Цели:
- показать жизненную правду в стихотворении “Сережа учит уроки”, открыть характер героя и любовь поэтессы к своему читателю;
- способствовать определению средств художественного изображения действительности поэтессы, уточнить понятие “ирония” и на этой основе формировать умение выразительного чтения.
Оборудование: портрет А. Барто, таблички “Средства художественного изображения”, карточки для групповой работы и контроля. (Приложение № 1)
Ход урока
1. Формулирование темы и постановка целей урока детьми с использованием портрета, стихотворений цикла “Игрушки” и контрольных карточек.
– Знакома вам эта поэтесса?
– А если мы вспомним:
Наша Таня громко плачет.
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
Или:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Или:
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Или:
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, досточка кончается.
Сейчас я упаду.
– Давно ли вы знаете эти стихи?
– Значит, вы знакомы с поэтессой А. Барто?
– Определите, какое стихотворение А. Барто.
– Кто уверен, что узнал стих А. Барто?
– Получается, вы незнакомы с поэтессой А.Барто?
– Как бы сформулировали тему нашего урока?
– Можно так сформулировать?
– А какую цель мы можем поставить по данной теме?
(Дозированная помощь: с кем приятнее общаться со знакомым или незнакомым человеком; невыразительное чтение “Зайку бросила ...”)
– Понятно, что хотела нам сказать А. Барто?
Вывод:
1) научиться узнавать А. Барто в ее произведениях;
2) выразительно читать стихи А. Барто
– Поможет нам стихотворение “Сережа учит уроки”.
2. Первичное чтение учителя, слушание детей и обмен впечатлениями на основе обращения к жизненному опыту детей:
– целевая установка перед слушанием:
постарайтесь запомнить, какие мысли возникнут;
– свободный обмен впечатлениями;
– встречали вы ребят, похожих на Сережу?
– что вы думаете о нем?
(Дозированная помощь: понравился Сережа или нет?)
З. Чтение и анализ стихотворения детьми с целью “открытия” характера героя, отношения автора к нему и уточнения понятия “ирония”.
– Вы высказали свое мнение о Сереже, а теперь прочитайте сами (с.1бб) стихотворение, чтобы понять, так же А. Барто относится к своему герою, как вы или нет.
(Дозированная помощь: любознательный, нелюбознательный, общительный, замкнутый, трудолюбивый, ленивый, организованный, неорганизованный, целеустремленный, слабовольный.)
– Какие черты характера увидела А. Барто в
Сереже и докажите строками стихотворения.
– Какие слова повторяются в стихотворении?
Прочитайте.
– Что хотела показать поэтесса таким
повторением?
– Как, по-вашему, их надо читать?
(Дозированная помощь: радостно, грустно, весело, скучно, одобрительно, осудительно, серьезно.)
– Почему некоторые дети, слушая в первый раз,
улыбались? (Почувствовали насмешку А. Барто над
Сережей?)
– В каких словах выразилась насмешка поэтессы
(попробуйте в паре найти).
(Дозированная помощь: согласны вы с
но тут как раз... покатался кстати
Но вдруг... сижу над книжкой до сих пор...
в десятый раз открыта
Как много стали задавать!
– Легко вам было найти слова, выражающие насмешку автора? Почему?
(Дозированная помощь: А. Барто высмеивает открыто или скрытно, тонко, чтобы не обидеть, или грубо.)
– Это значит А. Барто изображает Сережу с иронией, иронически.
Вывод: что же такое ирония?
1. Что высмеивает поэтесса? (Недостатки).
2. Для чего? (Чтобы стали лучше)
– В каких словах выразилась насмешка поэтессы (попробуйте в паре найти).
Физминутка
Самолет построим сами.
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
4. Исследование - “открытие” изобразительных средств А.Барто в групповой и коллективной работе.
– Сейчас, ребята, мы, как настоящие искусствоведы (специалисты по искусству), открыли одно из средств (приемов, способов) художественного изображения А. Барто – иронию.
Но есть у А. Барто и другие средства. Нужно их нам знать?
– Работаем в группах, прочитайте задание.
1 группа. Нужно сделать по стихотворению диафильм. Найдите картины, кадры для него. Сколько их?
Вывод: что заметили? (быстрая смена картин).
Табличка “Динамичность изображения”
2 группа. Подчеркните какие интонации в живой разговорной речи мы употребляем. (Серьезная, грустная, радостная, веселая, растерянная)
Найдите в стихотворении строки, которые вы прочитаете с такой интонацией.
Вывод: какие А.Барто использует интонации в своих стихах?
Табличка “Интонации живой речи”
3 группа. Подготовьтесь прочитать припев гимна России, с. 117 стихотворение Майкова “Осень”, одну частушку, одну считалку, выберите, на что по своим ритмам походит стихотворение А. Барто? Почему?
Табличка “Жизнерадостные ритмы”
4 группа. Подчеркните в стихотворении непонятные слова и эпитеты. Сделайте вывод.
(возможная лексическая работа: монтер-специалист по проводке; проводка - сетка из металлической проволоки, служащей для передачи тока, пробка - электрический предохранитель от перенапряжения “пробки перегорели”; счетчик прибор, фиксирующий, записывающий затраты электроэнергии)
– Почему нет эпитетов, все слова понятны?
(Дозированная помощь: от чьего лица пишет А.Барто? Для кого? Язык детей или взрослых мы слышим?)
Табличка “Язык детей”
5. Выразительное чтение.
- Подготовка в парах
- Выразительное чтение по желанию оценка, отметка
ученику
- Советы читающему
- Хоровая декламация по памяти
6. Контроль: проверим себя, более ли знакомой стала нам А. Барто.
1 вариант – карточка № 1, 2 вариант – карточка № 2 (принадлежат ли эти стихи А. Барто)
7. Итоги урока: что помогло вам узнать А. Барто?
8. Домашнее задание по выбору: выучить наизусть стихотворение “Сережа учит уроки”, найти ироничные стихи А. Барто составить “Советы Сереже”, узнать, почему Родина наградила А. Барто орденами и медалями