Тема урока: "Химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Цель урока: расширить и углубить представления учащихся о химических свойствах кислот.

Задачи урока

1. Образовательная: изучить химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации.

2. Развивающие (формирование и развитие образовательных компетенций):

а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу (целеполагание), умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;

б) коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;

в) информационных: проводить материальное и знаковое моделирование, выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.

4. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.

Планируемые результаты обучения

В результате изучения данного материала учащиеся должны:

Знать:

а) определение понятий – электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, кислоты;
б) химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

а) составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей;
б) уравнения реакций ионного обмена;
в) проводить реакции ионного обмена, подтверждающие химические свойства кислот, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами и выявлять признаки наблюдаемых химических реакций;
г) пользоваться таблицей растворимости.

Оформление доски

На доске (слева) записаны этапы урока.

Этапы урока:

  1. Целеполагание.
  2. Химическая разминка.
  3. Лабораторный опыт.
  4. «Воспоминание о лете».

На доске (центральной части) записаны число и тема урока.

На доске (справа) - «Химический цветок» (на лепестках цветка написать формулы веществ: Аu, Zn, CuO, CO2, NaOH, KCl, Na2SiO3, и слова: фенолфталеин, лакмус; при помощи магнитов прикрепить на доску в виде цветка; в центре которого формула серной кислоты). В начале урока «Химический цветок» не виден.

Подготовка к уроку

Оборудование и реактивы:

  1. Слайды по теме: «Кислоты», проектор.Все слайды находятся в приложении.
  2. Лабораторный опыт № 23. Оборудование и реактивы: в ячейках платы: 1, 2-я ячейки – пустые, в 3-ей – магний, 4-ой – медь, 5-ой – СаО, 6-ой – Сu(OH)2.
  3. Бутыльки c растворами веществ: НСl, Н2SO4; метилоранж, лакмус, фенолфталеин; АgNO3; ВаCl2.
  4. Выставка (на отдельном столике): ваза с фруктами, кефир, щавель, газированная вода, уксус.
  5. На столе учителя: магний, соляная кислота, порошок мела в стаканчике, клей канцелярский, спички, металлический штатив, пробирки, палочка, стаканчик.
  6. «Химический цветок».
  7. Карточки с формулами кислот для «химической разминки».
  8. На перемене перед уроком организовать работу магазина.

Вывеска

Магазин «Кислоты»

В ассортименте кислоты:

угольная,
молочная,
аскорбиновая,
лимонная,
ортофосфорная.

Продавцы-учащиеся продают газированную воду, кефир, аскорбиновую кислоту, карамель, желе, пепси-колу. Плата за покупку – выполнение задания (назвать вещества, написанные на карточках, ответить на вопрос по ТЭД).

9) Картинки для оформления «магазина»:

На столах учащихся:

  1. Оборудование и реактивы к лабораторному опыту.
  2. Инструкционные карты, листы самопроверки к лабораторному опыту.
  3. Лист учёта знаний учащихся по теме: «Электролитическая диссоциация».
  4. Сигнальные карты (карточки из бумаги красного и зелёного цвета, ученик ставит карточку красного цвета, если он испытывает затруднения и ему требуется помощь учителя и зелёную, если он выполнил работу и готов дальше работать самостоятельно).

Структура урока

I. Мотивация

Дорогие ребята, уважаемые гости, здравствуйте! Вы любите фрукты (слайд №1)?

- А какой вкус у фруктов?

- Чем объясняется кислый вкус фруктов и других продуктов?

Слайд № 1

Овощи и фрукты содержат органические кислоты: лимонную, яблочную, щавелевую, фумаровую, аскорбиновую и др. Они играют определённую роль в пищеварении, а, следовательно, в нашей жизни. Мы же сегодня поговорим о неорганических кислотах, которые очень важны для человека, так как он использует их в своей практической деятельности, несмотря на то, что с большинством кислот надо обращаться крайне осторожно. Назову некоторые продукты и материалы, при производстве которых используются кислоты: красители, лаки, эмали, минеральные удобрения, инсектициды, пластмассы, волокна, искусственная кожа, каучуки, резина, лекарственные вещества, маргарин, ароматические вещества, пищевые добавки, средства косметики, парфюмерии и многое другое.

Мы же поговорим о кислотах в узком аспекте, потому что тема нашего урока: «Химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации» (слайд №2).

Слайд № 2

Великий Шекспир когда-то сказал: «От кислых яблок сразу скисну», я же пожелаю вам, себе самой и, прежде всего нашим гостям не скиснуть от наших ответов!

II. (1). Целеполагание

Определим цель и задачи урока.

Цель урока: расширить и углубить наши представления о кислотах, ведь они так важны для человека. Сформулировать задачи урока, я надеюсь, поможете мне вы, используя лист учёта знаний по теме. Прошу вас выделить в каждом разделе пункты, которые, на ваш взгляд, соответствуют теме нашего урока.

(Листы учёта знаний по теме ученики получают перед изучением каждой темы, это помогает сделать процесс обучения целенаправленным, учит учащихся выделять главное при изучении темы, осуществлять целеполагание в системе).

Лист учёта знаний учащегося по теме:

«Электролитическая диссоциация» (заполняет ученик)

Класс…………………………………………………………………………………………………..

Фамилия, имя учащегося…………………………………………………………………………….

№ п/п

Знания, умения

Самооценка

Оценка
знаю
хорошо
частично не
знаю
I.

Я буду знать:

       
1 Определение понятий:

электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация; кислоты, основания, химическое равновесие,

качественные реакции

       
2 Механизм электролитической диссоциации

веществ с ионной связью на примере хлорида натрия

       
3

Качественные реакции на анионы

       
4

Химические свойства кислот, оснований, солей с точки зрения ТЭД и ОВр

       
II.

Я буду уметь:

       
1

Составлять уравнения ЭД кислот, оснований и солей

       
2

Пользоваться таблицей растворимости

       
3

Составлять уравнения реакций ионного обмена

       
4

Решать задачи «на избыток»

       
5

Проводить реакции ионного обмена, соблюдая правила безопасного обращения с реактивами

       
6

Решать экспериментальные задачи, используя знания химических свойств веществ и знания качественных реакций на анионы

       
III.

ОУУН

Умею хорошо С помощью учителя Ещё не умею  
1

Планировать свою учебную деятельность

       
2

Активно участвовать в организации работы в паре

       
3

Осуществлять самоконтроль и давать самооценку своей деятельности

       
4

Уметь выделять главное, делать выводы

       
5

Слушать объяснение учителя

       
6

Работать с дополнительной литературой

       
7

Отвечать на вопросы в соответствии с их характером

       
8

Составлять и использовать таблицы

       
9

Вести записи в тетради в соответствии с требованиями

       

(Учащиеся выделяют пункты: I - 1,4; II - 2,3,5; III - 2,3,4,5,7,8. Учитель корректирует.)

Прочтём ещё раз тему урока и расшифруем каждое слово в этом непростом для «нехимического» взгляда предложении.

- Что такое диссоциация?

- Что такое электролиты?

- На какие ионы распадаются кислоты в растворах?

- Какое определение даёт эта теория кислотам? (Слайд №3.)

Слайд № 3

- Что значит «описать химические свойства кислот»?

Нам предстоит большая и серьёзная работа. Этапами сегодняшнего урока являются:

1. Целеполагание.
2. Химическая разминка.
3. Лабораторный опыт.
4. «Воспоминание о лете».

Итак, первый этап пройден.

- Понятны ли вам тема, цель и задачи урока?

Тогда переходим к химической разминке.

III. Подготовка к восприятию нового материала

Целеосуществление

2. Химическая разминка

а) Работа с карточками, словарная работа. Учитель показывает карточки с формулами кислот, солей, ионов – ученики называют вещества или ионы.

б) Упражнение на синтез знаний (слайд №4).

Слайд № 4

Перед нами ряды формул или названий веществ, ответьте на вопрос.

- Как назвать их одним словом (психологи называют это «синтезом»)? (Кислоты, индикаторы, металлы, основные оксиды, основания, соли.)

- Какова логическая взаимосвязь указанных понятий с кислотами? (Кислоты взаимодействуют с ними, а именно: с индикаторами, металлами, основными оксидами, основаниями, солями.)

Сейчас нам предстоит проделать эти реакции и объяснить их с новой точки зрения – с позиции теории электролитической диссоциации.

(На экране появляется слайд №5.)

Слайд № 5

IV. (3). Лабораторный опыт № 3 (23)

Тема: «Химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации».

Работа с инструкционной картой

Прочитайте тему лабораторного опыта, уясните цель.

Техника безопасности

Расскажу вам о Юстусе Либихе, знаменитом учёном-химике ХIХ века. «Вот как описывает Карл Фогт – химик, работавший вместе с Либихом один случай. Входит Либих, у него в руках склянка с притёртой пробкой. «Ну-ка, обнажите руку», - говорит он Фогту и влажной пробкой прикасается к руке. «Не правда, ли, жжёт? – невозмутимо спрашивает Либих. – Я только что добыл безводную муравьиную кислоту». Как вы думаете, правильно ли обращался Либих с кислотами? Конечно, неправильно; после этой пробы у Фогта долго болела рука, и остался белый шрам на руке.

- А вы знаете, как обращаться с кислотами и другими реактивами? (Ученики проговаривают правила обращения с реактивами.)

Будьте предельно осторожны, берегите глаза! Кому понятны техника безопасности, название опыта, цель и ход работы поднимите руки.

В качестве напутствия я хотела бы привести слова Козьмы Пруткова: «Бросая в воду камешки, гляди на круги, ими образуемые, иначе такое бросание обратится пустою забавою…».

Проводя опыт, сделайте выводы и найдите ответ на вопросы, изображенные на экране (слайд №5).

- Как объясняет ТЭД химические свойства кислот?

- Почему у кислот есть общие свойства? Это самый главный вопрос сегодняшнего урока.

Инструкционная карта

Лабораторный опыт № 3

Класс 9………………………………………………………………………………………………...

Фамилия, имя учащегося…………………………………………………………………….………

Тема: «Химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации».

Цели:

  1. проделать реакции, характерные для кислот на примере серной кислоты,
  2. сделать вывод о химических свойствах кислот,
  3. закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.

Ход работы

Опыт 1

Действие кислот на индикаторы

Раствор серной кислоты налейте в три ячейки. В первую ячейку добавьте раствор фиолетового лакмуса, во вторую - раствор метилоранжа, в третью – раствор фенолфталеина. Что вы наблюдаете?

Задания

Уровень 1. Вставьте пропущенные слова в предложении: «Кислоты изменяют окраску индикаторов: фиолетового лакмуса – в ………………………………………, метилоранжа – ……………………………...…., фенолфталеин остаётся…………………………………..……....

Уровень 2. Напишите уравнение диссоциации серной кислоты.

…………………………………………………………………………………………………………

Опыт 2

Взаимодействие кислот с металлами

В четвёртой ячейке лежит магний, в пятой – медь. Добавьте в эти ячейки раствор серной кислоты. Что вы наблюдаете? Сравните результаты.

Задания

Уровень 1. Запишите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном видах.

Мg + …. H2SO4 > ………… + Н2^

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Cu + H2SO4 >

Вывод. Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов до………………………………………………………………………...…...

Уровень 2. Запишите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и ионном видах:

а) магний + серная кислота -->

…………………………………………………………………………………………………………………………

б) медь + серная кислота -->

…………………………………………………………………………………………………………………………

Вывод.…………………………………………………………………………………………………………………

Опыт 3

Взаимодействие кислот с основными оксидами

Опыт взаимодействия оксида меди (II) с серной кислотой будет демонстрировать учитель на видео, вам нужно предположить: растворится ли оксид меди (II) в серной кислоте?

Задания

Уровень 1. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах. (Не забудьте, что формулы оксидов пишутся в молекулярном виде).

СuО + H2SO4 > ………….. + Н2О

…………………………………………………………………………………………………

Вывод. Кислоты взаимодействуют с …………………….…………...………..……………….…, при этом получаются ……………………….............… и …….….….………..……………………

Уровень 2. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах. (Не забудьте, что оксиды - неэлектролиты).

Оксид меди (II) + серная кислота >

…………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………

Вывод.………………………………………………………………………………...……………….……

Опыт 4

Взаимодействие кислот с основаниями

В седьмой ячейке находится гидроксид меди (II), добавьте к нему серную кислоту, перемешайте стеклянной палочкой. Что наблюдаете?

Задания

Уровень 1. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах. (Не забудьте, что нерастворимые основания не распадаются на ионы).

Сu(ОН)2 + H2SO4 > …………… + Н2О

…………………………………………………………………………………………………………Вывод. Кислоты взаимодействуют с ………………………….………….. при этом получаются ………………………………………………….. и ………………………..…………………………

Уровень 2. Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах. (Не забудьте, что нерастворимые основания не распадаются на ионы).

Гидроксид меди (II) + серная кислота >

…………………………………………………………………………………………………………

Вывод.………………………………………………………………………………………………...

Опыт 5

Взаимодействие кислот с солями

Уровень 1. В пустую ячейку налейте несколько капель серной кислоты. Добавьте 2- 3 капли раствора хлорида бария. Что наблюдаете? Какое вещество выпадает в осадок? (Воспользуйтесь таблицей растворимости). Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном видах. (Обратите внимание на то, что формулы нерастворимых веществ записываются в молекулярном виде).

ВаСl2 + H2SO4 > ..…….… + ……..….

……………………………………………………………………………………………………………

Вывод. Кислоты взаимодействуют с солями при условии, что образуется…………………. …………………………………………или выделяется …………………………………………....

Уровень 2. Проведите реакцию раствора серной кислоты и раствора хлорида бария. Каков признак реакции? Запишите уравнение реакции между исходными веществами в молекулярном и ионном видах.

…………………………………………………………………………………………………………

Вывод.…………………………………………………………………………………………………………...

Общий вывод

Ответьте на вопросы (устно):

1. Каковы общие свойства кислот?

2. Как объяснить тот факт, что кислоты имеют общие свойства?

(Учащиеся выполняют лабораторный опыт, используя инструкционные карты. Часть из них исследует свойства серной кислоты, другая – свойства соляной кислоты (инструкционная карта аналогична). Каждый ученик выбирает уровень задания в соответствии со своими возможностями. В зависимости от подготовленности класса, выводы обсуждаются после каждого опыта или в конце работы в целом. Можно организовать взаимопроверку, проверку с помощью слайдов, листов самопроверки или учащиеся вызываются к доске, им предлагается написать уравнения некоторых реакций (проверку осуществляют ученики совместно с учителем). Учитель оказывает индивидуальную помощь и корректирует деятельность учащихся.)

Надеюсь, что вы нашли ответы на поставленные вопросы.

1. Каковы химические свойства кислот?

Кислоты взаимодействуют:

а) с индикаторами;

Слайд № 6

б) с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений до водорода, при этом образуется соль и выделяется водород. (Учитель может продемонстрировать слайд и опыт «Взаимодействие магния с соляной кислотой», доказать, что выделившийся газ – водород.)

Слайд № 7

в) с основными оксидами с образованием соли и воды.

Слайд № 8

г) с основаниями с образованием соли и воды.

Слайд № 9

д) с солями более летучих или слабых кислот.

Слайд № 10

(Обсуждаются результаты опытов взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра (I), хлорида бария с серной кислотой. Если позволяет время, проводится демонстрация опыта «Взаимодействие силиката натрия с соляной кислотой» или «Взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой».)

2. Почему кислоты обладают сходными свойствами?

Внимательно посмотрите на ионные уравнения проделанных вами реакций.

- Под действием каких ионов происходят все рассмотренные реакции? (Под действием ионов водорода. Кислоты обладают сходными свойствами потому, что в растворах кислот при их диссоциации всегда образуются катионы водорода.)

Слайд № 12

V. Закрепление

4. «Воспоминания о лете»

«Химический цветок»

В нашей лаборатории расцвёл цветок необычайной красоты – на его лепестках – формулы веществ. Вспомним о лете. Летом вы, наверное, гадали на ромашке «любит – не любит», так и сегодня мы погадаем «взаимодействует – не взаимодействует» данное вещество с серной кислотой? (На лепестках формулы: Аu, Zn, CuO, CO2, NaOH, KCl, Na2SiO3 и слова: фенолфталеин, лакмус). Отрываем ненужные лепестки, остаются: Zn, CuO, NaOH, Na2SiO3, лакмус.

- Расположите лепестки в логической последовательности (лакмус, Zn, CuO, NaOH, Na2SiO3).

VI. Домашнее задание

1) Напишите уравнения реакций взаимодействия данных веществ (Zn, CuO, NaOH, Na2SiO3) с серной кислотой. Все уравнения составьте в молекулярном и ионном виде.

2) Подготовьтесь к презентации и защите проектов по теме «Что мы знаем о кислотах?».

На следующем уроке будет презентация и защита проектов по теме: «Что мы знаем о кислотах?». Надеюсь, что вы основательно подготовили свои проекты и использовали при этом различные источники информации. (Задание учащимся дается заранее и сдаётся не позднее, чем за 3 недели до урока, за это время учитель направляет, помогает и корректирует действия учащихся).

VII. Подведение итогов урока

Подведём итог урока.

- Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели?

В листках учёта заполните графу «самооценка».

Благодарю вас за работу на уроке и хочу привести слова Д.И. Менделеева: «Сами трудясь, вы сделаете многое для себя и для близких, а если в труде успеха не будет, будет неудача, не беда – попробуйте ещё».

Слайд 13

На перемене приглашаю вас посетить магазин «Кислоты» и ещё раз убедиться в том, что кислоты кислые на вкус!

Замечание

Слайды 14 - 15 могут быть использованы в том случае, если позволит время урока.

Слайды 16 - 21 могут быть использованы для самопроверки.

Материал может быть использован на уроках химии в 8 классе – по теме: «Кислоты», в 9 классе – по теме: «Химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоциации».

Литература

1. Мартыненко Б.В. Кислоты – основания. - М. Просвещение, 1989.
2. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. - М.:Аст-Пресс, 1999.
3. Савина Л.А. Я познаю мир. Химия. - М.: АСТ, 1998.
4. Шиленков Р.В. Тетрадь для учебной работы по химии. – Первое сентября. Химия. №3, 2005.
5. При создании слайдов была использована информация сети Интернет и электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия «Уроки химии. 8- 9 класс».