Использование мониторинга по русскому языку в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Проблема получения качественной, объективной информации в области педагогической деятельности стала иметь чрезвычайно важное значение.

Учитель испытывает необходимость для информации и оценки достижений ученика. Существует множество работ по организации и проведению знаний, умений и навыков, особенно для школы первой ступени.

Без специального отслеживания трудно представить действие учителя и успешность освоения предмета учащимся. Накопление оценок при отсутствии чёткого понимания, не дает возможность объективно оценивать деятельность ученика. Наличие стандарта и программы обязывает нас, учителей, независимо от форм и методов работы на каждом этапе обучения, добиться как минимум единого уровня успешности учащихся.

Чтобы проследить продвижение усвоение материала учителю поможет педагогический мониторинг. Педагогический мониторинг представляет форму организации сбора, обработки и распространения информации о педагогических системах, обеспечивающего непрерывное слежение за их состоянием.

В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.

Опираясь на технологию мониторинга в системе “ученик-учитель”, я наблюдала продвижение своего класса и попытаюсь раскрыть деятельность учителя, контролирующего учебный процесс.

Связь мониторинга с целями обучения фиксирую, в планах и это является, исходной основой мониторинга.

Норма – одно из самых необходимых условий и оснований мониторинга, поскольку именно с ней сравниваю фактические результаты.

Педагогический мониторинг изучает и измеряет обученность и обучаемость школьников, которые позволяют оценивать результативность и качество обучения, с одной стороны, а с другой – прогнозировать успешность обучения на последующих этапах.

Вторая особенность составляет инструментарий. Письменная работа один из способов измерения обученности и обучаемости.

При проведении педагогического отслеживания письменных работ необходимо соблюдать характерные для любого мониторинга : системность, сравнимость и объективность.

Целесообразную проверку провожу в первую неделю сентября, что позволяет определить исходное состояние усвоение основных орфограмм.

а) для составления индивидуального плана работы с конкретным учеником, определяю и формирую количество ошибок.

Ежемесячное отслеживание дает возможность судить о результативности работы по формированию орфографического навыка. Изменение графика в ту или иную сторону, вооружает наглядным материалом для работы с родителями, помогает совместно наметить план коррекции.

Успешные в учебе ребята видят свои плоды прилежания. А что делать тем ученикам, которые овладевают орфографический навык с трудом? На помощь придет тот же график, только в этом случае цена деления другая.

Постоянно понижающий уровень, цена деления будет равна единой ошибке, а школьник, который не делает успехи, получит свой график, на котором цена деления будет равняться 2 ошибкам.

В любом случае каждый ученик видит уменьшение орфографических, его качественное изменение, сравнивает с предыдущими результатами. Все это активизирует ребят, создает положительную мотивацию обучения.

По показателям графика определяю соответствующую работу с каждым учеником, подбираю методы и приемы, адекватные его потребностям, провожу связи с родителями. привлекая их тем самым к проблемам ребенка.

б) групповой график отслеживания орфографического навыка.

Определить уровень усвоения орфограммы каждого ученика, делю класс на группы.

Например. учащиеся, объединенные в группу, которой необходимо работать над непроизносимыми согласными в корне получают задание вставит пропущенные буквы, в скобках написать проверочное слово, подчеркнуть непроизносимое согласное (влас. ный, доблес. ный, ярос. ный) власть, доблесть, ярость.

В это время допускаемые ошибки в парных согласных звуков в середине слова подбирают однокоренные существительные в единственном числе с суффиксом –ок.

Пирожки, порошки, сапожки, глазки, дубки, зубки, ножки, снежки.

Разделив класс на условные группы, использую в своей работе групповой график отслеживания усвоения орфографического навыка, который объединяет учеников, одной условной группы.

в) отслеживание усвоения орфографических навыков класс в целом.

Цель индивидуального и группового отслеживания результатов – дифференциация и индивидуализация работы на уроке.

Общий график по усвоению орфограммы дает информацию о степени достижения класса по каждой изучаемой теме, о конкретных трудностях каждого ученика. .

Выявив динамику орфографических ошибок, разрабатываю структуру действий для коррекции ЗУН.

По результатам мониторинга делю на условные группы:

  • Высокий
  • Средний
  • Низкий

На основании данных об ученике контрольная работа строится педагогическая траектория по каждой теме, подбор конкретных заданий для каждого ученика, исходя из типа ошибок. Прогнозируются ожидаемые временные затраты ученика на каждую структурную единицу.

Таким образом, мониторинг отслеживания орфографической грамотности позволяет:

  • Получение объективной и достоверной информации о состоянии грамотности учащихся.
  • Большая возможность для коррекции ЗУН для учащихся.
  • Возможность прогнозировать успешность обучения.