Тема урока: "Энергия. Закон сохранения энергии". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Тип: урок изучения нового материала.

Вид: лекция (с использованием проблемных ситуаций и современной технологии)

Цели:

  • ввести понятие кинетической, потенциальной и полной энергии как характеристик механических систем;
  • изучить один из главных законов механики — закон сохранения энергии;
  • выяснить его физическое содержание. Уметь применить опорный конспект.

Задачи:

*Образовательные:

  • раскрыть понятие кинетической и потенциальной энергии, полной энергии;
  • изучить закон сохранения энергии;
  • научиться применять опорный конспект.

*Воспитательные:

  • показать значение опытных фактов и эксперимента при изучении данных понятий;
  • подчеркнуть значение закона сохранения энергии; значение причинно-следственных связей в познаваемости понятий.

*Развивающие:

  • работать над формированием умений сравнивать, делать выводы;
  • работать над развитием монологической речи.

Оборудование: опорный конспект, штатив, пружина, груз, мяч, загнутый желоб, брусок, шар, компьютер, диск: TeachPro физика 7-11.

Ход урока

Структурные элементы урока Форма, методы. Цели, задачи. Деятельность учителя и ученика
1.Знакомство с новым материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Создается проблемная ситуация по расшифровке и воспроизведению опорного конспекта по изучаемой теме, записывается тема урока.

 

 

 

 

 

 

1. Создание положительной мотивации; постановка задачи урока и формулировка темы.

Выбор метода изучения.

 

 

 

 

 

Учитель отмечает, что тема большая, сложная, что понятие энергии является одной из важнейших характеристик, а закон сохранения — одним из главных законов механики, и что при объяснении будем использовать метод описания явлений, экспериментальный метод. Ученики слушают учителя, записывают тему урока.
2.

Работа над изучаемым материалом.

Раскрытие понятия кинетической энергии.

Раскрытие понятия потенциальной энергии тела, взаимодействующего с Землей.

Раскрытие понятия потенциальной энергии сил упругости.

Создание проблемной ситуации.

Раскрытие закона сохранения энергии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Лекция (проблемная лекция с применением современной технологии).

- словесные (объяснение, рассказ);

- наглядные (демонстрация опытов, фильма, опорный конспект);

- сравнительно-сопоставительный анализ ;

- экспериментальный метод;

- частично-поисковый (решение проблемы);

- репродуктивный (воспроизводство деятельности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

- раскрыть понятие кинетической и потенциальной энергии, полной энергии;

- изучить закон сохранения энергии;

- научиться применять опорный конспект.

- показать значение опытных фактов и эксперимента при изучении данных понятий;

- подчеркнуть значение закона сохранения энергии; значение причинно-следственных связей в познаваемости понятий.

- работать над формированием умений сравнивать, делать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Учитель начинает “расшифровывать” опорный конспект:

- говорит что означает “энергия”, в каких разделах физики какие изучаются энергии, что мы рассматриваем механическую энергию, как связаны между собой энергия и работа, в каких единицах измеряется энергия;

- записывает обозначение и единицы измерения энергии;

- рассматривает что изучает механика и вводит понятия кинетической и потенциальной энергий;

- записывает обозначения кинетической и потенциальной энергий;

- предлагает познакомиться с кинетической энергией при просмотре фильма (диска с учебной программой);

- объяснят понятие нулевого состояния, выводит формулу кинетической энергии (на доске), словами проговаривает формулу;

- предлагает познакомиться с потенциальной энергией тела, взаимодействующего с Землей, показывая опыт на падение тела и перемещения тела из нулевого состояния на заданную высоту, учитель на доске выводит формулу потенциальной энергии тела, взаимодействующего с Землей, предлагает ученикам по формуле сказать, как находится потенциальная энергия, уточняет, что нулевым состоянием может быть не только поверхность Земли;

- предлагает рассмотреть потенциальную энергию сил упругости, энергию взаимодействия тела и пружины при помощи фильма и опыта (на деформацию пружины), выводит формулу потенциальной энергии сил упругости и просит учащихся “прочитать” формулу;

- с помощью опыта показывает связь между энергией и работой и делает вывод, что работа — мера механической энергии и чем больше энергия тела, тем большая работа будет совершаться при переходе тела из данного состояния в нулевое;

- обращается к классу с вопросом: “А может быть так, что тело обладает и кинетической и потенциальной энергиями одновременно?”, разбирает данный вопрос на примерах, показывает опыты (движение тела на пружине, подбрасывания и падения мяча), выясняют, что тело всегда обладает энергией, чему равна полная механическая энергия;

- при помощи фильма показывает неизменность полной механической энергии, формулирует закон сохранения энергии, выводит закон на доске, рассматривает изменение закона в реальных механических системах.

Ученики слушают учителя, смотрят фильм, опыты, записывают в тетрадь обозначения, определения, выводы из опытов, вывод формул, выделяя главные формулы, проговаривают записанные формулы, учатся их “читать”, решают проблемную ситуацию, разбирая совместно с учителем поставленный вопрос.

3. Повторение рассматриваемых понятий, закрепление и осознание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Беседа;

-сравнительно-сопоставительный анализ ;

- репродуктивный (воспроизводство деятельности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Повторить весь пройденный на уроке материал, при работе с опорным конспектом осознать и закрепить полученные знания, опираясь на опорный конспект воспроизвести полученные знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Учитель предлагает сопоставить записи урока и опорного конспекта, сравнить их, при помощи опорного конспекта рассказать об энергии (частично и полностью). Учащиеся просматривают записи урока, сравнивают их с опорным конспектом, анализируют, частично воспроизводят изученный материал (как фронтальный опрос) по конспекту, полностью рассказывают данный материал (2-3 ученика).
4. Систематизация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Словесные;

- наглядные.

 

 

 

 

 

 

 

4. Систематизировать полученные на уроке знания.

 

 

 

 

 

 

 

4. Подводя итог урока, учитель еще раз останавливается на основных понятиях темы (кратко при помощи опорного конспекта говорит о видах энергии и законе сохранения энергии), предупреждает учащихся, что на следующем уроке будут рассматривать практическое применение изученного материала.
5.Организация домашнего задания.

 

 

 

 

  5. Предлагается прочитать п.14,15, ответить устно на вопросы после параграфов — для закрепления и более глубокого понимания изученного материала.

 

5. Записывают домашнее задание.

 

 

 

 

 Материал, который преподается с диска.