Гипертекст, как большой информационный массив, стали использовать совсем недавно, хотя профессор В. Буш описал его устройство еще в 1945 году, а в середине 1960-х годов Тэд Нильсон создал первую интертекстовую модель и дал ей определение.
“Толковый словарь по информатике”[1] дает следующее определение: “Гипертекст – информационный массив, на котором заданы и автоматически поддерживаются ассоциативные и смысловые связи между выделенными элементами, понятиями, терминами или разделами”.
Гипертекст – графическая схема, описывающая определенный фрагмент экономических знаний. Она позволяет:
- Быстро уяснить определения и наглядно проследить все смысловые связи набора понятий, изучаемой темы, охватив ее как бы “одним взглядом”.
- Производить обучение путем “навигации” по гипертексту в процессе чтения.
- Обращаться за детальными сведениями к словарной статье.
Меня заинтересовала новая форма проведения урока, предложенная Е.В. Савицкой – автором методического пособия по экономике[2]. Изучив подробно теорию вопроса стала использовать гипертексты на уроках в 10-х - 11-х классах. На сегодня изготовлены и апробированы гипертексты по следующим темам:
- “Формы предпринимательской деятельности” | - “Центральный банк (эмиссионный)” |
- “Акционерное общество” | - “Фондовая биржа” |
- “Налоги” | - “Сделки на фондовой бирже” |
- “Ценные бумаги” | - “Валютная система” |
- “Фирма” | - “Маркетинг” |
Работу с гипертекстом планирую поэтапно:
1 этап.
На первых уроках гипертекст синхронно моделируем с учащимися в тетрадях и на доске. На последующих уроках ГТ (гипертекст) на готовом плакате или как раздаточный материал на каждую парту (см. образец в Приложение 1). При наличии компьютеров возможно введение ГТ в электронную систему и использование программ двух видов – обучающей и контролирующей.
2 этап.
Предусматривает работу со словарем понятий, выделенных в схеме прямоугольниками, а на дисплее компьютера – подсветкой. Использую рассказ и пояснение терминов ГТ, которые учащиеся записывают в тетрадь. В дальнейшем учащиеся работают со словарем самостоятельно.
3 этап.
Использование гипертекста на различных этапах уроках:
- изучении нового материала,
- повторении изученного,
- закреплении.
Для работы с ГТ использую различные приемы:
- Знакомство с правилами работы с ГТ. Плакат вывешивается на доску. (см. Приложение 1)
- Рассказ – образец (учитель или сильный ученик).
- Рассказ по цепочке.
- Работа в парах.
- Воспроизведение текста с раскрытием содержания понятий.
- Проведение зачета с дифференцированной оценкой
знаний:
на “3” – умение читать ГТ по стрелкам,
на “4” – свободное чтение ГТ и знание определений и понятий,
на “5”- хорошее знание ГТ, понятий и дополнительного материала по теме.
Седьмой год практики использования гипертекста показывает положительные моменты указанной технологии:
- подача большого объема материала в логической связи,
- развитие речи в связи с составлением связного рассказа,
- совершенствование экономического языка, увеличение объема экономических понятий и терминов,
- развитие всех видов памяти (зрительной, моторной, слуховой),
- отработка понятийного аппарата при многократном и многовариантном повторении (проговаривании),
- возможность использования схем (ГТ) при подготовке к экзаменам,
- и главное – он позволяет даже слабому ученику получить положительную оценку, а постепенно и улучшить ее, создавая ситуацию успеха,
- при проверке понятий в форму аукциона у учащихся стало меньше проблем с подготовкой, т.к. они к концу темы свободно владели понятийным аппаратом, могли легко связывать новый материал с ранее изученным, знали большой объем дополнительного материала, что позволяло им получить большой “лот”.
Отрицательным моментом можно назвать определенные материальные затраты на распечатку схем.
Литература
- Першиков В.И., Савинков В.М. “Толковый словарь по информатике”, М. “Финансы и статистика”, 1994.
- Савицкая Е. В. “Уроки экономики в школе. Часть I”, М. издательство “Вита-Пресс”, 1997.
- Савицкая Е. В., Евсеев О.В. “Экономический словарь – гипертекст для юных бизнесменов”, М. “Финансы и статистика”, 1994