Цели урока:
Познавательные;
- дать определение перемещения.
Развивающие;
- сравнить понятия перемещение, путь.
- научиться строить вектор перемещения и находить его численное значение.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Методы: Фронтальный опрос, рассказ-беседа, решение задач.
План урока:
- Организационный момент - 1 мин.
- Актуализация знаний: опрос - 5 мин.
- Изучение нового материала - 15 мин.
- Закрепление, отработка умений 20 мин.
- Подведение итогов урока - 3 мин.
- Задание на дом - 1 мин
Изучение нового материала:
1. Выяснение, однозначна ли задача: где может оказаться тело, если оно проходит путь 20 км. Работа с текстом учебника на стр. 10 – 11 по рисунку 3.
2. Определение перемещения стр. 11, запись в тетради.
Рисунок
-
обозначение вектора перемещения на рисунке S - модуль перемещения, м |
3. Пример: автомобиль едет из пункта А в пункт В мимо пункта С по прямолинейному шоссе. И возвращается в пункт С. Расстояние АВ 70 км, ВС 20 км, Определите пройденный путь и перемещение.
l = 70+20 = 90 км S = 50 км |
Пример: Решите ту же задачу при условии, что автомобиль движется из пункта А в пункт В без возврата.
l = 70 км S = 70 км |
Вывод: при прямолинейном движении без возврата путь и перемещение равны. Задать перемещение – это значит изобразить вектор перемещения и найти длину вектора.
4. Сформулировать различие между понятиями путь и перемещение.
5. Учащиеся совместно с учителем вырабатывают систему действий для решения задач на нахождение перемещения.
Запись в тетради:
- Обозначить начальное положение тела.
- Провести траекторию движения
- Обозначить конечное положение тела.
- Построить вектор перемещения.
- Ввести систему координат.
- Вычислить путь как длину траектории.
- Вычислить перемещение как длину вектора перемещения.
Из математики: формула длины окружности, теорема Пифагора, нулевой вектор.
6. Система задач.
I Конькобежец стартовал по дистанции, которая представляет собой окружность радиусом 50 м, и финишировал в ту же точку. Найдите путь и перемещение.
II Мяч упал с высоты 3 м и подскочил на расстояние 1 м от пола. Траектория движения прямолинейная. Найдите путь и перемещение.
III Туристы прошли 6 км на север и 8 км на восток. Найдите путь и перемещение.
IV Найдите путь и перемещение минутной стрелки часов за 30 и за 10 минут.
7. Д/з: §2, домашняя экспериментальная работа: Найдите путь и перемещение секундной стрелки часов за 15 с, 30 с, 60с, 1 мин, 1 час. Выясните, влияет ли на значение этих величин диаметр циферблат часов.