Цель: способствовать расширению социальных представлений детей, формировать у детей и родителей импатию и уважительное отношение к людям других национальностей.
Задачи:
вспомнить традиции и обычаи русского и
якутского народов;
Предварительная работа:
- Серия познавательных занятий по темам: “Якутская национальная одежда и обувь”, “Утварь народов севера”, “Русские мастерские”, “Природные богатства Якутии”.
- Национальные подвижные игры: “Перетягивание палки”, “Кообах”, “Бой петухов”.
- Родительское собрание по теме: “Семейные традиции и обычаи” (анкета).
- Приготовление родителями своего национального блюда.(См. приложение 1. Рис 1, Рис 2, Рис 3, Рис 4.).
- Знакомство с устным народным творчеством (пословицы, сказки).
Оборудование: карта России, значки с национальным флагом республики САХА, три дорожки – розовая, золотая и голубая, выставка народных промыслов якутского и русского народов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Как называется страна в которой мы живем?
Дети: Россия.
В.: А как называют людей живущих в России, т.е. всех нас?
Д.: Россияне.
В.: Сейчас люди разных национальностей часто живут рядом. Назовите народы живущие в нашей стране.
Д.: Русские, якуты, армяне, украинцы, казахи, китайцы, евреи и т.д.
В.: Правильно! У нас в республике уже давно живут бок о бок два народа русские и якуты. Об этом сегодня и пойдет речь.
Вы все участники игры о родном крае, которая называется “Мы Россияне”. По правилам игры за каждый правильный ответ вы будете получать специальные значки. Те ребята, которые первыми ответят на мои вопросы, продолжат дальше нашу игру. Итак, игра начинается.
Как называется республика, в которой мы живем?
Д.: Республика САХА (Якутия).
В.: Какие богатства есть в нашей республике?
Д.: Золото, алмазы, лес, рыба, уголь и т.д.
В.: Что изображено на гербе нашей республики?
Д.: Снежинка, пушной зверь, алмаз, нефтяная вышка.
После ответов учащихся жюри выбирает в финал трех игроков, которые первыми ответили на вопросы.
В.: Пока жюри совещается мы поиграем в якутскую национальную игру “Бой петухов”. (См. приложение 2).
II.
В.: У нас появились три участника. Я попрошу их выбрать одну из трех дорожек. Розовая самая короткая, но самая сложная; золотая на одну ступеньку длиннее и вопросы у нее немного легче, а голубая дорожка самая длинная и самая легкая. (Дети выбирают себе дорожки. См. приложение 3.)
В.: Для игрока голубой дорожки первый вопрос:
Назови якутскую и русскую игру, где используют палку.
Д.: “Лапта”, “Перетягивание палки”.
(Если ребенок не знает ответ, то вопрос задается зрителям.)
В.: Для игрока на желтой дорожке такой вопрос: Как и чем у многих народов встречали гостей?
Д.: Хлебом: караваем, лепешками и т.д. Если гость отведал хлеба, значит пришел в дом с добром.
В.: Игрок на розовой дорожке отвечает на такой вопрос: Какие предметы быта у русских и якутов делали из бересты.
Д.: Туеса, лапти, короба, шкатулки.
Жюри оценивает ответы, а дети по очереди называют русские народные пословицы о родине.
Д.: “Всякая птица свое гнездо любит”;
“Всякому мила своя сторона”;
“Кто где родился, там и пригодился”,
“И собака свою сторону знает”,
“Любовь к родине сильнее смерти”;
“На родной сторонке и камешек знаком”;
“Дома и стены помогают”.
III.
В.: Наши участники отвечают на следующие вопросы.
Голубой дорожке: Из чего были сделаны игрушки у народов республики САХА и у русских?
Д.: Из дерева.
В.: Золотой дорожке: Назовите праздники якутов и русских.
Д.: Ыссыах, троица, масленица и т.д.
В.: Розовой дорожке: Назовите национальные одежды и обувь.
Д.: Сарафан, лапти, торбоза, малахай и т.д.
Жюри оценивает ответы, если игрок розовой дорожки правильно ответил на свои вопросы, то он выходит в финал игры, а если он ошибается, то выбывает из игры. Далее играют игроки золотой и голубой дорожек.
В.: Голубой дорожке вопрос: Какие национальные игры вы знаете?
Д.: Лапта, колечко, ручеек, бой петухов, кообах, перетягивание палки.
В.: Золотой дорожке вопрос: Как называется сосуд, из которого якуты пили молоко кобылы -кумыс?
Д.: Чорон.
Если игрок золотой дорожки ответил правильно, он тоже выходит в финал. Если он выбывает, то игроку на голубой дорожке задают последний вопрос.
В.: Какие народные русские, якутские сказки вы знаете?
Д.: “Пузырь, соломинка и лапоть”, “Царевна – лягушка”, “Змей – Горыныч”, “Гусь и журавль”, “Умная невестка”, “Почему зима длиннее, а лето короче?”.
IV.
В.: Два лучших игрока добрались до финиша. Вам нужно расположить на карте России флаги России и Республики САХА туда где находятся наши столицы.
А также поставьте правильно древние постройки московского кремля и якутского острога. Дети работают у карты, а мы в это время станцуем якутский народный танец “Стерхи”.
Жюри подводит окончательные итоги и награждает победителей и детей, которые активно отвечали на вопросы.
В.: Вот и окончилась наша игра. Мы вспомнили обычаи, традиции, быт русского и якутского народов. Показали свои знания о родном крае. Ваши родители приготовили национальные блюда, и мы всех приглашаем попробовать их за нашим национальным столом.
Литература:
- Дети планеты земля Соловьева Е.В. (приложение к журналу “Обруч” ООО “Линко-Пресс” М. 2001)
- Круглый год. Сборник. М., “Детская литература”,1974;
- Народное искусство Якутии Хабарова М.В. “Художник РСФСР” Л.1981;
- “Обруч” Дошкольное и начальное образование №6.2003. “Патриотическое воспитание”;
- Одежда Севера Национальное книжное издательство “Бичик” Рес.САХА(Як)Якутск1994;
- Патриотическое воспитание в школе. Агапова И.А., Давыдова М.А.-М.: Айрес-пресс,2002;
- Российская символика Ривина Е.К.-М.:АРКТИ,2004;
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки Круглов Ю.Г.-М.:Просвещение,1990;
- 365 развивающих игр Беляков Е.А.-М.:Рольф,Айрис-пресс,1999;
- Старый Якутск ООО “Союз-дизайн"