Тип: урок изучения нового материала.
Вид: лекция (с использованием проблемных ситуаций и современной технологии)
Цели:
- ввести понятие кинетической, потенциальной и полной энергии как характеристик механических систем;
- изучить один из главных законов механики — закон сохранения энергии;
- выяснить его физическое содержание. Уметь применить опорный конспект.
Задачи:
*Образовательные:
- раскрыть понятие кинетической и потенциальной энергии, полной энергии;
- изучить закон сохранения энергии;
- научиться применять опорный конспект.
*Воспитательные:
- показать значение опытных фактов и эксперимента при изучении данных понятий;
- подчеркнуть значение закона сохранения энергии; значение причинно-следственных связей в познаваемости понятий.
*Развивающие:
- работать над формированием умений сравнивать, делать выводы;
- работать над развитием монологической речи.
Оборудование: опорный конспект, штатив, пружина, груз, мяч, загнутый желоб, брусок, шар, компьютер, диск: TeachPro физика 7-11.
Ход урока
Структурные элементы урока | Форма, методы. | Цели, задачи. | Деятельность учителя и ученика |
1.Знакомство с новым материалом.
|
1.Создается проблемная ситуация по расшифровке
и воспроизведению опорного конспекта по
изучаемой теме, записывается тема урока.
|
1. Создание положительной мотивации;
постановка задачи урока и формулировка темы. Выбор метода изучения.
|
Учитель отмечает, что тема большая, сложная, что понятие энергии является одной из важнейших характеристик, а закон сохранения — одним из главных законов механики, и что при объяснении будем использовать метод описания явлений, экспериментальный метод. Ученики слушают учителя, записывают тему урока. |
2. Работа над изучаемым материалом. Раскрытие понятия кинетической энергии. Раскрытие понятия потенциальной энергии тела, взаимодействующего с Землей. Раскрытие понятия потенциальной энергии сил упругости. Создание проблемной ситуации. Раскрытие закона сохранения энергии.
|
2. Лекция (проблемная лекция с применением
современной технологии). - словесные (объяснение, рассказ); - наглядные (демонстрация опытов, фильма, опорный конспект); - сравнительно-сопоставительный анализ ; - экспериментальный метод; - частично-поисковый (решение проблемы); - репродуктивный (воспроизводство деятельности).
|
2. - раскрыть понятие кинетической и потенциальной энергии, полной энергии; - изучить закон сохранения энергии; - научиться применять опорный конспект. - показать значение опытных фактов и эксперимента при изучении данных понятий; - подчеркнуть значение закона сохранения энергии; значение причинно-следственных связей в познаваемости понятий. - работать над формированием умений сравнивать, делать выводы.
|
2. Учитель начинает “расшифровывать” опорный
конспект: - говорит что означает “энергия”, в каких разделах физики какие изучаются энергии, что мы рассматриваем механическую энергию, как связаны между собой энергия и работа, в каких единицах измеряется энергия; - записывает обозначение и единицы измерения энергии; - рассматривает что изучает механика и вводит понятия кинетической и потенциальной энергий; - записывает обозначения кинетической и потенциальной энергий; - предлагает познакомиться с кинетической энергией при просмотре фильма (диска с учебной программой); - объяснят понятие нулевого состояния, выводит формулу кинетической энергии (на доске), словами проговаривает формулу; - предлагает познакомиться с потенциальной энергией тела, взаимодействующего с Землей, показывая опыт на падение тела и перемещения тела из нулевого состояния на заданную высоту, учитель на доске выводит формулу потенциальной энергии тела, взаимодействующего с Землей, предлагает ученикам по формуле сказать, как находится потенциальная энергия, уточняет, что нулевым состоянием может быть не только поверхность Земли; - предлагает рассмотреть потенциальную энергию сил упругости, энергию взаимодействия тела и пружины при помощи фильма и опыта (на деформацию пружины), выводит формулу потенциальной энергии сил упругости и просит учащихся “прочитать” формулу; - с помощью опыта показывает связь между энергией и работой и делает вывод, что работа — мера механической энергии и чем больше энергия тела, тем большая работа будет совершаться при переходе тела из данного состояния в нулевое; - обращается к классу с вопросом: “А может быть так, что тело обладает и кинетической и потенциальной энергиями одновременно?”, разбирает данный вопрос на примерах, показывает опыты (движение тела на пружине, подбрасывания и падения мяча), выясняют, что тело всегда обладает энергией, чему равна полная механическая энергия; - при помощи фильма показывает неизменность полной механической энергии, формулирует закон сохранения энергии, выводит закон на доске, рассматривает изменение закона в реальных механических системах. Ученики слушают учителя, смотрят фильм, опыты, записывают в тетрадь обозначения, определения, выводы из опытов, вывод формул, выделяя главные формулы, проговаривают записанные формулы, учатся их “читать”, решают проблемную ситуацию, разбирая совместно с учителем поставленный вопрос. |
3. Повторение рассматриваемых понятий,
закрепление и осознание.
|
3. Беседа; -сравнительно-сопоставительный анализ ; - репродуктивный (воспроизводство деятельности).
|
3. Повторить весь пройденный на уроке материал,
при работе с опорным конспектом осознать и
закрепить полученные знания, опираясь на опорный
конспект воспроизвести полученные знания.
|
3.Учитель предлагает сопоставить записи урока и опорного конспекта, сравнить их, при помощи опорного конспекта рассказать об энергии (частично и полностью). Учащиеся просматривают записи урока, сравнивают их с опорным конспектом, анализируют, частично воспроизводят изученный материал (как фронтальный опрос) по конспекту, полностью рассказывают данный материал (2-3 ученика). |
4. Систематизация знаний.
|
4. Словесные; - наглядные.
|
4. Систематизировать полученные на уроке
знания.
|
4. Подводя итог урока, учитель еще раз останавливается на основных понятиях темы (кратко при помощи опорного конспекта говорит о видах энергии и законе сохранения энергии), предупреждает учащихся, что на следующем уроке будут рассматривать практическое применение изученного материала. |
5.Организация домашнего задания.
|
5. Предлагается прочитать п.14,15, ответить устно
на вопросы после параграфов — для закрепления и
более глубокого понимания изученного материала.
|
5. Записывают домашнее задание.
|