Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Правописание глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с правописанием глаголов в неопределенной форме и в 3-м лице с суффиксами возвратного значения.

Задачи. Формировать умение увидеть проблему и наметить пути её решения.

Учить самостоятельному выводу о правиле правописания -тся и -ться в глаголах.

Развивать грамотную речь, орфографическую зоркость, память.

Формировать мышление, навыки работы в группе.

Расширить словарный запас, обогатив его фразеологизмами.

Способствовать воспитанию интереса к изучению русского языка, желания творить.

1. Организационный момент.

Ещё мороз …. Ещё до лета
100 дней…. И птицы не поют….
Но сколько счастья – сколько света
В избушке с окнами на юг!

Как много яркого сияния
Прошло сквозь пыльное стекло!
Через какое расстоянье
До сердца солнышко дошло!

Дошло! Сверкнуло! Озарило!
Расцеловало! Обожгло!
И все вокруг преобразило
Как будто впрямь уже тепло!

- Как вы думаете, почему я начала урок с этого стихотворения?

(Оно такое светлое, радостное, доброе.)

Я желаю всем вам, гостям доброго дня. Пусть этот день, как и многие другие, несет нам радость общения, радость познания нового.

II. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы с вами раскроем секрет глаголов с возвратным значением.

1)
Урок

Лексическое значение слова.

А) Учебная работа, заданная ученику.
Б) Учебный час в школе.
В) Нечто поучительное, полезное.

Синонимы: задание, час, наука, поучение.

Урок… Что для вас значит урок?

2) Анаграмма

Урок-укор. (Упрек, порицание. Антоним: одобрение, похвала).

III. Орфоэпическая минутка.

А)
начать

Что можете сказать об этом слове?

Б) Образуйте от этого глагола, глагол прошедшего времени в ед.ч. м. и ж.р., мн.ч.

В) Глагол с возвратным значением.

Начался Началась Начались

Почему в одних формах слова img1.gif (902 bytes), а в других

IV. Изучение нового материала

1. Прочитайте стихотворение.

Будем учиться,
Трудиться, расти,
К звездам далеким
Продолжим пути.

- Что заметили в предложении?

(Однородные члены предложения; нет подлежащего)

2. Разделите глаголы на 2 группы.

1 в. Признак: возвратные и невозвратные глаголы

будем учиться
проложим трудиться
расти  

2 в. Признак: глаголы 1лица мн. ч. и глаголы в неопределенной форме.

будем учиться
проложим расти
  трудиться

- Объясните орфограммы глаголов в 1 столбике.

- Посмотрите на все глаголы. Что я знаю? Что я не знаю?

3. готовит готовить

– Можно ли отличить личную форму глагола от инфинитива? (Готови[т], готови[т'] )

- Прибавьте к каждой записанной форме постфикс

- А сейчас можно отличить наслух?

- Будут ли отличия на письме?

- Как отличить н.ф. и 3 лицо глаголов с возвратным значением? (Личная форма отличается от инфинитива по значению: в них есть указание на действующее лицо, которого нет в инфинитиве).

- А если все-таки сомневаешься, правильно ли определил значение глагола? (вопросом)

4. Правило с. 82

5. Схема – правило.

 

7. Работа в группах.

(Составить пословицу)

8. Упражнение 358 – работа в парах – взаимопроверка.

9. Прочитайте стихотворение. (Карточки у каждого ученика)

Соседи уехали утром купа[ца]
И пса захватили, пускай порезвит[ца]
А кошку оставили. Что с ней вози[ца]
Подумаешь, тоже мне важная пти[ца].

О чем-то мурлычет
Сосе[ц]кая кошка
Налью молока – отверне[ца] от блюд[ца]
И долго глядит, не мигая в окошко:
- Не видно ль хозяев?
А вдруг не верну[ца]?

Задание.

Написать над звуковой транскрипцией буквы, обозначающие данные звуки.

Что заметили?

Вывод: в конце глаголов, никогда не пишется – ца!

Такие конечные буквы возможны в именах существительных. (Птица, красавица, курица, улица…)

-Стихотворение о кошке, а зачем в нем говорится о какой-то птице?

Да ещё о важной?

Важная птица – так говорят о важном человеке (ант: невелика птица – о незначительном человеке)

10. Рассказ учителя.

Легенда.

Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу, знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и купил…язык.

“Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?” - спросил Ксанф. “Конечно”, - ответил Эзоп. – “Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?”

- Хорошо. Иди опять на базар и принеси самую худшую вещь в мире”, - сказал Ксанф.

Эзоп ушел и принес… язык.

- Почему язык – самая лучшая и самая худшая вещь в мире?

- Дома вспомните и запишите фразеологические обороты со словами язык.

11.Урок наш походит к концу.

Для вас у меня есть ещё одно задание

V. Рефлексия.

Вы сегодня преодолели серьёзную научную работу. Что нового открыли? Чем хотели бы ещё раз заняться? Оцените свою работу на уроке.

Дети на лепестках цветка записывают слова – оценку урока.

VI. Д/з.

1в. Упр. 360.

2в. Фразеологические обороты + картинка

3в. Выписать предложение из книги с глаголами возвратного значения.a