Тип: обобщения знаний, повторения, систематизации знаний по теме “Основы МКТ. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы”.
Вид: урок-эстафета
Цели:
- закрепить у учащихся навыки решения задач;
- в игровой соревновательной форме проверить знания формул, знания графиков изопроцессов и законов их протекания;
- формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; развивать коммуникативные способности;
- расширить кругозор учащихся в области истории физики и жизни ее творцов.
Задачи:
*Образовательные:
- выявление уровня усвоения данного материала;
- формирование познавательных умений через решение различных ситуаций;
- формирование умения группировать материал по указанным признакам.
*Воспитательные:
- подчеркнуть ограниченность применения знаний на эмпирическом уровне обобщения;
- способствовать воспитанию трудовых навыков; физической сноровки;
- продолжить воспитание личностных качеств: взаимопомощь, чувство коллективизма, ответственность, организованность.
*Развивающие:
- сформировать элементы творческого поиска на основе приема обобщения.
Оборудование: задачи, формулы.
Эпиграф к уроку: “Хитрые люди презирают знание, простаки удивляются ему, мудрые пользуются им” (Т.Маколей)
Плакат:
Пусть кипит работа,
Сложны соревнования.
Успех решает не судьба,
А ваши знания!
Ход урока
Учащиеся класса разбиваются на 3 команды, равные по силам (каждому участнику присваивается порядковый номер), заполняют заявку на участие в эстафете, где указывают фамилию, имя участника и его порядковый номер. На бланке этой заявки учитель в течение урока проставляет баллы, заработанные каждым игроком на отдельных эстафетах.
I. Вступительное слово учителя
- Орг. момент;
- Оглашение эпиграфа;
- Оглашение цели урока;
- Оглашение плаката;
- Объяснение правил проведения эстафеты.
II. Эстафета
- Первая эстафета — “Восстанови формулу”
На доске написаны формулы; учащиеся из каждой команды выходят к доске и вместо вопросительного знака записывают физическую величину. Каждая правильно записанная формула — 2 балла. Эстафетная палочка — мел. Побеждает та команда, которая быстро и правильно восстановит все формулы.
- Вторая эстафета — “Ты Бойлем можешь и не быть, но знать изопроцесс обязан!”
Каждой команде выдается листок, на котором нарисованы графики изопроцессов; передавая листок — эстафетную палочку, — ученики письменно называют все изопроцессы, изображенные на листке. Нечетные номера выполняют задания под нечетным номером, четные — под четным. Один процесс — один балл. По окончании работы учащимися все изображенные изопроцессы озвучиваются.
- Третья эстафета — “Изменяем координаты”
Задача участников эстафеты: перечертить предложенные графики в другой системе координат: нечетные номера чертят в координатах VT, а четные — в координатах РТ. По окончании работы учащиеся сравнивают свое выполненное задание с графиками, изображенными на доске. За правильно выполненную работу — по три балла.
- Четвертая эстафета — “Одна на всех!”
Каждой команде выдается задача, которую необходимо решить и объяснить для учащихся из других команд. За правильно выполненную работу — пять баллов.
- *Пятая эстафета — “Историческая”
/Учащимся предлагаются вопросы о жизни и открытиях великих ученых, творцов газовых законов. Эта эстафета посвящается Бойлю, Мариотту, Гей-Люссаку, Шарлю. Номер вопроса соответствует номеру учеников, которые имеют право ответа./
III. Подведение итогов урока
Победителю урока-эстафеты вручается медаль “Да здравствует наука!”, он зарабатывает две пятерки. Остальным учащимся оценки выставляются в зависимости от набранных баллов.
IV. Домашнее задание
Задания к эстафетам в Приложении.