Тема урока: "Удивительное электричество"

Разделы: Физика


Тип: обобщения знаний, повторения, систематизации знаний по теме “Электрические явления”

Вид: урок-соревнование

Цели

  • закрепить у учащихся навыки решения задач: расчетных, качественных, экспериментальных;
  • формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;
  • развивать коммуникативные способности.

Задачи:

*Образовательные:

  • выявить уровень усвоения данного материала;
  • формирование познавательных умений через решение различных ситуаций;
  • формирование умения группировать материал по указанным признакам.

*Воспитательные:

  • подчеркнуть ограниченность применения знаний на эмпирическом уровне обобщения;
  • способствовать воспитанию трудовых навыков; физической сноровки;
  • продолжить воспитание личностных качеств: взаимопомощь, чувство коллективизма, ответственность, организованность.

*Развивающие:

  • сформировать элементы творческого поиска на основе приема обобщения.

Оборудование: тест, задачи, формулы, амперметр, вольтметр, лампочка, источник тока, ключ, соединительные провода, бумага, экспериментальное задание.

Эпиграф к уроку:

“Не стыдно не знать, стыдно не учиться”.

“Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет”.

Плакат:

Пусть кипит работа,
Сложны соревнования.
Успех решает не судьба,
А ваши знания!

Ход урока

Структурные элементы урока Форма, методы Цели, задачи Деятельность учителя и учащихся
1. Вступительное слово учителя.

 

 

 

 

Стихотворение, беседа.

 

 

 

 

 

1. Создание положительной мотивации;

-постановка цели урока.

 

 

 

1. Учитель читает стихотворение, знакомит учащихся с жюри, которое будет оценивать работу учеников; обращает внимание на соответствие баллов и оценок; говорит о конкурсах, в которых предстоит принять участие учащимся; учащиеся слушают учителя.
2. Выявление имеющихся знаний и умений.

 

 

 

2. “Физическая эстафета”, игра-соревнование.

 

 

 

2.Выявить имеющиеся знания формул и умения применения знаний в процессе “восстановления” формул, записанных в виде “цепочки уравнений”, взаимосвязанных друг с другом. 2. Учитель объясняет условия конкурса.

Ученики слушают учителя.

Командно соревнуются в восстановлении 9 предложенных формул, передавая фломастер как эстафетную палочку.

Конкретизация, уточнение, систематизация знаний.

 

 

 

Беседа, наглядность, репродуктивный.

 

 

 

 

Сравнить “восстановленные” формулы со списком, подчеркнуть сделанные ошибки, уточнить правильность написания формул, систематизировать знания.

 

Учитель вывешивает список формул,

предлагает сравнить “восстановленные” формулы со списком, найти ошибки, объяснить каждую формулу. Ученики сравнивают, уточняют запись формул, говорят значение каждой формулы.

Контроль за уровнем сформированности умений.

 

 

 

Конкурс “Порешаем!”, частично-поисковый.

 

 

 

 

Выявить уровень умения учащихся при решении задач (количественных).

 

 

 

Учитель предлагает применить данные формулы при решении задач, объясняет условия конкурса и обращает внимание учащихся на ограниченность времени. Ученики самостоятельно решают предложенные задачи, выбирая те, которые соответствуют их уровню.
Обобщение и систематизация умений.

 

 

 

  Проверяется уровневое решение задач (какие задачи учащиеся решили), предлагается разобрать задачи , имеющие уровень выше базового (с комментарием и пояснением учителя). Учащиеся в тетрадях и на доске решают задачи, соответствующие уровню выше базового

(“дано” из задач записано заранее, учитель поправляет и помогает ученикам при необходимости).

Проверка теоретических знаний по теме. Конкурс: “Быстро и в точку” Выявить знания теории по данной теме и умения работать с тестом. Учитель объясняет условия конкурса.

Ученики работают с тестом.

Уточнение, коррекция знаний.

 

 

 

Уточнить, скорректировать знания учащихся.

 

 

 

  Учитель предлагает разобрать вопросы теста с их обоснованием (дает правильный ответ при необходимости).

Ученики дают устные ответы на вопросы теста, объясняя свой выбор.

Совершенствование и применение знаний.

 

 

 

 

Конкурс: “Опыт! Опыт!”, работа в группах (ролевая игра), частично-поисковый.

 

 

 

 

Выявить умения учащихся по применению знаний при выполнении эксперимента;

воспитание личностных качеств: взаимопомощь, чувство коллективизма, ответственность, организованность.

Учитель предлагает провести эксперимент и оформить полученные результаты, работая в группах. Работая в группе, каждый ученик выбирает роль, с которой может справиться; ученики по схеме собирают электрические цепи, фиксируют результаты и их изменения, анализируют результаты, делают выводы, оформляют работу.
3.Организация домашнего задания.

 

 

  3. Подготовиться к контрольной работе (повторить основной материал, решить несколько задач, выполнить творческое задание). 3. Записывают домашнее задание.

 

 

4.Подведение итогов урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

  4. Подводится итог работы учащихся (по количеству набранных баллов сообщается заработанная учащимися оценка).

Читаются слова Я.П. Полонского, призывающие к деятельности, любознательности, движению вперед -

создание положительной мотивации для дальнейшей работы учащихся.

4. Учитель объявляет “заработанные” учениками оценки.

 

 

 

 

 

 

 

Все материалы прилагаются (Приложение).