Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы, и особенно начальной. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Педагоги начинают осознавать, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Основные же проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно в начальной, нужно учить творчеству.
В психологии под способностями подразумевают индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.
Психологической основой литературно-творческих способностей является особое отношение человека к миру. Суть этого отношения в том, что оно преодолевает раздельность человека и мира. Весь мир благодаря ему становится продолжением человека, а человек - частью мира.
Природа щедро наградила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
Работа учителя по развитию творческих способностей учащихся начальной школы складывается, по мнению М.Львова, из трех качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности. Во-первых, наблюдательность, речевая и общая активность, общительность, хорошо натренированная память, привычка анализировать и осмысливать факты, воля, воображение. Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика через различные виды искусства. В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе конструирования.
На уроке должно быть разнообразие деятельности: разнообразие изучаемого материала, разнообразие способов работы. Это побуждает детей к активности. Необходимо, чтобы и в материале, и в способе деятельности было что-то новое. Одна и та же проблема может изучаться с разных сторон.
Психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.
У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития: наглядно-действенное, причинное, эвристическое мышление. Одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни, образы предметов.
К творчеству ребенка надо подводить постепенно, основываясь на информации, которую учитель уже сообщил ему. Ребенка надо учить целенаправленно, целеустремленно и постепенно, многократно закрепляя полученные навыки.
Из всех форм творчества наиболее характерным для учеников начальной школы является литературное творчество.
Программа по литературе для начальной школы (автор: доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой детской литературы РГПУ Воюшина М.П.) сориентирована на литературное развитие младших школьников и предоставляет широкие возможности в удовлетворении потребностей детей в литературном творчестве.
В литературном образовании младших школьников выделяются два взаимосвязанных направления: формирование квалифицированного читателя, обучение анализу художественного произведения с эстетических позиций и воспитание “маленького писателя”, обучение эстетическому восприятию действительности и развитие способности выражать свои впечатления, переживания, размышления в слове.
Психология младших школьников такова, что она отличается остротой и свежестью восприятия, поэтому и мышление у них опирается больше на восприятие или представление. Следовательно, ' для формирования творческой деятельности первостепенное значение имеет развитие наблюдательности и восприятия. Проблема полноценного восприятия художественного произведения в начальной школе остается достаточно острой.
Отсюда следует, что задачей учителя должно стать применение на уроках эффективных методов, приемов, форм и средств обучения, способствующих разрешению данной проблемы.
Одним из таких средств являются творческие работы, применение которых, на наш взгляд, позволяет повысить уровень восприятия художественного произведения. Трудно добиться высокого уровня литературного развития, понимания прочитанного, “разгадывания” образов, если не включать в урок такие виды самостоятельной деятельности, в которые ученик может внести элементы творчества, отразить свой складывающийся индивидуальный вкус.
Именно в младшем школьном возрасте воображение читателя лучше всего поддается воздействию, поэтому начинать следует с работы над воссоздающим типом воображения, с тем, чтобы в последствии на этой основе перейти к формированию более продуктивного типа творческого воображения. Творческое воображение состоит в умении детально представить картину, скупо представленную в словесном оформлении.
Развитию творческого воображения способствуют такие виды творческих работ, как словесное и графическое рисование, анализ иллюстрации, составление плана текста, стилистический эксперимент, подбор синонимов с обоснованием авторского выбора, составление диафильма, киносценария, инсценирование, составление рассказа о герое.
Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Одним из приемов, помогающих глубже проникнуть в произведение, является стилистический эксперимент.
М.П. Воюшина определяет стилистический эксперимент как намеренное искажение авторского текста, преследующее цель дать детям материал для сравнения, привлечь их внимание к авторскому выбору слова. Пропуск или замена отдельных слов, изменение конструкции предложения или деление текста на абзацы, приводящие к изменению оттенков смысла произведения, помогают детям определить эти оттенки.
Стилистический эксперимент можно использовать при изучении следующих произведений: С.А.Есенин “Ночь”, Л.Н.Толстой “Лев и собачка”, В.А.Осеева “Синие листья”, В.Д.Берестов “Знакомый”, Н.И.Сладков “Лиса-плясунья” и других.
Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного является драматизация во всех ее формах.
В зависимости от задач, методики преподавания, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации:
1. Чтение произведения по ролям только с опорой
на интонацию.
2. Чтение по ролям с предварительным устным
описанием портрета, одежды, поз, жестов и
интонаций, мимики героев.
3. Постановка “живых картин” к произведению.
4. Составление сценария спектакля, устное
описание декораций, костюмов, мизансцен.
5.Драматические импровизации.
6.Развернутые драматические представления.
Составление сценария спектакля (киносценария).
Составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен, поз, мимики представляет большой интерес благодаря тому, что помогает с новых, порой неожиданных сторон, взглянуть на произведение, попытаться увидеть, вообразить, додумать многие сцены изучаемых произведений.
Этот прием способствует не только развитию речи, но и более глубокому пониманию произведения. В процессе беседы создаются подробные словесные описания обстановки, действующих лиц, причем очень важно дать возможность каждому ребенку высказать свое мнение.
Составление киносценария используется при анализе рассказов Л.Н.Толстого “Прыжок”, К.Г.Паустовского “Заячьи лапы” и других произведений.
Развернутые драматические представления.
Данный прием требует большой коллективной подготовки: оформление декораций, подготовка костюмов, репетиции. Несмотря на это, такой урок всегда праздник в жизни ребенка. Этот прием драматизации в практике школы используется больше во внеклассной деятельности.
По программе М.П. Воюшиной данный прием используется при изучении сказки Бр. Гримм “Король Дроздобород”: постановка балета.
Одним из направлений в литературном образовании является воспитание “маленького писателя”, развитие способности выражать свои впечатления, переживания, размышления в слове. Опыт творческой деятельности младшие школьники получают не только в процессе чтения и анализа художественного произведения, но и в ходе создания собственных текстов.
Начиная с первого класса, дети учатся составлять свои рассказы по аналогии с прочитанными художественными произведениями. Например, после работы над рассказом В.А.Осеевой “Три товарища” учащиеся сами сочиняют рассказ, где героями будут те же мальчики, с теми же характерами, но они попадают в другую ситуацию. Составить рассказ помогает план в виде вопросов.
Во втором классе задание усложняется: отсутствует план рассказа. Например, рассказ по аналогии с рассказом Р.П.Погодина “Кирпичные острова”.
Большой интерес у учащихся вызывает составление сказки по аналогии с прочитанной. Например, сочинение познавательной сказки “Всему свое место” (по аналогии со сказкой Н.И.Сладкова “Всему свое время”, 1 класс). Задача юного “писателя” - дать новые сведения и заинтересовать читателя. Чтобы сказка получилась интересной, детям предлагается попробовать представить, что будет, если животные поменяются хвостами. Учащиеся думают над вопросами, данными в “Тетради по литературе”, и записывают свой вариант сказки (или рисуют иллюстрацию к ней, а сказку рассказывают устно).
Один из видов творческих работ коллективное составление поучительного устного рассказа по пословице. Предварительно идет работа над баснями Л.Н.Толстого “Лгун”, “Отец и сыновья”, “Осел и лошадь” и др., затем они сопоставляются с пословицами. Пословица рассматривается как выражение народной мудрости, выясняется ее переносный смысл, а потом по ней составляется поучительный рассказ. Цель рассказа: убедить кого-нибудь в своей правоте с помощью примера. Например, возьмем пословицу “За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь”. Детям дается задание: попробуем сочинить поучительный рассказ, убедить слушателей в том, что если одновременно браться за несколько дел, то ни одного как следует не сделаешь.
После ознакомления с научной статьей “Оляпка” (1 класс) учащиеся определяют, где можно встретить такой текст, составляют ее план. Затем, пользуясь этим планом, придумывают свой рассказ в научном стиле о любом диком животном. Сведения о животных дети находят в познавательных детских книгах, в энциклопедиях.
Работа на уроке очень активизируется при сочинении “вредных советов” по аналогии с “Вредными советами” Г.Б. Остера. Ученики практически определяют, что нарушение нормы является основой комического.
При изучении раздела “Фольклор народов мира” (1 класс) дети знакомятся с малыми жанрами устного народного творчества, наблюдают за особенностями скороговорок, считалок, загадок, и сами сочиняют считалки и загадки, называя свойства предметов, используя сравнение или метафору.
Прочитав рассказ Г. Снегирева “Кто сажает лес” и стихотворение И.П. Токмаковой “Куда в машинах снег везут”, дети сравнивают их и находят различие в стиле этих произведений. Они учатся сами составлять рассказы в научно-познавательном и в художественном стиле, используя в качестве названия вопросы: Что такое месяц? Почему море соленое? Куда ночью девается солнце? Отчего бывает дождь? и другие.
Одним из видов работы по развитию творческих способностей учащихся в первом классе является составление рассказа “Страна Наоборот” (после изучения стихотворения К.И. Чуковского “Путаница”) и рассказа “Страна Радости” (после работы над стихотворением К.И. Чуковского “Радость”). Учитель направляет работу с помощью дополнительных вопросов: Каким должен получиться рассказ - серьезным или веселым? Как сделать так, чтобы наши слушатели улыбнулись? Рассматривается несколько вариантов сюжетов коллективно, а затем дается простор детской фантазии.
Кроме перечисленных приемов на уроках литературы широко используется рисование афиш к созданному кинофильму по прочитанному произведению, иллюстраций к рассказу или сказке с последующей защитой, составление видеоклипа и другие.
Творческие способности учащихся будут развиваться успешно при систематическом отслеживании результатов каждого ученика и класса в целом. Анализ результатов необходим для организации дифференцированной работы с детьми, учета индивидуальных успехов каждого школьника и своевременной корректировки процесса обучения.
О сформированности познавательного интереса можно судить по активности учащихся на уроке, желанию самовыразиться в классной и внеклассной деятельности. На уроках литературы дети всегда с желанием включаются в учебную деятельность, активны, не боятся высказывать свое мнение. Дома они часто выбирают дополнительные задания и вопросы из рубрики “Для любознательных”, что говорит об интересе учащихся к урокам литературы.
О наличии интереса к литературному творчеству говорит желание детей участвовать в школьных, городских, российских олимпиадах и конкурсах по литературе.
Одно из условий формирования творческой личности ребенка индивидуальный подход с учетом уровней восприятия художественного произведения. В связи с индивидуальными особенностями детей уровни восприятия художественного произведения разные. Исходя из особенностей восприятия одни дети, читая текст, запоминают отдельные факты, другие - основные события, устанавливают между ними связи.
Творческие работы способствуют повышению уровня восприятия младшими школьниками художественного произведения. В конце каждого учебного года осуществляется контроль - проверка уровней восприятия художественного произведения, которые выявлялись с помощью фронтальных письменных работ.
Особенности программы позволяют учителю использовать широкий диапазон творческих заданий, способствующих литературному развитию младших школьников, формированию их творческих способностей и повышению уровня восприятия художественного произведения.
Реализация программы по литературе М.П. Воюшиной показала высокие результаты, предоставила возможности учащимся для развития их творческих способностей. Обучение позволило проверить на практике методы, приемы и формы работы, активизирующие творческую деятельность учащихся.