Педагогический совет на тему: "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"

Разделы: Администрирование школы


Педагогический совет на тему

“Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика ”

Цели:

  • проанализировать состояние данной проблемы в коллективе на сегодняшний день,
  • определить уровень развития классных коллективов на момент проведения педсовета,
  • разработать мероприятия по решению данной проблемы.

Задачи:

  1. Научить определять уровень развития коллектива.
  2. Ввести в систему воспитательной работы класса основные формы и методы организации коллектива.
  3. Разработать принципы сотрудничества коллектива и личности.

Участники педсовета:

  • учителя-предметники,
  • социальные педагоги,
  • классные руководители 1-11 классов,
  • освобожденные классные воспитатели,
  • администрация школы.

Наглядность, оформление ,оборудование: оформленная доска с темой, выписанными проблемными вопросами, основной схемой педсовета (см. ниже), карточки по теме педсовета, модели коллектива и личности (по Концепции), бумага, карандаши для работы в группе, для презентации педсовета – компьютер, экран, проекционный аппарат.

Подготовительная работа:

1. Программа исследования

“Диагностическая методика оценки развития коллектива” (по И.В.Золотухиной)

Объект – коллективы 5-11 классов

Методы: оценивание предлагаемых суждений по 5-балльной шкале.

2. Программа исследования

“Уровень развития коллектива”

Объект – коллективы 1-4 классов

Методика: оценивание предлагаемых суждений положительным или отрицательным ответом.

3. Программа наблюдения “Коллектив и его влияние на личность”

Объект – коллективы 1А, 1Б, 3В, 5А, 8Б, 8В, 9Б, 11А,11Б классов

Метод: комплексное изучение классов, наблюдение на уроке и внеклассной работе, тестирование и анкетирование, анализ воспитательной работы.

Этапы педсовета:

1 этап – определение основных проблем по теме

2 этап – коллектив и условия его формирования

3 этап – формы и методы организации коллектива

4 этап – личность и условия ее формирования

5 этап – решение основных проблем по теме

6 этап – решение педсовета и рефлексия

Ход педсовета

1этап

1. Оргмомент. Организация внимания участников педсовета через определение своей позиции.

Ведущий предлагает собравшимся на педсовет определить свою позицию: какое воспитание они предпочитают – личностное (выбрать и сдать ведущему карточку “Л”) или коллективное (выбрать и сдать ведущему карточку “К”)

2. Открытие педсовета. Выступление директора школы (тема, цели и задачи педсовета, определение хода педсовета).

3. Вступительное слово ведущего. Предлагаем правила педсовета:

  • будь активным
  • умей слушать
  • не засыпай!
  • не перебивай
  • говори кратко и по теме
  • предлагай идеи
  • уважай собеседника

Оглашаем результаты выбора позиции: из ….количества присутствующих ….выбрали коллективистское воспитание, а ….. выбрали личностное воспитание. Но, несмотря на такой выбор, каждый из нас понимает, что Личность и Коллектив взаимосвязаны друг с другом и жить полноценной жизнью друг без друга не могут. Поэтому сегодня нам необходимо определить, как и в чем они взаимосвязаны, какую роль играет в этой связи классный руководитель, что может позволить построить отношения “личность + коллектив” и что должно стать фундаментом , основой этого. (внимание на схему)

4. Проблемный штурм.

Необходимо выявить и сформулировать в виде вопроса 1 проблему по теме педсовета в группе 1-2, 3-4, 5-6, 7-8, 9-11 классов (проблемные вопросы записываются на доске в столбик)

5. Выступление психолога школы. Что такое личность, что такое коллектив, их основные признаки.

2 этап

6. Коллектив и условия его формирования.

А/Ведущий: большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребенка, а различные отношения создают разные группы. Это могут сплоченные группы или не сплоченные. Сплочение групп тоже происходит на разной основе. Поэтому могут быть группы социальной и антисоциальной направленности. Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, и т.д.) В зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то, качество, которое отличает ее от другой группы. Но всем нам понятно, что группа не может сложиться как коллектив в первый же момент своего существования. Это длительный процесс. Попробуем определить степени этого процесса.

Каждой группе дается 5 карточек (ступени становления коллектива), необходимо выбрать “свою”, т.е. то, что характерно на их возрастном уровне (по мере высказывания групп на доске или экране составляется логическая цепочка или ступени формирования коллектива).

Б/Ведущий: Иногда любое сплочение группы, даже на основе антигуманных норм отношений, рассматривается как позитивное явление, так как организаторские задачи считаются более значимыми, чем воспитательные, а манипулировать сплоченной группой легче. Чтобы такого не допустить, при работе с группой нужно учитывать специфику ее (класса, например), особенности ее сплочения и использовать демократические принципы, гуманистические нормы отношений, чтобы создавался – воспитательный коллектив.

Критерии коллектива:

  • групповая направленность (гуманные нормы отношений)
  • способность группы к самоуправлению
  • подготовленность группы к совместной деятельности.

Показатели развития коллектива:

  • интеллектуальная коммуникативность (межличностное восприятие, взаимопонимание, общий язык, понимание с “полуслова”)
  • эмоциональная коммуникативность (общение и поддержка в радости и в горе)
  • волевая коммуникативность (способность противостоять трудностям, стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях).

В/ Работа в группах (результаты программы наблюдения) Представители групп, используя результаты наблюдения своего класса, анализируют уровень формирования и развития своего коллектива.

Группа 1-2 кл. (Грецова Т.Г., Скворцова Н.С.) – Как выявляются коллективные навыки? У всех ли они есть? Можно ли их сформировать?

Группа 3-4 кл. (Климова Л.П.) - Как выявить лидера? Можно ли научить ребенка быть лидером? Что характеризует лидера?

Группа 5 – 6 кл. (Климина М.В.) – Как проявляются признаки коллектива в вашем классе? Учитываете ли вы специфику класса и как?

Группа 7 – 8 кл. (Князева Н.В., Князева М.И.) – Есть ли в вашем классе 3 показателя развития коллектива? Что из них проявляется в большей степени? Каков доминирующий фактор развития вашего коллектива?

Группа 9 – 11 кл. (Бынина Т.В., Фурман Т.М., Жибрик Л.Г.) – По Лутошкину определите степень развития своего коллектива и докажите, что у вашего коллектива есть будущее. Воздействует ли ваш коллектив на личность и как?

3 этап

7. Результаты мониторинга по школе (“Диагностическая методика оценки развития коллектива” (по И.В.Золотухиной).

Объект – коллективы 5 – 11 классов

Методы – оценивание предлагаемых суждений по 5-балльной шкале.

“Уровень развития коллектива”

Объект – коллективы 1-4 классов

Методика – оценивание предлагаемых суждений положительным или отрицательным ответом.

8. Формы и методы организации коллектива.

Ведущий: Давайте попробуем найти общий “рецепт” организации коллектива. Что играет большую роль в организации коллектива? Через что он может быть организован? (через детскую организацию, через КТД, с помощью лидера коллектива – эти ответы должны быть вписаны в 1 схему в три пустых прямоугольника) А лидер – это всегда Личность?

4 этап.

9. Личность и условия ее формирования.

Ведущий: попробуем с помощью мозгового штурма ответить на три вопроса:

  • Как влияет коллектив на личность?
  • Как мотивировать личность к лидерству?
  • Нужны ли установленные правила и законы взаимодействия личности и коллектива? Что это должны быть за правила?

(группы обсуждают в течение 1-2 минут и высказываются вслух)

Ведущий: Итак, любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, и т.д.).Но мало использовать только данный фактор. Для успешного взаимодействия личности и коллектива необходимы свои принципы, п р и н ц и п ы с о т р у д н и ч е с т в а:

  • безусловное принятие личности, ее слабых и сильных сторон;
  • беспристрастность в оценке поступков учащихся;
  • терпение и терпимость в достижении результатов воздействия;
  • диалогичность в общении;
  • отсутствие страха признавать свою неправоту;
  • использование чувства юмора;
  • не бояться сделать ошибку и признать ее.

5 этап.

10. Модель личности и коллектива.

Ведущий: в соответствии с нашими концепциями, мы с вами работаем на определенные модели личности и коллектива. Попробуйте по данным моделям в группе определить, что на сегодняшний день еще не достигнуто нами, можно ли этого достигнуть и как.

(Работа в группах, высказывания)

11. Проблемный штурм. Необходимо найти решение проблемы в виде ответа на вопрос, заданный в начале педсовета по теме (см. записанные в колонку вопросы-проблемы). Записать эти ответы в столбик с другой стороны.

12. Заключительное слово.

Ведущий: Сегодня на педсовете мы еще раз доказали, что классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива и в организации его воздействия на личность учащегося. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, коллектива из группы ребят не получится. Для этого необходимо немногое:

  • открытость деятельности классного руководителя (планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе),
  • обратная связь после каждого проведенного дела (беседа, анализ, неформальное отношение),
  • сотворчество (сотрудничество в творчестве),
  • успешность (использовать инструмент оценки),
  • свобода выбора,
  • целевая направленность (конкретный результат дела),
  • привлекательная деятельность.

А все это может строиться не просто на плане работы (определенной фиксации проделанного), а на воспитательной программе деятельности или на программе воспитания. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя (заполнение в первой схеме большого нижнего прямоугольника). И если мы это научимся делать и с научной, и с практической точки зрения – многие наши проблемы будут решены.

Схема

6 этап.

13. Принятие решений педсовета.

14. Заключительное слово директора

15. Рефлексия (письменно)

  • Самая важная мысль педсовета для Вас?
  • Самая спорная мысль педсовета, по Вашему мнению?
  • Возникла ли у Вас какая-либо идея, которую Вы захотите опробовать после педсовета?

Приложение