Технология обучения на основе схемных и знаковых моделей — гипертекста на уроках экономики. Фрагмент урока по теме: "Формы предпринимательской деятельности". 10-й класс

Разделы: Экономика

Класс: 10


Гипертекст, как большой информационный массив, стали использовать совсем недавно, хотя профессор В. Буш описал его устройство еще в 1945 году, а в середине 1960-х годов Тэд Нильсон создал первую интертекстовую модель и дал ей определение.

“Толковый словарь по информатике”[1] дает следующее определение: “Гипертекст – информационный массив, на котором заданы и автоматически поддерживаются ассоциативные и смысловые связи между выделенными элементами, понятиями, терминами или разделами”.

Гипертекст – графическая схема, описывающая определенный фрагмент экономических знаний. Она позволяет:

  1. Быстро уяснить определения и наглядно проследить все смысловые связи набора понятий, изучаемой темы, охватив ее как бы “одним взглядом”.
  2. Производить обучение путем “навигации” по гипертексту в процессе чтения.
  3. Обращаться за детальными сведениями к словарной статье.

Меня заинтересовала новая форма проведения урока, предложенная Е.В. Савицкой – автором методического пособия по экономике[2]. Изучив подробно теорию вопроса стала использовать гипертексты на уроках в 10-х - 11-х классах. На сегодня изготовлены и апробированы гипертексты по следующим темам:

- “Формы предпринимательской деятельности” - “Центральный банк (эмиссионный)”
- “Акционерное общество” - “Фондовая биржа”
- “Налоги” - “Сделки на фондовой бирже”
- “Ценные бумаги” - “Валютная система”
- “Фирма” - “Маркетинг”

Работу с гипертекстом планирую поэтапно:

1 этап.

На первых уроках гипертекст синхронно моделируем с учащимися в тетрадях и на доске. На последующих уроках ГТ (гипертекст) на готовом плакате или как раздаточный материал на каждую парту (см. образец в Приложение 1). При наличии компьютеров возможно введение ГТ в электронную систему и использование программ двух видов – обучающей и контролирующей.

2 этап.

Предусматривает работу со словарем понятий, выделенных в схеме прямоугольниками, а на дисплее компьютера – подсветкой. Использую рассказ и пояснение терминов ГТ, которые учащиеся записывают в тетрадь. В дальнейшем учащиеся работают со словарем самостоятельно.

3 этап.

Использование гипертекста на различных этапах уроках:

  • изучении нового материала,
  • повторении изученного,
  • закреплении.

Для работы с ГТ использую различные приемы:

  1. Знакомство с правилами работы с ГТ. Плакат вывешивается на доску. (см. Приложение 1)
  2. Рассказ – образец (учитель или сильный ученик).
  3. Рассказ по цепочке.
  4. Работа в парах.
  5. Воспроизведение текста с раскрытием содержания понятий.
  6. Проведение зачета с дифференцированной оценкой знаний:
    на “3” – умение читать ГТ по стрелкам,
    на “4” – свободное чтение ГТ и знание определений и понятий,
    на “5”- хорошее знание ГТ, понятий и дополнительного материала по теме.

Седьмой год практики использования гипертекста показывает положительные моменты указанной технологии:

  • подача большого объема материала в логической связи,
  • развитие речи в связи с составлением связного рассказа,
  • совершенствование экономического языка, увеличение объема экономических понятий и терминов,
  • развитие всех видов памяти (зрительной, моторной, слуховой),
  • отработка понятийного аппарата при многократном и многовариантном повторении (проговаривании),
  • возможность использования схем (ГТ) при подготовке к экзаменам,
  • и главное – он позволяет даже слабому ученику получить положительную оценку, а постепенно и улучшить ее, создавая ситуацию успеха,
  • при проверке понятий в форму аукциона у учащихся стало меньше проблем с подготовкой, т.к. они к концу темы свободно владели понятийным аппаратом, могли легко связывать новый материал с ранее изученным, знали большой объем дополнительного материала, что позволяло им получить большой “лот”.

Отрицательным моментом можно назвать определенные материальные затраты на распечатку схем.

Приложение 2

Приложение 3

Литература

  1. Першиков В.И., Савинков В.М. “Толковый словарь по информатике”, М. “Финансы и статистика”, 1994.
  2. Савицкая Е. В. “Уроки экономики в школе. Часть I”, М. издательство “Вита-Пресс”, 1997.
  3. Савицкая Е. В., Евсеев О.В. “Экономический словарь – гипертекст для юных бизнесменов”, М. “Финансы и статистика”, 1994