Работа учителя-логопеда в 1-м классе по коррекции звукопроизношения

Разделы: Начальная школа


Тема: Звук и буква М.

Этап: автоматизация

Задачи:

  1. Способствовать формированию навыка правильного произношения звука М в словах. Формировать умение соотносить звук М с буквой.
  2. Развитие органов артикуляционного аппарата. Развитие фонематического слуха. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв. Развитие зрительного восприятия. Совершенствование пространственной ориентировки. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие связной речи. Активизация словаря.
  3. Воспитание мотивации учения.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. УПР.

  • Сегодня у нас необычное занятие. Мы с тобой отправимся в морское путешествие.
  • На чем мы поплывем? (На корабле)
    Построим его из пальчиков.
  • Итак, наш корабль поплыл по морю (УПР). Вдруг подул ветер (дыхательные упр) и на море заходили волны (УПР)

3. Массаж языка.

4. Артикуляционная гимнастика.

Вдали показался маяк.

  • Ты знаешь: для чего нужен маяк?
  • Он показывает кораблям дорогу условными сигналами.
  • Наш маяк подает такие сигналы.
    “Улыбочка”
    “Бублик”
    “Трубочка”

5. Характеристика звука М

Наш корабль удачно обогнул мель и поплыл дальше, гудя М-М-М.

Какой я звук, отгадай-ка, друг,

Я согласный, звонкий, твердый,

Меня услышишь в словах: МОРЕ, КОМ (М)

А) артикуляция.

  • Что делают губы? (Сжимаются)
  • А ветерок? (Выходит через нос)

Б) характеристика.

  • Скажи, почему М согласный?
  • Мешают ли губы? ПРЕГРАДА, НИТОЧКА.
  • Почему он звонкий? (4 МЕСТА)
  • Твердый или мягкий?

6. Фонемоминутка.

А) Звуки.

  • Если услышишь звук М – хлопни.

П-м-н.

Б) Слоги.

  • Если услышишь слог со звуком М, то топни.

Па-бо-ма

В) Слова.

  • Если услышишь слово со звуком М, то закрой глаза.

Пух-мак-бас

7. Д/и “Рыбалка”.

  • Наш корабль на простой, а рыболовный. На его борту есть все снасти: удочки, сети. Команду надо кормить.
  • Давай порыбачим.
  • Поймали 4 рыбы – это мойва, камбала, сом.

Отдадим повару рыбу, он на корабле называется кок.

  • Найди рыбу, где М в начале слова.
  • Из этой рыбы кок сварит уху.
  • Пожарит рыбу, где М в середине слова.
  • Назови её.
  • А посолит впрок рыбу, где М в конце слова.
  • Какую рыбу нужно посолить?

8. Соотнесение звука М с графемой.

  • Какой звук есть в названии каждой рыбы?
  • Он обозначается на письме буквой, назови её.

Сделай из спичек букву М.

  • В море живет рыбка. Если ты найдешь на ней буквы М., то я скажу как её зовут.

Это мойва.

  • Давай её назовем ласково. (Мойвочка)

9. Работа над формообразованием.

  • К мойве приплыли её подружки, посчитай их.
    1—5 мойв.

10. Выход в связную речь.

Свернуть – рыбки уплыли.

  • Что сделали рыбки?
  • Мойвы уплыли.
  • Куда уплыли мойвы?
  • Мойвы уплыли в море.

11. Итог.

Молодец! Ты сегодня хорошо потрудился.

Тема: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

Задачи:

  1. Совершенствовать произношение звука изолировано, в слогах, словах.
  2. Продолжать работу по развитию фонематического слуха, силы голоса, активизации словарного запаса.
  3. Воспитывать самоконтроль во время произношения звука.

Средства обучения:

  • картинка корабля,
  • планшет,
  • буквы азбуки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Антон, здравствуй. Ты готов сегодня отправиться в путешествие, чтобы ещё лучше произносить звук [P]? Тогда в путь.

Название страны ты сможешь узнать, если составишь его из букв азбуки
( а р и ф а к – Африка).

Отправимся туда с одним сказочным героем

(Показывается планшет картинка со львом Банифацием).

Вспомни и назови его имя.

Молодец, на чем отправимся?

(Ребёнок проговаривает слово к о р а б л ь) картинка.

Какими словами можно заменить слово п у т е ш е с т в и е?

(Плаванье, круиз).

Слово со звуком [Р] проговори ещё раз.

Мы отправляемся!

2. Работа над звуком.

А) Расслабляющие упражнения.

Корабль вышел в море, когда солнышко просыпалось

(Потянуть руки вверх 2-3 раза.)

Подул морской ветерок

(Руки в стороны),

На море появились лёгкие волны

(Те же движения с наклоном вперёд 3-4 раза).

Вдруг, среди волн появилась рыбка

(Упражнения для пальцев рук-ладони вместе, движения ими), она здоровалась со своими подругами.

Вдруг подул легкий ветерок и натянул паруса.

(Подуть с надуванием щек на ленточки)

Б) Характеристика звука [Р], произношение изолированное и в слогах.

Определить в слове р ы б к и где находится звук [Р] и дать его полную характеристику.

Корабль подходил к берегам Африки, мотор работал

(Р-р-р – ребенок произносит звук с различной силой голоса, изображает руками мотор).

У Банифация на берегу было много друзей. Когда они приветствовали друг друга, то рычали.

(Ребенок произносит звук [Р], с упором рук в ладони логопеда).

Банифаций от удовольствия тоже зарычал.

(Ребенок произносит звук [Р] с различной силой голоса, держа руки за головой, поворачиваясь вправо, влево).

Друзья на берегу стали приветствовать его на своем языке.

Ра ар Ар ара Ро ор
Ры ры Ыр ыры Ор роро

(Слоги произносятся с упором в ладони логопеда)

3. Физ. минутка

Друзья обнялись, устроились на тёплом песке, закрыли глаза, подставили свои лица ласковому солнышку, потянулись, открыли глаза и улыбнулись, Банифаций рассказал о своем круизе.

4. Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.

А) Услышать в рассказе слова со звуком [Р] и запомнить их.

Банифаций пять дней плыл на корабле. В цирке, где он работал, начались каникулы. И Банифаций решил отправиться в Африку к своей бабушке. Он взял рубашку, шорты, красный шар для бабушки. Отправился на корабль. Командир уже ждал Банифация. Корабль выпустил пар и отправился в далекую Африку. У командира был добрый характер. Он пригласил Банифация на чай. Повар поставил на стол самовар, сахар. Все устроились пить чай.

- А как называют повара на корабле?

(Кок)

- А командира?

(Капитан)

Б) Они хотят услышать все слова со звуком [Р]

(Ребёнок называет все слова, которые запомнил, определяя положение звука).

Выложить из букв азбуки слова, где звук вначале, середине, конце слова.

(Например, р у б а ш к а, ш о р т ы, с а мо в а р).

Поставить ударение, разделить слова на слоги, проговорить слоги со звуком [P].

Друзьям очень понравился рассказ, им самим захотелось придумать слова со звуком.

(Ребёнок сам придумывает слова, определяя положение звука [p]).

Вот такая получилась история про Банифация.

5. Итог.

Антон, тебе понравилось это путешествие? Что тебе было интересно? Какие слова для тебя были новыми? Получался у тебя звук [Р]? Ты молодец, спасибо.