ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
1. Старик Буквоед
Задание: назвать буквы, звуки, которые
они обозначают, “поселить” их в терема.
2. Петрушка
Задание: назвать нужное слово.
3. Мальвина
Задание: составление слов из букв,
вставить пропущенную букву.
4. Незнайка
Задание: раскрасить картинки.
5. Карандаши
Задание: нарисовать пейзаж.
6. Водяной и Кикимора
Задание: вырастить слова из букв слова
АЗБУКА.
7. Буратино
Задание: объяснить значение
многозначного слова.
РЕКВИЗИТ, ОФОРМЛЕНИЕ.
1. На доске: солнце, Буквоград, надпись “Страна
Мудрецов”.
2. Плакаты с высказываниями о книге, грамоте.
3. Герои произведений, выставка книг.
4. Воздушные шары, ключ, эмблемы.
5. Костюмы.
6. Для конкурсов: таблицы с картинками и словами
(по 2 каждой); таблички со словом АЗБУКА (3 штуки).
7. Подарки:
- свидетельства;
- медали;
- другие подарки (книги)
8. Игры, конкурсы.
Класс украшен шарами, высказываниями о книге, грамоте. Дети разделены на три команды. У каждого эмблема команды. На доске город Буквоград.
Учитель:
День сегодня удивительный –
Такой бывает в жизни раз.
Пригласили в класс родителей.
И гостей мы ждем сейчас.
Команды представьтесь пожалуйста.
1-я команда: Азбуке спасибо, |
2-я команда: Позвольте Вам представиться |
3-я команда: Мы команда “Веди”. |
Из 1-й команды: Из страны мудрецов |
Из 2-й команды: Но дорогу найти |
Из 3-й команды: Я шаги его слышу... |
Входит Старичок Буквоед.
Старичок Буквоед:
Да, да, если я рассержусь
Горе будет, беда.
И в Страну Мудрецов
Не попасть Вам тогда.
Здравствуйте, детишки!
Девчонки и мальчишки!
Слышал, азбуку прошли?
Отвечайте, малыши!
Сможете читать газеты?
И все книжечки на свете?!
Что ж в Страну Вам путь открыт.
Мудрецы, вас дети, ждут.
Учитель:
Царица Азбука и Прописи Царевны
В городе живут необыкновенном.
Поскорей название прочтите
Что обозначает? Объясните.
Старичок Буквоед:
Вам труднейшее заданье
Приготовил, малыши.
Буквы в терема селите –
Это славные жильцы.
Дети читают стихотворение С. Маршака “Про все на свете”. Говорят какой звук обозначает буква и картинку с изображением “селят” в терем по цвету купола.
Учитель: Какие буквы не назвали? В каком тереме они живут? (И, Ъ, Ь, Ы)
Старичок Буквоед:
Да, ребята неплохие,
Грамотеи удалые.
С азбукой дружили видно...
Мне, злодею, так обидно!
К другим неучам пойду,
А к вам шпиона подошлю.
Подведение итогов выполненного задания. В класс вваливается Петрушка.
Петрушка:
Ух, старик сегодня злой.
Он прогнал всех с глаз долой!
А куда же я попал?
Кто меня здесь потерял?
Учитель: В гости к нам пришел Петрушка. Поздороваемся с ним!
Дети здороваются.
Учитель: Петрушка, поздоровайся, Видишь, публика
Петрушка: (оглядываясь) Не вижу никакого бублика!
Учитель: Да не бублика, а публика.
Петрушка: А, ну так бы сразу и сказали. Здравствуйте, дорогие зрители. А подраться со мной не хотите ли?
Учитель: Петрушка, мы не драться собрались, а на праздник. Да и дети у нас воспитанные, добрые, читают, стихи знают.
Петрушка: Я тоже знаю. Вот, пожалуйста. Тает снег, течет ручей, На ветвях полно врачей.
Входит Мальвина.
Мальвина:
Вот что, ребята,
Порою бывает
С теми, кто грамоты
Вовсе не знает.
На уроках ротозей.
Исправляй ответ скорей!
Петрушка: Подумаешь, отличница! Что тебе не нравится? Вон как складно!
Мальвина: Дети разве врачи сидят на ветках? Исправьте Петрушку.
Петрушка: Ой подумаешь! Теперь не ошибусь.
Синеет море перед нами
Летают майки над волнами...
Что опять ошибка? Не может быть! А как надо?
Дети исправляют.
Петрушка:
Врач напомнил дяде Мите:
Не забудьте об одном
Обязательно примите
Десять цапель перед сном.
Мальвина: Ну, вот опять. Какой ты неправильный.
Петрушка: Сама ты неправильная. Мы с Незнайкой пятерки получаем у Старика Буквоеда. Не веришь? Спроси у Незнайки! Эй Незнайка, ты где застрял?
Входит Незнайка, ворчит, стряхивает капельки, соринки с листка.
Незнайка:
Ну, Кикимора болотная,
Всю работу мне испортила.
Я же ноченьку не спал
И пейзаж нарисовал.
Эта гадина, зараза,
В мой пейзаж швыряла грязью.
Еле от неё удрал. (Оглядывается)
А теперь куда попал?
Мальвина:
Не ругайся, не кричи.
Видишь, здесь же малыши.
Ты плохим словам их учишь.
А за рисунок “два” получишь.
У тебя всегда же так –
Кто-то снова виноват.
Сам бездельник и лентяй
Стыдно стало? Отвечай!
Незнайка:
И совсем я не такой!
Вот смотри, старик суровый
Мне пятерку ставит снова.
Карточка с картинками, в названии картинок ошибки.
Мальвина:
Ну-ка, ну-ка, дай сюда...
Да с тобой одна беда!
Вы, ребятки, не ленитесь,
Над словами потрудитесь.
Раздает каждой группе карточки. Из букв дети составляют слова. Подведение итогов.
Мальвина:
У меня для вас заданье:
Ну-ка, братцы, веселей
Приложите-ка старанье
Кто ж у нас умнее всех?
Карточки (вставить букву, раскрасить картинку.) Подведение итогов. У Петрушки и Незнайки задания выполнены неверно.
Петрушка:
Зато твои ребятишки,
Девчонки и мальчишки
Не умеют рисовать.
Что, слабо? Будешь знать,
Как нас с Незнайкою ругать!
Мальвина:
Я на помощь детворе
Позову братишек дружных,
Эй, карандаши, ко мне
Малышам помочь ведь нужно!
Входят карандаши.
Карандаши вместе:
Мы братишки дружные,
Человечки нужные,
Мы карандаши!
Меж собой похожие,
Только разнокожие.
Все мы хороши!
Мы братишки дружные
С острыми носами,
Человечки нужные –
Убедитесь сами!
Синий карандаш:
Вы любите синего человечка?
Где я появлюсь – будет синяя речка,
Синее небо над головой,
Синий цветочек – василек голубой.
Синие ленты у девочек в косах,
Воротники у костюмов матросов.
Зеленый карандаш:
А я раскрашу елочку
И листья у осинки.
Надену я всем девочкам
Зеленые косынки.
Работает старательно
Зеленый человечек.
Похвалит обязательно
Меня в траве кузнечик.
И птичка зеленушка –
Веселая певунья,
И бойкая лягушка –
Квакушка-попрыгунья.
Красный карандаш:
А красив ли красный цвет?
Да! Вы скажете в ответ.
Цветом я своим горжусь
И для ягод пригожусь.
Всем — и клюкве, и бруснике,
Землянике и клубнике.
Без меня нельзя никак!
И цветам я очень нужен,
Я с гвоздикой, с розой дружен,
Ждут меня тюльпан и мак.
Нарисую я зарю,
Грудки птичке снегирю,
Подарю тебе, дружок,
Яркий праздничный флажок.
Синий карандаш:
Так, Незнайка, нам сейчас
Ты покажешь свой пейзаж;.
Море, лес, скалу иль поле
Что ты здесь изобразил?
Ну, дружок, таким пейзажем
Очень нас ты удивил!
Незнайка:
Вот и эти придираются...
Я не знаю, что у вас называется "пейзаж".
Зеленый карандаш:
Дети здесь тебе помогут
На листочки, к ним иди.
Ну и сам, конечно, тоже
Ты без дела не сиди.
Команды рисуют коллективный пейзаж. Незнайка и Петрушка тоже, им помогает Мальвина. Подведение итогов.
Мальвина:
С вами мы не рисовали,
Карту дружно составляли
Вот болото перейдем,
В страну умных попадем.
Звучит музыка. Они уходят. Появляется Водяной.
Водяной (поёт):
Я – Водяной, я – Водяной,
Никто не водится со мной,
Внутри меня водица,
Ну что с таким водиться!
Эх, жизнь моя – жестянка!
Да ну её в болото.
Живу я как поганка,
А мне читать, а мне считать,
А мне все знать охота!
Вот решил когда-нибудь
Хоть на школьников взглянуть.
И зачем вам школа эта?
Тыщу лет живу на свете,
Не пишу, и не читаю,
Лишь лягушек развлекаю!
А в школе хорошо?
Что ли тоже записаться?
Учитель: Запишись, чего бояться?
Водяной:
Нет, одному-то страшновато!
Вот позвать бы мне, ребята,
Хоть Кикимору-подругу.
Может та поможет другу?
Свистит. Вбегает Кикимора, сонная, трясется, протирает глаза, рассматривает всех, начинает колдовать.
Водяной:
Подожди, да ты проснись,
Хорошенько осмотрись,
Вишь, что делается в свете?
В школу поступают дети!
Кикимора: Эка невидаль какая! Что за школа за такая?
Водяной: Тут тебя сперва помучат, но зато всему научат!
Кикимора: А что меня учить – не знаю, Я и так сама все знаю!
Водяной:
Ну заладила опять!
Надо толком всё узнать:
Если в школу мы поступим,
Вдруг еще умнее будем? (детям)
Объясните ей получше,
Хоть чему в той школе учат?
Дети поют песню “Чему учат в школе”.
Водяной:
Поняла какое дело,
А ведь и слушать не хотела.
Там писать тебя научат,
Рисовать, читать, считать,
Песни петь и танцевать.
А меня – Водяного,
Ну совсем не обижать.
Кикимора: А вот это мне годится! Песни петь я – мастерица!
Поет песню на мелодию “Семеновны”.
Я – Кикимора, я – раскрасавица,
Разве я могу кому не нравится!
Вся я липкая, фу, вся зеленая,
И в Водяного я вся влюбленная.
Подойди, дружок, топни ноженькой,
Потанцуй со мной хоть немножечко.
Хоть я липкая, хоть зеленая,
Все равно в тебя влюбленная!
Водяной: (хлопает) За веселые частушки я дарю тебе ... лягушку. (Засовывает за шиворот, начинают драться, бегать друг за другом)
Кикимора: Хватит бегать и шалить, надо конкурс проводить.
Водяной:
В страну Великих Мудрецов
Качу волшебное колечко.
Из каждой буковки, дружок,
Ты вырасти словечко.
Дети из каждой буквы слова АЗБУКА “выращивают” слово. Подведение итогов.
Кикимора: Заколдованные карты перед Вами разложу. Вы найдете в них отгадку.
Водяной: Я немного подскажу. Он всегда с собой, ребята, носит ключ от Буквограда.
Кикимора: У него под мышкой книжка. Он большая шалунишка.
Дети отгадывают имя героя.
Буратино:
Да-да, ребята, это я.
Вы все теперь мои друзья.
Загадки отгадывать прошу.
А после в город приглашу.
Загадывает каждой команде.
1. Бросил палку к верху Мишка: падай в шапку с ели
шишка! Шишка хлоп – по голове ... Сразу шишек стало
две. Почему ?
2. Норка вылезла из норки и пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла норку в норке не нашла. О
какой норке идет речь ?
3. “Не жалейте пятачка”, – говорит корова. Вы
купите молочка, вкусного, парного! Поросята тут
как тут: “Нам по полной кружке!” Пятачки свои
суют маленькие хрюшки!
Подведение итогов.
Буратино:
Принес волшебный ключик
От города для вас
Путь к любым наукам
Открою я сейчас.
Свидетельство вручаю
И очень вас прошу:
Со старым Буквоедом
Всегда быть начеку.
Поздравления родителей.
С азбукой вы подружились.
Очень рады мы за вас.
И читать вы научились.
В страну Мудрых – в добрый час.Поздравленья принимайте.
Много книжек прочитайте.
Вам наказ даем – дружить!
Крепко дружбой дорожить.Вместе с другом веселей,
Вместе с ним – надежно.
Песню спеть и то друзья,
Веселее можно.
Песня “Вместе весело шагать”. Праздник продолжает чаепитие, игры, конкурсы.