Пояснительная записка
Эта программа относится к предметно-ориентированному виду программ.
Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью общего среднего образования. Взаимосвязь экономики с математикой, историей, географией, обществознанием и другими школьными дисциплинами позволяет создать у обучающего адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина. Важно, чтобы экономическое мышление, профессиональная ориентация и компетентность стали отличительной чертой детей. Этот элективный курс поможет молодым людям определить сферу своих интересов.
Программа ставит следующие цели:
- формирование основ экономического мышления;
- привитие навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуаций;
- социальная адаптация учащихся к происходящим изменениям в жизни страны;
- воспитание гражданственности и формирование гуманистических и демократических ценностей и убеждений учеников;
- профильная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики.
Содержание этого курса отличается от базового курса. В базовом курсе на тему “Деньги” отводится 4–6 часов. Когда данный курс рассчитан на 17 часов. Это даст ученику углублённо подойти к теме, рассмотреть с разных сторон предмет и со стороны истории и географии и математики, права и обществознания.
Начиная с истории денег, через их функции, свойства и обращения, учащиеся смогут дойти до вычисления всей денежной массы страны, необходимой для устойчивой, стабильной экономики страны по законам И. Фишера.
Деньги раньше всех прочих феноменов хозяйственной жизни привлекли к себе внимание человеческой жизни. Начиная с Платона и Аристотеля и по сегодняшний день, этой проблеме посвящено более 12 тыс. специальных работ. И тем не менее феномен денег остаётся во многом загадкой. Не случайно Альфред Маршалл говорил о деньгах как “о центре, вокруг которого вращается вся экономическая наука”. Деньги – одно из важнейших изобретений человечества – составляют наиболее увлекательный аспект экономической науки.
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учеников предпрофильной подготовки в 9-х классах общеобразовательных школ по теме “Деньги. Закон денежного обращения” на базе учебника И.В. Липсица “Экономика” 1 часть и дополнена пособием для учителя “Уроки экономики в школе” Е.В.Савицкой, а также тестами из пособия В.И.Трунина “Самостоятельные и контрольные работы по экономике”.
Поурочная разбивка программы выполнена таким образом, чтобы объём вновь изучаемого материала позволял преподавателю проверить знания по ранее изученной теме, а также использовать собственный иллюстративный материал и проводить при желании экономические игры, викторины, конкурсы и тесты для активизации усвоения новых понятий и связей между ними.
По завершению изучения курса “Деньги – одно из величайших изобретений человечества” ученики на итоговом уроке представляют свои работы это выполненные и защищенные рефераты, решенные тесты, составленные кроссворды, представленные сообщения на уроках, участия в конкурсах и деловых играх. Самые активные награждаются (форма награждения произвольная).
Содержание программы
- Введение. Экономика: Наука и хозяйство (1 ч.)
Экономика как система хозяйственной жизни общества. Экономика как наука о закономерностях хозяйственной жизни общества. Понятие о микро- и макроэкономике.
- Прародители современных денег (6 ч.)
Причины возникновения денег. Разные вещи в качестве денег. Происхождение монет разных стран. Исторические особенности происхождения денег на Руси. История рубля, копейки. Древнерусские монеты. Ассигнации. Разновидность денежных единиц. История доллара, франка, фунта стерлингов. Конвертируемая и неконвертируемая валюта. Валютный курс. Вычисление котировки валюты.
- Функции денег в экономике (5 ч.)
Деньги как средство обмена. Понятие о денежном товаре. 4 формы денег. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Бартер и причины его распространения при расстройстве денежного механизма. Деньги как средство сбережения. Понятия об активах и их ликвидности. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег. Эмиссия денег. Шотландский финансист Джон Ло и его система денежного обращения. Золотой стандарт в Западной Европе ХVII–XIX в. Количество золота в мире. Где оно добывается? Установление цены на золото.
- Основы денежного механизма (5ч.)
Факторы, определяющие необходимую стране массу денег. Понятие о скорости обращения денег и метод её определения. Биография Ирвинга Фишера. Закон обмена и его использование для анализа ситуации в денежном хозяйстве страны. Причины возникновения инфляции и её влияние на покупательскую способность денег.
Учебно-тематический план
Название разделов и тем |
Кол-во часов |
I. Введение. | 1 |
Что такое экономика? Экономика как
хозяйство, как наука и как совокупность отношений между людьми |
1 |
II. Прародители современных денег | 6 |
История происхождения денег | 2 |
История возникновения денег на Руси | 1 |
Денежные единицы других стран | 2 |
Обменный курс валюты | 1 |
III. Функции денег в экономике | 5 |
Виды обмена. Форма денег. Функции, свойства денег | 3 |
Эмиссия денег. Золотой стандарт | 2 |
IV. Основы денежного механизма | 5 |
Факторы формирования величины денежной массы | 1 |
Ирвинг Фишер и его закон денежного обращения | 1 |
Инфляция и деньги | 2 |
Итоговое занятие | 1 |
Содержание курса
- Раздел I. Введение.
- Урок 1. Экономика как система хозяйственной жизни общества. Экономика как наука о закономерностях хозяйственной жизни общества. Понятие о микро- и макроэкономике.
- Раздел II. Прародители современных денег.
- Урок 2. Причины возникновения денег. Разные вещи в качестве денег.
- Урок 3. Происхождение монет разных стран.
- Урок 4. Исторические особенности происхождения денег на Руси. История рубля, копейки. Древнерусские монеты. Ассигнации. Тест № 1.
- Урок 5. Разновидность денежных единиц. История доллара, франка, фунта стерлингов. Тест “Деньги”. (См. Приложение)
- Урок 6. Урок-игра “Деньги, деньги, деньги”.
- Урок 7. Конвертируемая и неконвертируемая валюта. Валютный курс. Вычисление котировки валюты.
- Раздел III. Функции денег в экономике.
- Урок 8. Деньги как средство обмена. Понятие о денежном товаре. 4 формы денег.
- Урок 9. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Бартер и причины его распространения при расстройстве денежного механизма.
- Урок 10. Деньги как средство сбережения. Понятия об активах и их ликвидности. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег. Тест № 2.
- Урок 11. Эмиссия денег. Шотландский финансист Джон Ло и его система денежного обращения.
- Урок 12. Золотой стандарт в Западной Европе ХVII–XIX в. Количество золота в мире. Где оно добывается? Установление цены на золото..
- Раздел IV. Основы денежного механизма.
- Урок 13. Факторы, определяющие необходимую стране массу денег. Понятие о скорости обращения денег и метод её определения.
- Урок 14. Биография Ирвинга Фишера. Закон обмена и его использование для анализа ситуации в денежном хозяйстве страны. Тест № 3.
- Урок 15. Причины возникновения инфляции и её влияние на покупательскую способность денег. Стагфляция. Дефляция. Тест № 4.
- Урок 16. Деловая игра “Инфляция и деньги”.
- Урок 17. Итоговое занятие. Тест “Деньги и их свойства ”.
- Подведение итогов.
Основные знания и умения
Учащиеся должны иметь представление: экономики как науки, экономики как хозяйство, экономики как отношений между людьми.
А также знать основные понятия: товарные деньги, бумажные деньги, наличные и безналичные денежные средства, монета, эмиссия денег, бартер, активы, ликвидность, деньги, денежная масса, скорость обращения денег, разменность, защищенность, прочность, портативность, валютный курс, сбережения, валюта, виды, формы, функции и свойства денег.
Уметь: различать деньги от денежной массы, приводить примеры активов и определять их ликвидность. Вычислять котировку валюты, переводить одни денежные единицы в другие. Анализировать последствия инфляции на покупательскую способность денег. Устанавливать взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим уровнем цен.
Владеть: информацией о рыночной цене курса валюты на данный момент времени, навыками вычисления денежной массы страны и скорости обращения денег и владеть количественной теорией денег.
Приложение.
Список тем рефератов:
- “Джон Ло – великий экономист и спекулянт”.
- “Ирвинг Фишер – человек разносторонних интересов”.
- “Приключение монет”.
- “История возникновения доллара”.
- “История возникновения евро”.
- “История возникновения франка”.
- “История возникновения фунта стерлингов”.
- “Золото это благо или проклятие?”.
- “Чем бартер хуже торговли?”.
- “Деньги это общественный договор”.
Список литературы:
- Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес., “Вита-пресс”, Москва, 2000.
- Липсиц И.В. Экономика. Часть 1., Вита-пресс”, Москва, 1998.
- Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе., “Вита-пресс”, Москва, 2000.
- Трунин В.И. Самостоятельные и контрольные работы по экономике., “Вита-пресс”, Москва, 1999.
Список занимательной литературы.
- Белоусов Р.С. и др. Я познаю мир. Экономика, “Олимп”, Москва, 1999.
- Борисов Е.Ф. Основы экономики, “Высшая школа”, Москва, 2001.
- Популярная экономика. Деньги, банки, финансы, “Мир книги”, Москва, 2002.
- Травин Е.Н. Уроки экономики в школе, “Академия развития”, Ярославль, 2003.
- Фирсов Е.Г. Интеллектуальные игры для школьников, “Академия развития”, Ярославль, 1998.
Тест “Деньги”
Подберите к каждому пункту левой колонки соответствующий ему пункт правой колонки.
Понятия |
Примеры и определения |
|
а. Степень лёгкости обращения имущества
в деньги. б. Все что принимается в уплату за товары и услуги. в. Выпуск денег в обращение. г. Чеки. д. Сколько можно выменять за один товар единиц другого товара. е. Число сделок в году в которых участвовала в среднем каждая денежная единица. ж. Индекс роста цен = 110%. з. Стоимость товаров и услуг для поддержания “нормального образа жизни”. и. Купюры. к. Индекс роста цен = 90%. л. … – это когда идешь в магазин с корзиной денег, а покупки приносишь в кармане. |
Кроссворд "Валюта зарубежных стран"
Отгадав валюту зарубежных стран, вы сможете прочитать слово, выделенное синим цветом.
Денежные единицы:
- Португалии;
- Германии;
- Эстонии;
- Азербайджана;
- Киргизии;
- Греции;
- Туниса;
- Израиля;
- Китая.
Ключи к тестам
Тест № 1.
Вариант 1. | 1 а | 2 в | 3 в | 4 в | 5 г |
Вариант 2. | 1 г | 2 в | 3 б | 4 г | 5 б |
Тест № 2.
Вариант 1. | 1 г | 2 а | 3 а | 4 в | 5 б |
Вариант 2. | 1 г | 2 в | 3 в | 4 г | 5 г |
Тест № 3.
Вариант 1. | 1 г | 2 г | 3 а | 4 а | 5 б |
Вариант 2. | 1 в | 2 б | 3 в | 4 в | 5 б |
Тест № 4.
Вариант 1. | 1 а | 2 а | 3 б | 4 в | 5 г |
Вариант 2. | 1 б | 2 б | 3 а | 4 в | 5 а |
Тест “Деньги”.
1 – в; 2 – г; 3 – е; 4 – з; 5 – а; 6 – б; 7 – л; 8 – д; 9 – и; 10 – ж; 11 – к.