Урок в 1-м классе по теме: "Сравнение групп предметов по отношению к комплекту" (система Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова)

Разделы: Начальная школа


Тема: Сравнение групп предметов по отношению к комплекту.

Цель:

  1. Создать условия учебной и игровой деятельности для развития творческого мышления, и формирования компонентов учебной деятельности.
  2. Создать условия для проведения поисковой деятельности в результате которой дети знакомятся с пониманием комплект.
  3. Выделение признака сравнения групп предметов.

Тип урока: постановка учебной задачи.

Ход урока:

1. Орг.момент  
2. Ребята, как вы помните маленькие жители Солнечного города собираются в путешествие, так вот их полет осуществился и сейчас воздушный шар коротышей – приземлился в волшебной стране слов, а встретили их Авосик и Небойсик, которые решили приготовить для них угощение.

И пока Небойсик хлопочет в кухне, Авосик пришел нам сообщить эту радостную весть, а за одно и поиграть с нами.

Поиграем?

Создание интереса и мотивация учащихся
Игра «И я тоже»

Правила игры.

Если вы согласны с тем, что говориться о геометрических фигурах, то показываете знак «согласия», если нет «не согласия»

1. Я вижу 5 геометрических фигур.

2. Я вижу, что первая фигура прямоугольник.

3. Я вижу, что вторая фигура круг.

4. Я вижу, что треугольник не красного цвета.

5. Я вижу, что 4-я фигура меняет цвет.

6. Я вижу на 5-ом месте формулу.

- Какие вним (оцените свою работу - внимание)

- О чем рассказывает схема?

 

- Как узнали, что сравнивали длину?

- А можно это результат сравнения записать с помощью формулы?

- Какую формулу запишем?

Задания на концентрацию внимания

 

 

 

 

- (4 фигуры, 1 схема)

+

- (окружность)

+ (синего)

- (ловушка, такого не может быть)

- (схема)

внимание (+)

сравнивали 2 фигуры или 2 предмета по длине

по букве L – всемирная договоренность

да

 

L1 > L2

3. По каким еще признакам умеем сравнивать фигуры и предметы?
S L Ш Р М К К Ц В ?

Есть ли еще признаки о которых мы не знаем?

Есть ли еще признаки?

Идет контраст буквенных символов

Проблема

Постановка проблема

Как можно записать результат измерения? 1) схема
2) формула
4. Создание ситуации успеха

Авосик принес вас предметы и геометрические фигуры с можете сравнить?

Говорит все одинаковые, да все делает на авось.
Работать будем в группах

Что нужно сделать:

1. Сравнить формулы по заданному признаку вспомнить способ
2. В формулу вставить , записать знак, т.е. отношение между предметами
3. Указать способ

- каким способом работали.

1. Определение признак?

2. сравнение

3. <>=

4. способ

1 группа

Сравнить по площади S

img2.JPG (3306 bytes)

I

Рауль
Алеша
Слава
Олеся
Настя

2 группа

Сравнить по длине L

img3.JPG (2732 bytes)

II

Сережа

Алина

Оля

Роланд

Сережа

3 группа

Сравнить по объему (V)

img4.JPG (4430 bytes)

III

Кристина

Даша

Ваня

Алеша

Настя

4 группа

Сравнить по массе (М)

img5.JPG (3590 bytes)

IV

Сажида

Миша

Карина

Арина

Дима

Положить другой кубик

О чем должны помнить, когда работаем в группе Работаем сообща. Слушаем товарища, договариваемся
5. Проверка

1. По какому признаку сравнивали
2. Какой способ работает
3. Оцениваем работу группы

- Кто хочет сказать словами?

S L V М
Налож. Налож.
Прилож.
Переливания Взвешивания

- Что можем сказать о способах сравнения фигур?

Вывод: У каждой фигуры работает свой способ сравнения

Какой Авосик невнимательный.

Алгоритм проверки
6. А вы оказались внимательны? Оцените работу класса.

- Как умеете сравнивать

<>+

Ребята, Авосик с Небойсиком пригласили доузей, а игрушки стоят не разобраны. Помогите Авосику разобрать игрушки по комплекту.

1 ряд ваш комплект – кегли в комплекте 6 кеглей

2 ряд ваш комплект – кубики

3 ряд ваш комплект мячи

- Понятно, что такое комплект?

Полный набор

В вашем наборе должно быть 6 кеглей

В вашем наборе 6 кубиков

В вашем наборе 6 мячей

- Кто быстрее соберет свой комплект.

Дети должны встать в круг и по команде начать собирать, каждая команда находит свое место.

Все собрали свои комплекты?

Закрыть глазаю.

Меняю местами круги.

На счет открывают глаза и находят свое место.

Игра усложняется на счет 3 вы должны составить комплект, в который входят 1 кегля, 1 кубик, 1 мячик

Получился хоть один такой комплект?

Сколько получилось таких комплектов?

Фиксируем

Алгоритм

1. разобрать игрушки и встать в круг

2. собрать комплект

Высыпать и приготовить три круга

img6.JPG (2708 bytes)

 

 

2 этап игры

7. Ой ребята, мы заигрались я только сейчас вспомнила, ведь пока Небойсик готовит угощение Авосик должен расставить кружки и чашки, а ведь Авосик все делает на авось, давайте его проверим.

Он приготовил столько блюдечек, сколько будет гостей?

Давайте проверим, а всем ли гостям хватит и чашки.

Не знаю, как это сделать.

- Вы не подскажете?

 

На каждое блюдце поставить чашку.

Какие находчивые. Проверим.

img7.JPG (3598 bytes)

Что можем сказать о количестве чашек и кружек?

Ситуация разрыва

 

 

 

 

 

 

Пересчитать

Небойсик не поймет он считать не умеет, только измерять

Вывод: Раз для каждой чашки не нашлось блюдца, значит чашек и блюдец – не равное количество.  
Как бы это сообщить Небойсику?

У нас есть математический язык.

Схема.

Как построить схему?

Отправим письмо Небойсику.

img8.JPG (2741 bytes)

 

 

 

Алгоритм

img9.JPG (3459 bytes)

1 человек у доски на черной доске

Формула?

- Что сравнивали?

Каким образом сравнивали?

Наложением? (положить)

Приложением?

Переливанием?

На глаз

Взвешиванием

Объединением

Наставлением

- Такой способ в математике называется комплектование.

Получился набор?

Группы предметов

?

?

?

?

?

Какие хорошие слова.

 

Да

Игра «Не ошибись»

img10.JPG (14546 bytes)

1) ? > притопываем

2) ? < прихлопывать

3) ? = прихлопывать и притопывать

- Почему не хлопали и топали?

Не смогли понять в разброс

- А как узнать?

img11.JPG (2448 bytes)

 

 

Объединить

Что нужно сделать чтобы определить кубиков больше чем кругов, меньше или их столько же сколько и кругов?

Объединить, скомплектовать и сравнить.

Что будем сравнивать?

Группу предметов или один предмет?

Будем сравнивать группу.

Каким образом?

Соединением > комплектованием

- Что сравнивали?

- Раньше мы сравнивали группы?

Если есть признак, значит есть и способ его сравнения?

- Какой способ работает при сравнении группы предметов?

- Комплектование.

 

 

 

 

 

 

Группы предметов

Нет

Вывод: мы обнаружили новый признак по которому можно сравнивать, и изобрели способ сравнения.  
Итог урока (рефлексия)

- Кто скажет о себе, чему научился?

 
Домашнее задание:

Дома расскажите маме, как надо накрыть на стол, чтобы всем хватило приборов.