Цели:
- Повторить основные элементы программ, предназначенных для работы с OS Windows 95/98.
- Познакомить учащихся с основными понятиями электронной таблицы.
- Освоить основные приемы заполнения и редактирования электронных таблиц.
- Усвоить способы сохранения и загрузки электронных таблиц.
- Вырабатывать навыки самостоятельной работы.
- Проверить знания учащихся, полученные в результате выполнения лабораторной работы.
По итогам занятия учащиеся должны знать:
- способы загрузки программы MS Excel;
- основные понятия электронной таблицы;
- основные приемы заполнения и редактирования электронных таблиц;
- способы сохранения электронных таблиц;
- способы загрузки электронных таблиц;
- основные возможности MS Excel.
Учащиеся должны уметь :
Формы работы: Индивидуальная работа учащихся, групповая форма работы.
План урока
I Организационный момент | время 15 мин |
II Объяснение нового материала | время 30 мин |
III Закрепление пройденного материала | время 20 мин |
IV Контроль усвоения темы | время 15 мин |
V Поведение итогов | время 5 мин |
VI Задание на дом | время 5 мин |
Ход урока
I Организационный момент
Объяснение учителя.
Мы с вами закончили изучение темы MS Word. При изучении этой программы мы встречались с таким понятием, как таблица. Учились заполнять таблицы. Наверное, вы заметили, что данные, представленные в табличной форме воспринимаются легче. Например, посмотрите на эту таблицу :
Подарочные наборы |
||||
№ |
Название конфет |
Стоимость 1 кг |
Количество кг |
Всего |
1 |
Ласточка |
300 |
1 |
300 |
2 |
Мишка |
400 |
2 |
800 |
3 |
Весна |
500 |
3 |
1500 |
Итого: |
2600 |
Здесь сказано, что конфет Ласточка было куплено 1 кг на 300 тенге
Мишка – на 800 тенге, Весна на 1500 тенге. И подсчитана сумма, потраченная на покупку. Но если вместо 1 кг конфет Ласточка нам надо будет купить 2,5 кг, все данные придется пересчитывать. Это неудобно.
Поэтому, для проведения вычислений в таблице была создана программа MS Excel.
Итак, программа MS Excel создана для обработки электронных таблиц.
Сегодня мы начнем изучение этой темы. Применение этой программы очень разнообразно.
Нет ни одного человека, который, умея работать на компьютере не знал или не хотел бы знать об этой программе.
Приведем пример рутинного труда бухгалтера: каждый месяц ему приходится составлять огромную таблицу, в которой из месяца в месяц повторяются громоздкие вычисления. Программы MS Excel позволяет свести эту работу к минимуму. Начисление зарплаты довольно упрощается. Достаточно один раз составить таблицу и затем ежемесячно вносить изменения, а программа будет автоматически пересчитывать результаты.
Постановка задачи: Посмотрите на листы с лабораторной работой, которые лежат у вас на столе. Внимательно прочитайте задание на первой странице, которое записано перед рамочкой: Запиши в тетрадь.
В конце занятия все, что помещено в рамочку, должно быть записано у вас в тетради.
То есть, материал из трех рамочек будет составлять основу теста, который вы напишите по окончании лабораторной работы (контрольный лист – Приложение 1).
В лабораторной работе после первой рамочки предлагается задание для совместной работы. Вы можете ответить на вопросы и проверить правильность ответов друг у друга. (Варианты правильных ответов помещены рядом, но это не значит, что надо сразу же к ним обращаться. Сначала проверьте себя, а затем проверьте правильность своих ответов.)
Я вам советую максимально самостоятельно (без подглядывания) ответить на вопросы.
Приступайте к выполнению лабораторной работы. Если будут возникать трудности – поднимите руку, я подойду и отвечу на ваши вопросы.
II Объяснение нового материала
III Закрепление пройденного материала
Выполнить самостоятельно задание “Подарочный набор”: Вы – заведующий детского садика. Вам надо сформировать подарки к Новому году. В подарок должны войти конфеты, которые перечислены в таблице. Их стоимость тоже известна и изменению не подлежит. Вам надо уложиться в 10000 тенге. Изменяя только данные столбца С (от С4 до С7), добиться в итоге суммы в 10000 тенге. Начальное количество конфет в кг: “Ласточка” – 1, “Мишка” – 2, “Весна” – 3, “Гусиные лапки” – 4.
IV Контроль усвоения темы
Учащимся предлагается выполнить задания на контрольных листах.
Нужно вписать в прорези правильные ответы. Затем подписать работы: Указать свою Фамилию, Имя, класс, Вариант.
V Поведение итогов
Учитель подводит итоги по проведению лабораторной работы.
В ходе выполнения лабораторной работы ученики, которые правильно и быстро справились с заданием получают оценки. После выполнения задачи по комплектации подарочных наборов проводится проверка работ и выставление оценок. За ответы по вопросам контрольного листа, оценки объявляются на следующем уроке.
VI Задание на дом
Для домашней работы учащимся предлагается рейтинговая контрольная работа.
За правильное выполнение задачи ученик получает определенное количество баллов. если ученик хочет получить 5 баллов за домашнюю работу, то ему нужно решить либо 1 задачу на 5 баллов, либо первое задание и третье, либо второе и третье, то есть ученик сам распределяет свои силы.
Раздаточный материал для учащихся:
Лабораторная работа “Табличный процессор Microsoft Excel ”
При работе с большим количеством информации большую роль играет наглядность отображения данных и необходимость быстро производить вычислительные операции с этими данными. Поэтому часто для работы информацию представляют в виде таблицы.
Запиши в тетрадь:
! Программа Microsoft Excel предназначена для обработки электронных таблиц.
! Основные возможности программы:
Способы запуска программы:
1. Через главное меню программы: Пуск/Программы/ Microsoft Excel
2. Найти загрузочный файл этой программы Еxcel.exe и запустить его. Поиск можно произвести командой Пуск/Поиск/...
3. Для быстрого запуска программы можно создать на рабочем поле ярлык этой программы.
4. Сделать двойной щелчок по значку документа, созданного в программе Microsoft Excel.
Посмотрите на внешний вид экрана MS Excel. Его внешний вид похож на внешний вид программы MS Word.
Попробуй вспомнить за что отвечает каждый из обозначенных значков и тихо обсуди ответы с рядом сидящим товарищем.
Проверьте свои ответы:
1 – системный значок;
2 – строка заголовка;
3 – строка меню;
4 – панель форматирования;
5 – панель стандартная;
6 – рабочая область;
7 – строка состояния;
8 – полосы прокрутки;
9 – кнопка “свернуть” рабочую книгу;
10 – развернуть рабочую книгу;
11 – развернуть программу MS Excel;
12 – закрыть рабочую книгу;
13 – закрыть программу MS Excel
Запиши в тетрадь:
Рабочей книгой называют файл с расширением .XLS. Каждая рабочая книга может содержать от одной до 255 рабочих листов. На рисунке они накладываются один на другой. Поэтому виден только 1 рабочий лист, а от следующих нам видны только ярлычки.
Каждый рабочий лист имеет стандартное имя-ярлык: "Лист 1" … "Лист n", которое может быть изменено по желанию пользователя. Рабочий лист состоит из строк и столбцов. Строки нумеруются от 1 до 65536. Столбцы обозначаются односимвольными и двухсимвольными буквами латинского алфавита: A, B, C, … AA, AB, … AZ, … IV. Всего на рабочем листе располагается 256 столбцов.
!Пересечение строки и столбца называется ячейкой (клеткой).
Каждая ячейка имеет адрес, заданный заголовком столбца и строки, например: A45, DF4567. Поэтому на рабочем листе может находиться 16 млн. ячеек.
Ячейка, на которой стоит курсор, называется текущей ячейкой.
Диапазон ячеек (блок) – прямоугольная часть таблицы Excel. Например, А2:В6
Способы перемещения по рабочей книге.
Попробуйте понажимать на стрелки “вправо”, “влево”, “вверх” и “вниз”. Обратите внимание, как меняется внешний вид рабочего листа. Нажмите на клавиши “Page Up” и “Page Down”. Вновь обратите внимание на происходящие изменения на экране.
Попробуем создать таблицу, похожую на ту, что изображена на рисунке ниже:
Введите в В1 текст Web-Страница; А3 –Годовой доход, А5 – Прирост оборота, А6 – Реклама, А7 – Покупка модема, А8 – Оплата Web-дизайнера, А9 – Оплата Web-мастера, А11 – Годовая эффективность.
Вы видите, что текст не входит в размер ячейки. Выделите ячейки от А1 до А11. Выберите Формат / Столбец / Автоподбор ширины.
Автоподбор ширины можно сделать и потом уже после ввода текста во все ячейки, но их надо будет предварительно выделить: выделите ячейки от А1 до D11 и выберите Формат / Автоподбор …
В диалоговом окне представлены различные форматы. Выберите к примеру Классический1. Нажмите ОК. Выделите ячейки от А1 до D1. Обозначить этот диапазон можно так: (А1:D1) Выберите Ж на панели инструментов Форматирование и он станет набран полужирным шрифтом. Щелкните на ячейке А1 и перетащите указатель мыши вправо до конца таблицы. Сделайте так, чтобы текст в столбце отображался по центру, шрифт Courier New, размер шрифта – 10, начертание ячеек А3 и А11– Полужирное.
Прирост оборота от создания Web – страницы намечается в размере 10%.
Использование рекламы на данной странице принесет тоже 10% от Прироста оборота. Покупка модема обойдется в 14800 тенге. Зарплата дизайнера – 6000, а мастера – 5000. Следовательно, при расчете Годовой эффективности необходимо сложить Годовой прирост, Доход от рекламы, вычесть затраты на покупку модема, зарплату дизайнеру и мастеру.
! ВВОД ФОРМУЛ НАЧИНАЕТСЯ СО ЗНАКА =.
Введите формулы согласно рисунка справа.
Сохраните файл в папке “Мои документы” под именем “Web-страница”: Файл / Сохранить / найти папку “Мои документы” и введите имя файла Web-страница. Закройте программу MS Excel: Файл / Выход.
Войдите в программу MS Excel: Пуск / Программы / Microsoft Excel. Откройте файл Web-страница: Файл / Открыть / Web-страница.
Добавим заголовок “Годовая эффективность использования Web – страницы”. Для этого вставим строку 1. Щелкните по номеру строки “1”. Строка выделится другим цветом. Вставка / Строки. В ячейку А1 введите текст заголовка “Годовая эффективность использования Web – страницы”. Выделите ячейки А1 и В1. Щелкните на кнопке “Объединить и поместить в центре” на панели инструментов Форматирование. Произошло слияние выделенных ячеек в одну. Эту же операцию можно было произвести и другим способом: выделить ячейки А1 и В1, нажать на правую кнопку мыши, в контекстном меню “Формат ячеек”, вкладку “Выравнивание”, поставить флажки около “перенос по словам” и “объединение ячеек”. См. рисунок.
На ярлычке после двойного щелчка вместо надписи “Лист 1” введем название газеты “Голос народа”.
Обратите внимание: для этой газеты неэффективно использовать Web – страницу.
Рассмотрим второй вариант – использование Web – страницы газетой “Спектр”. Выделите всю таблицу с заголовком (А1:В12). Правка / Копировать. Щелкните по ярлыку с надписью “Лист2”. Установите курсор в клетке А1. Правка / Вставить. На ярлычке после двойного щелчка вместо надписи “Лист 2” введем название газеты “Спектр”. Для выделенной таблицы выполните действия: Формат / Автоформат / Финансовый2. В ячейку В4 – 500 000.
Обратите внимание: для этой газеты эффективно использовать Web – страницу.
Автоформат / Финансовый2. В ячейку В4 – 500 000.
Обратите внимание: для этой газеты эффективно использовать Web – страницу.
Получается, что изменение значения в ячейке В4 автоматически изменило значения во всех остальных ячейках столбца В.
Рассчитаем годовую доходность для вашей газеты для этого наведите курсор так, как показано на рисунке:
Выделиться вся таблица. Щелчок по значку “Копировать” на панели Форматирования. Щелкните по ярлыку с надписью “Лист3”. Установите курсор в клетке А1. Щелчок по значку “Вставить” на панели Форматирования. На ярлычке после двойного щелчка вместо надписи “Лист 3” введем название вашей газеты. Изменяя значение только ячейки В4 добейтесь того, чтобы эффективность была равна 0, затем 15 000.
Задание: Вы – заведующий детского садика. Вам надо сформировать подарки к Новому году. В подарок должны войти конфеты, которые перечислены в таблице. Их стоимость тоже известна и изменению не подлежит. Вам надо уложиться в 10 000 тенге. Изменяя только данные столбца С (от С4 до С7), добиться в итоге сумму в 10 000 тенге. Начальное количество конфет в кг.: “Ласточка” – 1, “Мишка” – 2, “Весна” – 3, “Гусиные лапки” –4.
Сделай самостоятельно.
После того, как вы введете формулу в ячейку D4, сделайте ячейку D4 активной и, добившись того, что правый нижний угол прямоугольника примет вид крестика, удерживая левую кнопку мыши перетащите курсор до ячейки D7. Это позволит автоматически скопировать формулы
Запомни, изменять можно только данные столбца С.
Запиши в тетрадь:
Способы выделения диапазона:
Одного диапазона:
- Выделить ячейку, являющуюся углом выделяемого диапазона, а затем, удерживая клавишу Shift щелкнуть ячейку диагонально противоположную.
- Выделить ячейку, являющуюся одним из углов диапазона, а затем, удерживая левую клавишу мыши выделить диапазон.
Выделение несмежных диапазонов:
Выделить один из диапазонов, а затем выделять все следующие диапазоны с нажатой клавишей Ctrl.
Выделение рабочего листа:
Щелкнуть кнопку, находящуюся в левом верхнем углу рабочего листа на пересечении заголовков строк и столбцов, или клавишами Ctrl + Shift + пробел.
Редактирование данных в ячейке одним из следующих способов:
- Двойной щелчок по ячейке.
- Нажать клавишу F2.
- С помощью строки формул (одинарный щелчок по данным в строке формул).
Рейтинговая домашняя работа.
Вам надо набрать максимум 5 баллов. Для этого можно решить те задачи, которые соответствуют в сумме той оценке, которую Вы бы хотели получить за домашнюю работу.
1. В какие ячейки следующих таблиц заносятся числа, а в какие – формулы? Если есть несколько вариантов ответов, то рассмотреть их все (а – 1 балл, б – 1 балл).
А)
А | В | С | |
1 | Цена единицы товара | Количество товара | Стоимость |
2 |
Б)
А | В | С | |
1 | Длина пути | Скорость | Время в пути |
2 |
2. В какой из таблиц предыдущей задачи (а или б) могут быть введены выведены следующие числа в режиме отображения значений? (2 балла)
А | В | С | |
1 | ? | ? | ? |
2 | 150 | 30 | 5 |
3. Найти высоту трапеции, если известны её основания (5см и 3 см) и площадь (4 кв. см). В какие ячейки таблицы заносятся числа, а какие – формулы? Заполнить таблицу исходными данными и формулами (3 балла).
А | В | С | D | |
1 | А – основание трапеции | В – основание трапеции | Н – высота трапеции | S – площадь трапеции |
2 |
4. Придумать и сформулировать условие задачи, для решения которой можно использовать следующую таблицу (5 баллов).
А |
В |
|
1 |
15 |
=А1/А4*100 |
2 |
30 |
=А2/А4*100 |
3 |
10 |
=А3/А4*100 |
4 |
=А1+А2+А3 |
Список использованной литературы
1. Информатика: 10 – 11 класс / Под ред. Н.В.Макаровой. СПб: Издательство “Питер”, 2000.
2. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере / Под ред. Н.В.Макаровой. М.: “Финансы и статистика”, 2000