Учимся сотрудничать

Разделы: Работа с дошкольниками


“Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим”.

Д. УЭБСТЕР

На современном этапе развития дошкольного образования велика роль руководителя. И сегодня заведующий учреждения – это организатор, администратор, высококвалифицированный педагог. Чтобы достойно утвердиться в этом статусе, необходимо овладеть наукой управления.

Желание правильно построить организационную структуру управления образовательным учреждением подтолкнуло меня разработать методику: “Учимся сотрудничать”. Цель которой: сформировать коллектив педагогов – единомышленников, способных воплотить новаторские идеи в педагогическую деятельность и мотивировать исполнителей на достижение высоких результатов в образовании дошкольников, педагогическом просвещении родителей и самосовершенствовании каждого педагога. Я понимала, что стиль руководства, который формируется как под влиянием объективных и субъективных условий, так и индивидуально – психологических особенностей личности руководителя, обязан соответствовать последним достижениям педагогической науки и практики.

За последние годы, в результате реформ образования, возросло общественно – педагогическое движение. В помощь руководителю в настоящее время имеются нормативно-правовая база и разные локальные акты и объединения, которые представляют собой целую систему. Деятельность каждого звена этой системы необходимо координировать.

В нашем дошкольном учреждении, как и по всей стране, были организованы советы, позволяющие совместно решать поставленные задачи:

  • научно-методический совет по координационно – педагогическим проблемам;
  • физкультурно – оздоровительный совет;
  • редакционный совет;

Сегодня много можно говорить и спорить о полезности и необходимости этих объединений. Но то, что они способствуют развитию кооперативной модели управления – очевидно; несомненными преимуществами которой являются её прогрессивность, экономичность и гуманность, возможность не ограничивать деловую инициативу его членов.

Такая организация труда направлена на то, чтобы при наименьших затратах времени и трудовых усилий, получить наилучшие результаты. Это создаёт возможность улучшить качество работы, экономить время, воспитывать сознательное отношение к труду. Такой модели руководителя присущ творческий стиль руководства, отличительной чертой которого является:

– делегирование подчинённым значительной части своих полномочий, оставляя за собой функции основного координатора;

– подача задания предпочтительно в виде идей, не стремясь чрезмерно их детализировать;

– формирование у подчинённых чувства долга, побуждение к повышению их профессиональной компетенции, предоставление возможности проявить себя.

Каждый совет не дублирует функции других управленческих структур учреждения. Постоянная связь обеспечивает непрерывный процесс совершенствования, оказание реальной, действенной, своевременной помощи. Педагоги берут на себя ответственность и на своём уровне решают выдвинутые задачи.

Педагоги, входящие в эти советы, непохожи друг на друга: у них разный возраст, образование, опыт работы, идеалы, представления и даже социальное положение. Но у них есть общее, что объединяет их всех: вера в то, что знание, которым они владеют, может помочь в реальной жизни ребёнку, родителям, коллегам.

Организационная структура управления образовательной деятельностью в нашем дошкольном учреждении представлена в виде схемы (СХЕМА1).

Схема1 Организационная структура управления образовательной деятельности в ДОУ

Считаю целесообразным поделиться опытом работы наших советов. Принцип организации деятельности любого совета предусматривает 2 этапа. Это – этап мыслительных действий (создание плана) и – этап практических действий (его осуществление), поэтому в основу планирования ложатся актуальные и реальные предложения педагогов.

Например, как решается выполнение одной из задач годового плана: (СХЕМА2)

Схема 2

Задача: Формирование образа Родины
у дошкольников через образовательные проекты

Рассматривая одну задачу через разные советы, мы получаем разные варианты деятельности. При этом каждый из членов совета начинает свой поиск решения, исходя из собственной исследовательской позиции. Задача руководителя – помочь найти лучший.

Так и учимся сотрудничать!

Такая организация труда направлена на то, чтобы при наименьших затратах времени и трудовых усилий, получить наилучшие результаты. Это создаёт возможность улучшить качество работы, экономить время, воспитывать сознательное отношение к труду. Такой модели руководителя присущ творческий стиль руководства, отличительной чертой которого является:

– делегирование подчинённым значительной части своих полномочий, оставляя за собой функции основного координатора;

– подача задания предпочтительно в виде идей, не стремясь чрезмерно их детализировать;

– формирование у подчинённых чувства долга, побуждение к повышению их профессиональной компетенции, предоставление возможности проявить себя.

При этом каждый из членов совета начинает свой поиск решения, исходя из собственной исследовательской позиции. Задача руководителя – помочь найти лучший. В опыте работы представлены практические рекомендации, советы для начинающих руководителей.

Нормативно-правовая база оформляется согласно номенклатуре дел, в соответствии с перечнем документации учреждения. В детском саду рационально распределены обязанности между руководителями, что характерно для демократического стиля руководства. Часть полномочий: контроль за ведением документации, наблюдение педагогического процесса, подготовка и проведение открытых просмотров, организация предметно – развивающей среды делегированы членам педагогического коллектива.