Урок в технологии критического мышления на тему: "Климат Австралии"

Разделы: География


Цели урока: изучение новой темы, усвоение новых знаний и умений по теме. Развитие географического мышления, формирование учебно-валеологических знаний и умений. Обучение ученика самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения, оценке своей деятельности.

Оформление урока: физическая карта Австралии, учебники, атласы, дополнительная литература.

Ход урока.

Учитель. Дорогие ребята! На сегодняшнем уроке мы изучим тему «Климат Австралии» и выясним, как климат влияет на адаптацию и расселение населения.

Примечание: технология «критического мышления» включает в себя три стадии: вызов – осмысление – размышление (рефлексия)

Цель первой стадии – вызова: активизация ранее полученных знаний, создание ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучению темы.

Отвожу три минуты на «свободное письмо»

1 стадия – вызов – предусматривает активизацию ранее полученных знаний, создание ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучению темы.

Учитель. Ребята, предлагаю вам за три минуты написать все о климате, что вы знаете, что приходит в голову.

Через три – четыре минуты даю время поразмыслить над написанным, посоветоваться с соседом по парте, вычеркнуть, что явно не подходит.

Один – два ученика зачитывают, остальные сверяют, отмечают, какие у них есть аналогичные слова, каких слов нет.

Что написали учащиеся: температура, наклон, давление, рельеф, течения, амплитуда, осадки, географическая широта, ветры, пассаты, здоровье.

Учитель открывает записи на доске «Перепутанные логические цепи» - тип климата, температура, географическое положение, воздушные массы, осадки, амплитуда, режим осадков.

Учащимся предлагается восстановить логическую цепь и объяснить ее.

Учащиеся восстанавливают порядок: географическое положение – температура января – температура июля – амплитуда – осадки – режим осадков – воздушные массы – тип климата.

Учащиеся объясняют причинно-следственные связи при характеристике климатического пояса.

Изучение новой темы

«Паучок»

Учитель предлагает составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить ее.

Логические схемы, представленные группами:

2 стадия – осмысление – предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации.

Учащиеся работают в группах, в парах.

В парах читают, задают вопросы после каждого абзаца (работа с учебным пособием)

Тропический климатический пояс.

Вопросы:

  • Почему Австралия самый сухой материк?
  • Чем это объясняете?
  • В каком поясе находится большая часть материка?
  • Каково влияние Тихого океана?
  • Связано ли его влияние с протяженностью материка с запада на восток?
  • Назови по картам атласа температуру данного тропического климатического пояса (работа с атласами)

Субэкваториальный климатический пояс.

Вопросы:

  • Где он расположен?
  • Назови воздушные массы, действующие по временам года?
  • Назови по картам атласа температуру данного субэкваториального климатического пояса?
  • Где и почему, в каком количестве выпадают осадки?

Субтропический климатический пояс.

Вопросы:

  • Определите температуру и годовое количество осадков в центре, на западе и востоке материка?
  • В чем причины этих различий?
  • Как влияет на климат Большой Водораздельный хребет?
  • Как влияет теплое океаническое течение?

Работа по климатограммам учебника. Стр. 170 рис 62.

Учащиеся определяют:

  1. Тропический пустынный климат.
  2. Субтропический климат.
  3. Субэкваториальный климат.

В процессе осмысления новой темы, учащиеся в группах работают по взаимоопросу.

Вопросы формулируются по сути идеи и подтекста; по взаимообучению – в группах сильные ученики играют роль учителя:

  • суммируют содержание абзаца;
  • придумывают вопросы и просят других ответить;
  • разъясняют, что непонятно;
  • дают задание по чтению следующего абзаца;
  • дают задание учащимся прочитать дополнительный материал (работа с дополнительной литературой)

Валеологический компонент о влиянии климата на здоровье, расселение населения (основные понятия учащиеся знают из предыдущих тем: «Атмосфера и климат Земли», «Климатообразующие факторы», «климат Земли», «Климат Африки»)

Учитель. Вы помните, что температура воздуха, относительная влажность, атмосферное давление, режим ветров, атмосферные осадки, повторяемость погоды – все это в совокупности влияет на здоровье человека (учащиеся сами могут назвать этот комплекс климатических характеристик)

Но главное – это степень адаптации. Выясним адаптацию человека в трех климатических поясах, так как большая часть материка расположена в тропическом пустынном климате, то экстразасуха способствует низкой адаптации человека, чем и будет объяснено редкое население тропических пустынь, в основном, аборигенами. А наиболее благоприятный субтропический пояс для здоровья человека и вызвал наиболее высокую плотность расселения.

Плотность населения высокая со времени открытия материка, в основном пришлого населения – англо-австрийцев в юго-восточной части материка. Если говорить о степени влияния на здоровье отдельных групп населения, то можно сделать вывод о более высокой адаптации местного населения аборигенов к тропическому пустынному климату. К такому выводу подвожу учащихся.

3 стадия – размышление (рефлексия, возврат)

На этой стадии учащиеся заканчивают и зачитывают таблицу, которую заполняли по ходу урока.

ЗНАЕМ ХОТИМ УЗНАТЬ УЗНАЛИ
1. Что такое климат? 1. Климат Австралии. 1.Тип климата Австралии.
2. Факторы, влияющие на климат. 2. Как влияет климат на адаптацию населения в разных климатических поясах.  
3. Зависимость здоровья людей от климата.   3.Факторы, формирующие климат.
4. Климат Африки.   4. Расселение населения в зависимости от климата.

На данной стадии ученики рефлексируют, возвращаясь к поставленным целям. Зачитывают таблицу (представлена обобщенная таблица), делают выводы, что нового узнали. Данная стадия, как завершающая урок, заканчивается эссе на тему «Что нового я узнал» или синквейном, который выражает отношение каждого к изученному материалу. Синквейн строится по следующей схеме: (ученики делают образцы записи)

- существительное, обозначающее  тему, подтему; Ученик
Климат
Ученик
Здоровье
- два прилагательных, емко и исчерпывающе ее характеризующие; Сухой Адаптирование
- жаркий хорошее описание действия тремя глаголами; Формируется Зависит,
- афоризм, крылатое выражение обозначающее лично (эмоциональное) отношение ученика к теме; от климата ухудшается,  улучшается
- синоним темы. Компонент природы Долгая жизнь

Три стадии технологии «критического мышления» представляют собой законченный процесс, позволяют получить результаты:

  • Все учащиеся работали;
  • Все учащиеся справились с заданием;
  • Контрольный опрос, проведенный в начале следующего урока показал, что 72% учащихся имеет знания по теме на «4» и «5»

На данном уроке использованы не все приемы технологии «критического мышления», а только часть, так как ученики ещё в 7 классе, выбраны те приемы, которые соответствуют уровню обучаемости класса.

Технология «критического мышления» позволяет эффективно развивать географическое мышление. Главная цель данной технологии - научить ученика самостоятельно. Под руководством учителя добывать знания, вырабатывать свое мнение. Технология «критического мышления» включает в себя три стадии: вызов – осмысление – размышление (рефлексия)

Первая стадия - вызов - предусматривает активизацию ранее полученных знаний, создание ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучению темы.

Вторая стадия – осмысление – предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации.

Третья стадия – размышления (рефлексия, возврат)

Приложение 1
Приложение 2