Цели урока: изучение новой темы, усвоение новых знаний и умений по теме. Развитие географического мышления, формирование учебно-валеологических знаний и умений. Обучение ученика самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения, оценке своей деятельности.
Оформление урока: физическая карта Австралии, учебники, атласы, дополнительная литература.
Ход урока.
Учитель. Дорогие ребята! На сегодняшнем уроке мы изучим тему «Климат Австралии» и выясним, как климат влияет на адаптацию и расселение населения.
Примечание: технология «критического мышления» включает в себя три стадии: вызов – осмысление – размышление (рефлексия)
Цель первой стадии – вызова: активизация ранее полученных знаний, создание ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучению темы.
Отвожу три минуты на «свободное письмо»
1 стадия – вызов – предусматривает активизацию ранее полученных знаний, создание ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучению темы.
Учитель. Ребята, предлагаю вам за три минуты написать все о климате, что вы знаете, что приходит в голову.
Через три – четыре минуты даю время поразмыслить над написанным, посоветоваться с соседом по парте, вычеркнуть, что явно не подходит.
Один – два ученика зачитывают, остальные сверяют, отмечают, какие у них есть аналогичные слова, каких слов нет.
Что написали учащиеся: температура, наклон, давление, рельеф, течения, амплитуда, осадки, географическая широта, ветры, пассаты, здоровье.
Учитель открывает записи на доске «Перепутанные логические цепи» - тип климата, температура, географическое положение, воздушные массы, осадки, амплитуда, режим осадков.
Учащимся предлагается восстановить логическую цепь и объяснить ее.
Учащиеся восстанавливают порядок: географическое положение – температура января – температура июля – амплитуда – осадки – режим осадков – воздушные массы – тип климата.
Учащиеся объясняют причинно-следственные связи при характеристике климатического пояса.
Изучение новой темы
«Паучок»
Учитель предлагает составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить ее.
Логические схемы, представленные группами:
2 стадия – осмысление – предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации.
Учащиеся работают в группах, в парах.
В парах читают, задают вопросы после каждого абзаца (работа с учебным пособием)
Тропический климатический пояс.
Вопросы:
- Почему Австралия самый сухой материк?
- Чем это объясняете?
- В каком поясе находится большая часть материка?
- Каково влияние Тихого океана?
- Связано ли его влияние с протяженностью материка с запада на восток?
- Назови по картам атласа температуру данного тропического климатического пояса (работа с атласами)
Субэкваториальный климатический пояс.
Вопросы:
- Где он расположен?
- Назови воздушные массы, действующие по временам года?
- Назови по картам атласа температуру данного субэкваториального климатического пояса?
- Где и почему, в каком количестве выпадают осадки?
Субтропический климатический пояс.
Вопросы:
- Определите температуру и годовое количество осадков в центре, на западе и востоке материка?
- В чем причины этих различий?
- Как влияет на климат Большой Водораздельный хребет?
- Как влияет теплое океаническое течение?
Работа по климатограммам учебника. Стр. 170 рис 62.
Учащиеся определяют:
- Тропический пустынный климат.
- Субтропический климат.
- Субэкваториальный климат.
В процессе осмысления новой темы, учащиеся в группах работают по взаимоопросу.
Вопросы формулируются по сути идеи и подтекста; по взаимообучению – в группах сильные ученики играют роль учителя:
- суммируют содержание абзаца;
- придумывают вопросы и просят других ответить;
- разъясняют, что непонятно;
- дают задание по чтению следующего абзаца;
- дают задание учащимся прочитать дополнительный материал (работа с дополнительной литературой)
Валеологический компонент о влиянии климата на здоровье, расселение населения (основные понятия учащиеся знают из предыдущих тем: «Атмосфера и климат Земли», «Климатообразующие факторы», «климат Земли», «Климат Африки»)
Учитель. Вы помните, что температура воздуха, относительная влажность, атмосферное давление, режим ветров, атмосферные осадки, повторяемость погоды – все это в совокупности влияет на здоровье человека (учащиеся сами могут назвать этот комплекс климатических характеристик)
Но главное – это степень адаптации. Выясним адаптацию человека в трех климатических поясах, так как большая часть материка расположена в тропическом пустынном климате, то экстразасуха способствует низкой адаптации человека, чем и будет объяснено редкое население тропических пустынь, в основном, аборигенами. А наиболее благоприятный субтропический пояс для здоровья человека и вызвал наиболее высокую плотность расселения.
Плотность населения высокая со времени открытия материка, в основном пришлого населения – англо-австрийцев в юго-восточной части материка. Если говорить о степени влияния на здоровье отдельных групп населения, то можно сделать вывод о более высокой адаптации местного населения аборигенов к тропическому пустынному климату. К такому выводу подвожу учащихся.
3 стадия – размышление (рефлексия, возврат)
На этой стадии учащиеся заканчивают и зачитывают таблицу, которую заполняли по ходу урока.
ЗНАЕМ | ХОТИМ УЗНАТЬ | УЗНАЛИ |
1. Что такое климат? | 1. Климат Австралии. | 1.Тип климата Австралии. |
2. Факторы, влияющие на климат. | 2. Как влияет климат на адаптацию населения в разных климатических поясах. | |
3. Зависимость здоровья людей от климата. | 3.Факторы, формирующие климат. | |
4. Климат Африки. | 4. Расселение населения в зависимости от климата. |
На данной стадии ученики рефлексируют, возвращаясь к поставленным целям. Зачитывают таблицу (представлена обобщенная таблица), делают выводы, что нового узнали. Данная стадия, как завершающая урок, заканчивается эссе на тему «Что нового я узнал» или синквейном, который выражает отношение каждого к изученному материалу. Синквейн строится по следующей схеме: (ученики делают образцы записи)
- существительное, обозначающее тему, подтему; | Ученик Климат |
Ученик Здоровье |
- два прилагательных, емко и исчерпывающе ее характеризующие; | Сухой | Адаптирование |
- жаркий хорошее описание действия тремя глаголами; | Формируется | Зависит, |
- афоризм, крылатое выражение обозначающее лично (эмоциональное) отношение ученика к теме; | от климата | ухудшается, улучшается |
- синоним темы. | Компонент природы | Долгая жизнь |
Три стадии технологии «критического мышления» представляют собой законченный процесс, позволяют получить результаты:
- Все учащиеся работали;
- Все учащиеся справились с заданием;
- Контрольный опрос, проведенный в начале следующего урока показал, что 72% учащихся имеет знания по теме на «4» и «5»
На данном уроке использованы не все приемы технологии «критического мышления», а только часть, так как ученики ещё в 7 классе, выбраны те приемы, которые соответствуют уровню обучаемости класса.
Технология «критического мышления» позволяет эффективно развивать географическое мышление. Главная цель данной технологии - научить ученика самостоятельно. Под руководством учителя добывать знания, вырабатывать свое мнение. Технология «критического мышления» включает в себя три стадии: вызов – осмысление – размышление (рефлексия)
Первая стадия - вызов - предусматривает активизацию ранее полученных знаний, создание ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучению темы.
Вторая стадия – осмысление – предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации.
Третья стадия – размышления (рефлексия, возврат)