающих программ, то в данной статье речи о них идти не будет, поскольку каждая из них имеет определённые цели для работы с грамматикой, лексикой, чтением, фонетикой и требует от учителя и ученика элементарных навыков работы с компьютером. То же самое можно сказать и о программах для тестирования, записанных на CD. В наши дни появилось множество подобных программ для разных уровней владения английским языком: от уровня для начинающих с играми, комиксами, песнями, стихами, считалочками и т.д. до продвинутого уровня, например, для подготовки к экзаменам типа FCE или TOEFL. Наиболее распространёнными можно назвать программы, полезные для работы в школе: “1С-Репетитор. Английский язык”, “Bridge to English”, “Bridge to English for Kids” , “Open Book 2.3”. Отличный сайт в Интернете с подборкой ссылок по обучающим программам, словарям, тестированию он-лайн с комментариями и их кратким содержанием, что экономит время и ваши деньги, так как заметно облегчает поиск –www.history.ru/freeeing.htm.
Мы же подробнее остановимся на возможностях работы с Интернет на уроке английского языка, а именно:
- Тестирование он-лайн
- Обучение аспектам языка с помощью Интернета
- Возможности для самообразования учителя.
Тестирование он-лайн.
Если вас интересуют веб-страницы, посвящённые тестированию, вы можете просто задать свой вопрос “тестирование по английскому языку” в поисковой строке выбранной вами поисковой системы, например, Яндекс или Yahoo, а затем выбрать наиболее подходящий из предложенных вам вариантов. Интерактивные тесты, как и тесты в обучающих программах, хороши тем, что результат можно узнать сразу же после ответов на вопросы, и часто они бывают представлены в интересной игровой форме, что также немаловажно для повышения мотивации учащихся.
Вот несколько сайтов, предлагающих помощь в данном вопросе: www.dschool.ru, www.languagelink.ru, www.college.ru, www.primavista.ru, www.english.ru/tests.html, www.homeenglish.ru.
Обучение аспектам языка с помощью Интернет.
Здесь хотелось бы остановиться на обучении лексике, чтению, устной речи, письму и аудированию.
Обучение лексике предполагает:
- Работу по введению новой лексики
- Активизацию лексического материала
- Лексические игры
- Советы он-лайн.
1. Чтобы разнообразить приёмы введения новых лексических единиц, можно познакомить учащихся с сайтом www.thinkmap.com, представляющим собой пространственную трёхмерную карту лингвистических ассоциаций, которая позволяет наглядно продемонстрировать взаимоотношения и связи между парами слов, частями речи или контрасты в их использовании. Выбрав мышкой нужное слово, вы откроете всё многообразие его значений и их оттенков и проследите нить его сочетаемости с другими словами и даже словосочетаниями. Конечно, для каждодневной поурочной работы с лексикой этот способ не подходит, но для разнообразия и в качестве рекомендации для самостоятельной работы учащихся он представляется весьма эффективным. Возможно, любознательные дети откроют для себя новые формы организации обычного словарика, активно используемого в младшем и среднем звене.
2. Интернет не менее хорош и для закрепления лексики по изучаемой теме. Задача учителя – подобрать добротный и информативный сайт (благо англоязычных сайтов в мировой паутине великое множество), связанный с нужной темой: например, тема вашего урока - “Путешествие. В гостинице”. Находим сайт www.adnams.co.uk/hotels , фактически дающий информацию для туристов, но интересный нам своим лексическим богатством и иллюстрациями описываемых гостиниц. По ходу урока вы можете дать учащимся задание найти для себя отель и рассказать о нём одноклассникам: таким образом, помимо активизации лексики, они будут заняты поисковым чтением, в плане устной речи повторят навыки описания жилища, будут задавать вопросы и отвечать на них, ваши инструкции будут хорошей оработкой аудирования, да и грамматика в подобном построении урока будет постоянно в активизироваться. Можно также предложить зарезервировать номер в отеле и рассказать о его преимуществах, научиться отправлять письменный запрос по электронной почте, организовать ролевую игру, где необходимо прорекламировать свой отель (условия проживания, меню, развлечения и т.д.) и привлечь наибольшее число гостей– здесь всё зависит от возможностей вашей группы и поставленных целей и задач.
3. Поисковые системы снова помогу вам найти интернет-версии викторин и игр из известных телешоу или предложат вам ссылки на интересующие вас игры. При наличии локальной сети, есть возможность поиграть всей группой, где учащиеся могут помогать друг другу, а то и найти партнёров по игре где-нибудь за рубежом. Опять-таки – это не вариант для каждого урока, но завершение таким образом учебной четверти или изучения большого раздела учебника кажется вполне приемлемым для повышения познавательной активности современных школьников (полезная ссылка: www.station.sony.com ( Регистрация на сайте обязательна, предлагаемые варианты известных телевизионных викторин Jeopardy (в русской версии “Своя игра”), Weel Of Fortune (русское “Поле Чудес”), Bookworm, Super Text Twist, Word Slinger).
4. Интернет удобен для поиска и закрепления определённых речевых конструкций, так как многие сайты посвящены той или иной категории или функции языка. Кроме того, здесь есть возможность персонального обращения к человеку, чего, конечно, лишены учебники, ведь очень часто эти страницы затрагивают актуальные для подростков вопросы общения, страхов, одиночества и т.п., на которые каждый из обратившихся, например, в Интернет-форум может получить ответ или совет. Так, например, сайт www.teenadvice.org хорош для работы в группах по теме “Проблемы молодёжи” или “Что формирует личность и характер” тем, что не выглядит слишком уж менторским и поучительным, так как авторами его являются именно подростки, и в то же время позволяет вызвать учеников на откровенный и результативный диалог, активизировать важный блок лексики по темам “Характер”, “Общение”, “Чувства” и т.д. И это всего лишь один пример. В Сети много сайтов, посвящённых подобным видам деятельности и основанных на принципе Интернет-форумов.
Обучение чтению с помощью Интернет может быть весьма разнообразным из-за наличия в нём множества текстов разных жанров. Мы предлагаем остановиться на трёх вариантах материала:
- Он-лайн версии зарубежных газет
- Создание он-лайн газеты
- Детективные рассказы.
1. Неоспоримое достоинство версий газет, представленных на сайтах Интернет, в сравнении с их печатными версиями – это их актуальность и неустаревание по мере того, как они попадают в поле зрения читателей. Естественно, и для учащихся чтение и обсуждение последних мировых новостей интереснее и полезнее, чем работа со старыми печатными версиями изданий. Так как в Интернет новости постоянно обновляются, они всегда свежи и позволяют учащимся ориентироваться в более широком кругу событий и заголовков, будучи удобно соотнесены по темам и соответствующим ссылкам. Таким образом, сама организация гиперссылок помогает учителю планировать работу согласно интересам учеников и непосредственно целям и задачам конкретного занятия. Можно предложить учащимся выбрать из любой англоязычной газеты три заголовка, которые привлекут их внимание, переписать их в форме трёх грамматически полных предложений, предположить содержание статьи до её прочтения, а затем прочитать и сравнить результат – это позволяет развивать аналитические навыки школьников, особенно важные при чтении текстов с высокой информативной и лексической нагрузкой, развивать языковую догадку, темп чтения и т.п. На подобных уроках всегда получается органично сочетать работу над навыками чтения и речи, поскольку обсуждение предполагает и монолог, и диалог, особенно когда речь идёт о текущих событиях в мире. Не менее полезно бывает взглянуть на одно и то же событие с разных точек зрения: например, то, как английские, американские и российские газеты освещают его или какие новости разные газеты выбирают для своих первых полос. Это отличная возможность поговорить о различии культур, менталитетов разных народов и о том, что их объединяет. Кроме того, очень часто зарубежные газеты предлагают читателям электронный адрес главного редактора, на который всегда можно отправить послание с вопросом, если вас что-то особенно заинтересовало. Шансы получить ответ весьма велики – и это ещё один приём для мотивирования познавательной деятельности. Полезные ссылки: www.nytimes.com ,www.timesonline.uk, www.iht.com (The International Herald Tribune), www.chicagotribune.com, www.people.aol.com (The People Magazine).
2. Создание всем классом или группой своей он-лайн газеты может быть хорошим способом организации внеурочной деятельности по иностранному языку. Думается, это не идёт ни в какое сравнение с созданием стенной или печатной газеты, поскольку современный вариант позволит обновлять содержание издания ежедневно или еженедельно и – что не менее важно – её можно будет прочитать с любого компьютера, имеющего доступ к Интернет: в классе, дома, в интернет-кафе, в другом городе и т.д. Помимо причастности к общему делу детям наверняка будет интересно обсудить и отбор новостей и материалов к каждому выпуску, и варианты его оформления, а это отличный источник новой лексики и стимул для повторения и закрепления грамматических форм и конструкций. Конечно, подключать к такой работе лучше ребят, интересующихся журналистикой, и всю редакционную группу можно поделить на тематические разделы: мировые и региональные новости, спорт, мода, культура и т.п. Неоценимую помощь в этом вопросе способен оказать CRAYON (Create Your Own Newspaper), интерактивный сайт, позволяющий выбрать содержание вашей будущей газеты из огромного количества источников www.crayon.net.
3. Однако было бы неверно воспринимать Интернет лишь как средоточие новостей о текущих событиях. Во “всемирной паутине” можно найти все виды и жанры текстов, многие из которых позволяют читателю так или иначе поучаствовать в работе над текстом. Наиболее продуктивный для творчества и увлекательный жанр – детектив. С точки зрения языка он хорош тем, что требует повышенного внимания к видо-временным формам глагола, к использованию экспрессивной лексики и чётким определениям и описаниям места действия, персонажей, фона событий. Ничто не заменит живого общения с книгой – это бесспорно – но в нашем случае позволяет найти выход, если нет под рукой библиотеки, богатой литературой на английском языке. Рассказы можно вывести на печать в необходимом количестве, а при желании дети могут читать рассказы прямо в Сети и затем поучаствовать в форуме или даже выиграть небольшой приз с логотипом сайта www.thecase.com/solveit/.
Обучение устной речи кажется наиболее органичной и неотъемлемой частью работы с Интернет. Главное – поощрять использование английского, а не родного языка. Глобальная сеть может предложить массу тем для обсуждения с красочным и постоянно изменяющимся иллюстративным материалом, то есть от самого учителя, целей и задач урока будет зависеть выбор темы для каждого нового занятия. Например, интерактивный музей Сан-Франциско предложит вам обсудить вопросы и проблемы человеческого интеллекта, памяти, мышления и многое другое – стоит только заглянуть на www.exploratorium.edu или же на сайте NASA www.nasa.gov вам позволят заглянуть в тайные уголки далёкой Красной планеты, а вы организуете дискуссию о темпах развития современной науки, её плюсах и минусах.
Одной из тем школьной программы всегда было и будет искусство. Хорошо, если у учителя есть возможность не на пустом месте рассказывать о живописи и скульптуре, а посетить вместе с учащимися музей, галерею, выставку, но не везде есть такая возможность – здесь снова на помощь приходит Интернет. Легко можно организовать работу в парах или группах, отправив учеников на сайт, посвящённый какому-либо виду искусства. Конечно, никакая электронная версия картины не сравнится с оригиналом, но зато в Интернет порой можно найти целые картинные галереи всемирно известных мастеров – попросите детей описать наиболее понравившуюся картину, объяснить, какие эмоции и почему она вызывает, что они узнали о жизни и творчестве художника с помощью компьютера, задать вопросы соседней группе учащихся - простор для воображения и творчества не ограничен рамками одного лишь альбома с репродукциями. На заключительном уроке можно попросить каждую группу устроить презентацию, посвящённую скульптору или художнику, который наиболее их заинтересовал – то есть делать всё то, что делалось на уроках иностранного языка в течение многих лет, но внести в свои занятия новую изюминку, постоянно стимулировать желание ребят осваивать компьютерную лексику, что обязательно пригодится будущим студентам современных вузов.
Замечательный сайт для подростков www.teenadvice.org - кладезь тем для обсуждения, поскольку посвящён проблемам молодёжи, пополняется за счёт писем и вопросов самих подростков со всего мира и способен ненавязчиво вывести класс на дискуссию о том, что волнует, радует, беспокоит самих ваших учеников без лишнего менторского тона и навязчивости взрослых.
Обучение письму выглядит не менее органичным элементом работы с Интернет прежде всего из-за возможностей работы с электронной почтой. Полезные ссылки: www.classroom.com, www.stolaf.edu/network/iecc, www.hut.fi, www.iecc.org (pen-pal exchanges). Все виды текстов, писем, открыток, документов, обучение которым тоже является частью обязательной программы, в частности, и подготовки к ЕГЭ, можно не просто тренировать в классе или дома в рабочей тетради, но и отправить домашние работы на электронный адрес учителя, что приблизит учебную ситуацию к реальной жизненной. Многочисленные сервисы Интернет предлагают найти друзей по переписке – так, например, если вы зададитесь целью и с помощью поисковых систем найдёте адреса английских или американских школ или даже учащихся этих школ – не будет ничего интереснее для ваших учеников писать дружеские письма не выдуманным персонажам из наших учебников, а реальным людям. Пусть наши дети часто лишены живого общения с так называемыми носителями языка, но в Интернет так просто найти англоговорящего адресата!
Можно предложить детям поработать и над какой-либо проектной работой – все этапы работы над ней будут в точности соблюдены: и поиск материала, и его редактирование, и выбор иллюстративных частей и т.п. Главное – поощрять и мотивировать самостоятельную работу учащихся, чтобы им удавалось избежать соблазна найти в Сети готовый реферат на заданную тему и выдать его за свой, ведь во многих современных вузах за подобный плагиат наказываю достаточно строго. Удобство при работе с Интернет в том, что и текст, и изображение сразу представлено в электронном виде, что отвечает всем современным требованиям к оформлению работ.
Обучение аудированию. Объём мультимедийных материалов, хранящихся в глубинах Интернет, поражает даже самое богатое воображение – на языке оригинала вы можете прослушать и концерт интересующего вас исполнителя, и интервью с известным человеком, и трансляцию популярного радиоканала и даже посмотреть новинки кино (www.hollywood.com или www.oscar.com). Чаще всего перечисленные источники представлены в виде файлов, требующих загрузки на жесткий диск вашего компьютера. Думается, если вы одновременно не являетесь программистом или учителем информатики, лучше обратиться к этим специалистам за помощью в организации урока с помощью Интернет. Конечно, для поурочного аудирования аудиокурсы к учебным пособиям на кассетах или CD незаменимы, но как, например, лучше продемонстрировать работу BBC и британский английский, если не подключиться к “живой” трансляции о текущих событиях? Тогда загляните на www.bbc.co.uk или, например, на www.cnn.com.
Возможности для самообразования учителя через компьютер.
Электронные издания на CD, в том числе использующие гипертекст (совокупность разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах: учебники, справочники, словари, энциклопедии). Их положительные стороны: яркое и наглядное представление информации; интеграция значительных объёмов информации на едином носителе; упрощённая навигация, возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала; нередкая обратная связь в виде тестов на закрепление изученного материала.
Тематические ресурсы в Интернет:
Домашние страницы крупных издательств и он-лайн сервисы этих издательских домов: реклама новых УМК, методические рекомендации, рассылки поурочных материалов, форумы для преподавателей, знакомство с неологизмами и т.д.
- Он-лайн энциклопедии, включая их интерактивные варианты
- Он-лайн тестирование
- Медиа-ресурсы: профессиональные газеты и журналы в Интернет.
Вышеперечисленные возможности для работы на уроке иностранного (в частности, английского) языка не могут быть ограничены рамками данной статьи, однако, ней сделана попытка указать направления для работы современного учителя – того, кто не желает отставать от своих же учеников и сам постоянно готов учиться и совершенствовать свои умения и навыки. Ведь все мы знаем, что в наше время недостаточно отлично владеть языком и знать свой предмет без интеграции с другими дисциплинами, особенно с компьютерной грамотой.