Цели:
- Систематизировать и обобщить ЗУН учащихся, полученные при изучении темы «Арифметические операции в позиционных системах счисления»;
- Развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности; расширять кругозор и развивать логическое мышление учащихся в области информатики;
- Повышать уровень информационной культуры десятиклассников; воспитывать любовь к родному краю.
Задачи:
- Закрепить умения решать задачи на перевод чисел из одной системы счисления в другую, производить арифметические операции над числами, записанными в двоичной системе счисления;
- Развивать логическое мышление учащихся посредством выполнения занимательных задач;
- Совершенствовать умение рационально использовать время и быстро ориентироваться в обстановке; развивать коммуникативные способности при работе в группе.
Тип урока:
Оборудование:
Формы и методы:
Ход урока:
- Орг.момент (1 мин)
- Сообщение темы, целей и задач урока (2 мин).
- Мотивация учебной деятельности (2 мин).
- Систематизация и обобщение (30 мин)
Приветствие учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку.
Ребята, сегодня наш урок будет посвящен систематизации и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Арифметические операции в позиционных системах счисления», но это будет не обычный урок, а урок-путешествие. Ваша задача – попасть из великого Красноярска, которому 70 лет, в Норильск, используя специальную карту путешествия, которая поможет не заблудиться в дороге. В пути вас ожидают некоторые трудности, преодолеть которые вы сможете, выполнив задания разнообразных конкурсов, указанные в листках путешествия. Здесь вас ждет «Лабиринт», пройти который необходимо, чтобы попасть на речной вокзал. Затем вы купите билет на теплоход (конкурс «Речной вокзал») и поплывете по водам великого Енисея (конкурс так и называется «Енисей»). Выполнив задание конкурса «Змейка», вы совершите путешествие по извилистым дорогам из Дудинки в Норильск. При выполнении каждого конкурса Вам будут начисляться баллы. Кто быстрее доберется до дома (наберет больше баллов, не забывая при этом пословицу «Тише едешь – дальше будешь»), тот станет победителем. В добрый путь, ребята!
Для того чтобы выполнить задания, вам необходимы знания, которые вы получили на предыдущих уроках, изучая арифметические операции в позиционных системах счисления. Внимательно читайте задания и все требования к их выполнению, я уверена, что ваше путешествие будет увлекательным, в конце которого вас ждет успех!
В начале класс разбивается на 3 команды и выбираются судьи – 2 человека, которые проверяют правильность выполнения заданий, начисляют баллы за конкурсы и делают записи в специальном табло путешествия (являются помощниками учителя).
I конкурс «Лабиринт»:
Каждая группа получает карточку с исходным заданием
и 4 листа с заданиями этапов лабиринта:
Сначала каждая команда должна выполнить задание на своей исходной карточке, затем, найдя ответ, перейти к I этапу лабиринта: найти полученное число в первом столбике листа 1 и найти значение частного. Решив отдельный пример, можно перейти к решению второго этапа лабиринта и т.д. Учитывать, что результат I задания обязателен для выполнения следующего.
Решения:
|
|
|
По результатам «Лабиринта» каждая команда может получить максимальное количество 7 баллов.
II конкурс «Речной вокзал»:
Вот Вы и добрались до вокзала. Теперь Вам предстоит приобрести билет на теплоход, разгадав ребус:
(д в о ич на я)
Продолжите словосочетание и письменно объясните его смысл.
(max 2 балла)
Зарядка для глаз (1 мин)
III конкурс «Енисей»:
Теперь Вас ждет речной путь по Енисею до Дудинки. Проплыв на теплоходе несколько дней, вы встречаете пороги, преодолеть которые вам поможет решение словесного уравнения:
(основа ни е)
При сдаче ответа членам жюри необходимо письменно пояснить этот термин, как он связан с изученной темой. (max 6 баллов)
IV конкурс «Змейка»:
Вот вы почти и дома: осталось сесть в машину и по извилистой дороге, напоминающей змейку, добраться до Норильска.
При сдаче ответа членам жюри необходимо написать на листе ответа таблицу основных равенств данной операции в двоичной системе счисления. (max 5 баллов)
V. Итог урока (2 мин)
Члены жюри подводят итоги, оглашают победителя. Учитель выставляет оценки:
Оценка Баллы
- 14-17
- 10-13
Те, кого не устраивает оценка, полученная на уроке, могут исправить ее, выполнив обязательно второе задание в домашней работе.
Вопросы учащимся:
- Чем мы занимались на уроке?
- Для чего следует изучать тему «Системы счисления. Арифметика в позиционных с.с.»?
VI. Д/З (3 мин)
Вычислить значение выражения 1212329-22129 и ответ записать в 9 с.с.
Творческое задание:
Вычислив приведенные в таблице значения х и у, записать их в 10 с.с. и построить в координатной плоскости полученные точки, соединив их последовательно друг с другом:
№ п/п | Х | У |
1 | 13 | 1816:616 |
2 | 226-216 | 2,48 ·28 |
3 | А1016-АОЕ16 | 67:28 |
4 | 216·13 | 116 |
5 | 1216:216 | 378-368 |
6 | 28·34 | 1А17:118 |
7 | 306:136 | 112 |
8 | 27(F16-C16) | 102·34-104 |
9 | 6,48 | 1F16-1D16 |
10 | 110,12+0,48 | 2,816 |
11 | 111,12 | 25·16 |
12 | 1002·102 | 1E16-1C16 |
13 | B16 | 1,48+2,48 |
14 | 1B16-1016 | 57 |
15 | 104·34 | F16·416-3916 |
16 | 204 | 5018:1C18 |
17 | 1112+12 | 14 |
18 | FO16:267 | 416-308 |
19 | C16 | 316 |
Точки, полученные в пунктах 7 и 8 (12 и 13) не соединять между собой.