Урок математики в 1-м классе по теме: "Сложение и вычитание в пределах 10"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Обучающие:

  • отработать свободное владение рядом чисел от 1 до 10;
  • понятий “перед”, “после”, “между” с числами до 10;
  • довести до автоматизма случаи табличного сложения и вычитания в пределах 10;
  • продолжить обучать решению задач на нахождение суммы и остатка;
  • закрепить умения решать примеры вида + 5, 6, 7, 8, 9.

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, зрительную и слуховую память;
  • память, внимание и логическое мышление.

Воспитывающие:

  • воспитывать аккуратность, уважение друг к другу, работать над сплочением коллектива.

ХОД УРОКА

С Древней Греции, с Эллады,
Взял пример и новый век.
Возродил олимпиады современный человек.

- На протяжении 2-х недель весь мир следил за олимпиадой, которая проходила в Солт-Лейт-Сити.

- Какие виды спорта вы знаете? (Ответы детей).

Через несколько минут у нас с вами состоится Весёлая Олимпиада. В отличие от большой спортивной олимпиады, где участвуют сильнейшие спортсмены мира, в нашей Весёлой Олимпиаде могут принять участие все желающие. Весёлые и увлекательные соревнования пройдут под девизом:

“НАГРАДЫ – ЛУЧШИМ, УЛЫБКИ – ВСЕМ!”.

1. Пальчиковая гимнастика

(Пальчиковая гимнастика необходима для развития мелкой моторики рук)

“Колечки”

Поочерёдно как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Пробно выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и наоборот (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. Повторение.

- Перед стартом все спортсмены тренируются, вот и мы с вами проведем математическую разминку.

а) устный счёт от 1 до 10 и обратно:

от 1 до 5;           от 10 до 1;

от 1 до 10;         от 8 до 2;

от 3 до 10;         от 5 до 1;

от 1 до 6;           от 10 до 4.

б ) какое число идёт за числом: 1, 4, 8, 5, 9?

в ) какое число стоит перед числом: 2, 5, 8, 6, 1, 3?

г ) какое число стоит между числами: 10 и 12, 3 и 5, 7 и 9?

д ) показ карточек с вопросом “сколько”? (методика В. Зайцева)

- Закончилась разминка. Молодцы!

- Итак, 1 соревнование.

Нашли стартовую точку (у всех детей чистый лист в клетку)

7 клеток вправо, 1 вверх вправо наискосок, 1 вниз влево наискосок, 7 влево, 1 вверх.

- Так какой же вид спорта у нас будет? (Лыжные гонки). Молодцы!

3. Лыжный забег.

У всех детей ксерокопии рисунка, такой же рисунок на доске.

(Cамопроверка).

Молодцы, настроение у всех бодрое.

- А сейчас лыжный забег усложним, есть такой вид спорта, называется – биатлон. Необходимо бежать на лыжах, остановиться и выстрелить из винтовки в мишень.

Для этого нужно быть очень внимательными, чтобы выполнить это задание.

4. Работа на внимание.

(Показ карточек)

- Какой ответ соответствует цифре? Показ ответа – индивидуальная карточка-веер (числа от 1 до 10).

4. Итак, потренировались, а сейчас биатлон “ Попади в цель”.

Работа проводится по вариантам 1-й вариант (Россия) 2-й вариант (Канада).

1+4=6             5-1=3

8-2=10            2=2=4

3-3=0               6-6=0

2=3=8             7+3=4

2 человека у доски, остальные на местах должны зачеркнуть неверно решённый пример.

(Самопроверка)

Молодцы!

6. Физминутка.

На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо, влево наклонились
И обратно возвратились,
Вот здоровья в чём секрет,
Всем друзьям физкульт привет!

7. Гимнастика для глаз.

(Используется для снятия напряжения глаз)

Плакат – схема зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.) по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке и против неё по траектории восьмёрки. Каждая траектория имеет свой цвет:   №1,2 – коричневый, №3 – красный,  №4 – синий,  №5 – зелёный. Упражнение выполняется только стоя.

- Самым трудным наверно на олимпиаде было фигурное катание, но наши Российские фигуристы получили золотую медаль. (Елена Бережная и Антон Сихарулидзе).

- Давайте и мы с вами решим задачу про юных фигуристок.

8. Фигурное катание.

(Работа в парах, у детей ксерокопии)

- Слушайте задачу.

Лена, Катя и Ульяна катались на коньках. Лена и Ульяна не умеют делать “ласточку”. Лена хорошо катается на коньках и никогда не падает.

- Как зовут каждую из девочек, изображенных на рисунке?

9. Санный спорт.

Спортсмены катались на снежной горке. 6 спортсменов катались на снегокатах, а на санках – на 2 человека меньше. Сколько спортсменов каталось на санках? (Задачу проверяют помощники-учителя)

Молодцы!

10. Задачка в стихах.

- Давайте отдохнём, весёлая задачка в стихах.

На снежной горке
Катался Егорка,
А с ним Наташа, Антон и Саша.

Скажи скорей, сколько с горки каталось детей?

(Показ ответа на пальчиках, если правильно, то учитель задевает руку или пальчики ученика).

11. Убрать камни с хоккейного поля.

- Вы наверно знаете, что не всё бывает гладко, т.е. так как бы хотелось нам, вот и на хоккейном поле случилась неприятность на лёд насыпали камней.

- Что нужно сделать? Их нужно убрать, но одно условие – их нельзя поднимать и складывать в одну кучу. Их нужно раздвинуть по площадке

(У детей на партах речные камушки, работа в парах)

- Что у вас получилось? (Ответы детей)

- А что это такое? (Геометрические фигуры)

Молодцы!

12. Итак, площадку расчистили можно сыграть и в хоккей (задание на три уровня).

1 уровень (слабые учащиеся).

Cоединить пример с ответом.

1+1     0

3-2     1

5-5     2

6-3     3

7-3     4 (проверка по ключу)

2 уровень (средние способности учащихся).

Вставить пропущенное число.

2+…..=6     5-…..=2

5+…..=9     …..+1=7

…..- 1=8     10 -…..=5 (проверка по ключу)

3 уровень (сильные учащиеся)

…..+…..=10

…..-….. =2

…..+…..+2=6

1+…..+3 =5

…..+…..-2 =0 (проверка с доказательством).

Соревнования закончены, учащиеся подсчитывают жетоны, звучит марш и награждения медалями (золотая, серебряная, бронзовая и просто медаль с олимпийскими кольцами за участие).

Урок окончен. Всем спасибо.