Цели:
- Через наблюдения над именами существительными углубить знания учащихся о функциях мягкого знака: показатель мягкости, разделительный знак и показатель женского рода существительных.
- Познакомиться с правилом написания мягкого знака на конце существительных после шипящих, на основе тренировочных упражнений развивать речь, самостоятельность и орфографическую зоркость.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания.
Как разобрали предложения по членам и частям речи? (Взаимопроверка).
Назовите только главные члены.
Сегодня мы продолжаем путешествие в страну “Имя существительное”. Занимаем места в электричке. Первая станция “Вспоминай-ка”.
3. Каллиграфия + актуализация знаний.
На доске слова:
т.традь, п.льто, к.ньки, к.ртофель, в.робьи.
Прочитайте данные слова. Найдите сходство между ними. (Это слова с непроверяемой безударной гласной.) Вставим пропущенные буквы. Что ещё общего? (Во всех словах пишется ь. Все слова - имена существительные.)
Что такое имя существительное?
Что ещё может иметь имя существительное? (Имеет род.) Какой? Как изменяется? (Изменяется по числам и падежам.)
В чём различие данных слов?
(В единственном числе тетрадь, пальто, картофель; во множественном - коньки, воробьи.
Мягкий знак в середине и в конце, т. е. Ь – разделительный и ь – показатель мягкости.)
Составьте цепочку букв из первых букв имён существительных множественного числа и ь.
4. Постановка темы и целей.
Прочитайте тему сегодняшнего урока(на доске). Поставьте цели. Что мы сегодня с вами должны узнать? Зачем нам это нужно?
5. Работа над новым материалом.
Прибываем к следующей станции “Узнай-ка”.
- Прочитайте слова: ёж, ночь, плащ, мышь, рожь, нож, ключ, печь.
Слова какой части речи записаны на доске? На какие 2 группы можно разделить эти имена существительные?
Назовите имена существительные женского рода, мужского рода. Запишите их в 2 столбика.
Ж. Р. М. Р. ночь ёж мышь плащ рожь нож печь ключ
Какие буквы, обозначающие звуки, написаны на конце существительных женского рода, мужского рода? (шипящие ж, ш, ч, щ)
Что заметили?
(На конце существительных женского рода после шипящих пишется ь, у существительных мужского рода - не пишется.)
- Так ли это? Верны ли наши выводы? Давайте проверим. Откройте учебники на с.143 и прочитайте правило.
Составьте для ответа на вопрос “Когда на конце существительных после шипящих пишется ь?” опорную схему.
(Дети составляют схему:
после Ж, Ш, Ч, Щ на конце
ж. р. Ь
м. р. Ь не пишется
- Выполним упражнение из учебника.
С.143 упр.379 – Как узнать, нужно ли писать на конце этих существительных ь? Давайте составим алгоритм.
Алгоритм:
1. Определи род имени существительного.
2. Если Ж. Р. – то Ь.
3. Если М. Р. – то Ь. Не пишется
Комментированное письмо слов по цепочке.
ФИЗМИНУТКА.
6. Закрепление изученного.
Подъезжаем к следующей станции
“Закрепляй-ка”.
Учитель диктует слова, учащиеся поднимают сигнал “Ь” или Сначала поставьте имена существительные в единственное число. Скрипачи, ночи, мячи, чижи, товарищи, мыши, борщи, вещи, лещи, ключи, ножи.
|
инд.работа по карточкам |
Каждая пара за партой получают карточки: синие, красные - лёгкие, зелёные - более трудные.
Синяя карточка.
Подобрать к словам близкие по смыслу им. сущ. с шипящими на конце, указать род.
Поддержка, родник, неправда, доктор, друг, мелкие деньги.
Красная карточка.
Подобрать к словам им.сущ. противоположные по смыслу с шипящими на конце, указать род.
День, смех, правда, старики, бедняк, сын.
Зелёная карточка.
Подобрать к словам им.сущ. в ед.ч., указать род.
Дикий, мощный, ежовый, лучистый, ржаной, помогать, держать, плакать.
Проверка выполнения работ.
- С.144 упр.380 – коллективно составить первое предложение и разобрать его по членам и по частям речи, остальное самостоятельно.
Проверка.
- Следующая станция “Домашнее задание”. С.144 упр.382, разобрать.
7. Итог.
Прибываем на конечную станцию “Имя существительное”.
Что нового об имени существительном вы узнали? Когда на конце существительных после шипящих пишется Ь?
Если на конце существительных после шипящих пишется Ь, то к какому роду относится это имя существительное?
Рефлексия. Сегодня на уроке я …
Зачем мне это нужно было?