Творческая работа на уроке внеклассного чтения по теме: "Весна в природе и душе". 3–4-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Развивать творческие способности учащихся.
  2. Учить сочинять стихи-буриме.
  3. Учить анализировать стихотворения.
  4. Повторить литературные приёмы, используемые в стихотворениях: метафора, олицетворения, сравнения.
  5. Повторить различные виды рифм: парная, опоясывающая, перекрёстная.
  6. Развивать познавательную активность через творчество учащихся.
  7. Развивать речь, мышление, внимание.
  8. Воспитывать любовь к окружающему прекрасному в природе, в жизни.

Организационный момент.

1 этап — сообщение темы

Сегодня у нас необычный урок внеклассного чтения. Урок — творческая работа. Тему урока вы подсказали сами, начав писать стихи о весне с приходом этого чудесного времени года. Тема урока: “Весна в природе и в душе”.

Эпиграф на доске:

Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья
Небо полно красоты.
А.К. Толстой.

Картина: “Весенние деньки. Сергиев Посад” (художник К.Юонн)/

2 этап — Проверка домашнего задания.

- Весна вдохновляла многих писателей и поэтов, художников на создание прекрасных творений. Как вы думаете, почему? Какие поэты писали стихи о весне?

Ответы дети оформили в виде цветочков.

- Какие стихотворения вам больше всего понравились и вы их выучили?

По рядам дети выходят к доске, называют автора, название стихотворения, название книги.

Цветочек с домашней работой прикрепляют к доске.

Проверка домашнего задания в парах.

- Кому сосед поставил оценку 5? 4? 3?

Анализ домашнего задания.

- Какие строчки из вашего стихотворения вам показались самыми красивыми, самыми яркими? Зачитайте их наизусть.

- Встретились ли вам олицетворения, сравнения, метафоры? Назовите их.

3 этап — Выставка книг из школьной библиотеки

- Посмотрите, какие книги о весне можно взять в школьной библиотеке и прочитать. Учитель даёт краткую характеристику книг.

4 этап — Весенняя копилка

В классе учитель повесил конверт, в который дети клали написанные самостоятельно стихотворения. По желанию учителя, можно стихотворения редактировать совместно с автором. Наиболее удачные оставлять без изменений. После этой работы стихотворения были переписаны на вырезанных разукрашенных бабочках.

- Давайте прочтём самые интересные стихотворения, которые удалось написать учащимся. (Дети писали последние 5 минут на уроке чтения, на переменах.)

Учащиеся выходят к доске, читают стихотворения, написанные самостоятельно или отредактированные с учителем.

- С каким настроением будем читать? Прочтите выразительно, выделяя главные слова, соблюдая нужную интонацию, делая паузы.

Дети читают стихотворения, вешают на доску бабочек с написанными на них стихотворениями. Учитель ставит оценки за наиболее удачные работы.

Физкультминутка

- Нас ждёт сюрприз. Закройте глаза. Посмотрите, кто к нам пришёл.

Входит весна с цветами, рассказывает стихи.

Физкультминутка под музыку.

5 этап — Творческая работа. Сочинение стихов-буриме

- Кому захотелось попробовать написать ещё радостные стихотворения о весне? Давайте попробуем.

На доске: Тучкины штучки.

… … тучки
… … ручки
… … смеются
… … льются.

Как вы думаете, о чём может быть стихотворение с таким названием? Какой характер у него?

Дети сочиняют буриме. Зачитывают наизусть.

- Послушайте, какое стихотворение удалось придумать мне:

Плыли по небу тучки,
Протянули друг другу ручки,
Озорницы до слёз смеются.
Слёзы ливнем на землю льются.

6 этап — Работа по учебнику

Можно использовать учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева “В одном счастливом детстве”. Книга для чтения в 3 классе часть 2.

- А давайте прочитаем, какое стихотворение получилось у В. В. Маяковского.

Учитель выразительно читает стихотворение.

Анализ стихотворения В. В. Маяковского “Тучкины штучки”

- Какое это стихотворение, на что оно похоже?

- Какое настроение передаёт автор?

- Какими литературными приёмами добился этого автор? (Сравнения, олицетворения, метафоры). Прочитайте это стихотворение ещё раз “про себя”. Найдите литературные приёмы, используемые для создания яркости, красочности, сказочности этого стихотворения.

- Какую рифму использовал поэт?

- Попробуйте выразительно прочитать его вслух в нужном темпе с правильной интонацией.

Учитель в это время выставляет тучки на создаваемую на доске картину.

7 этап — Сочинение буриме “ Зелёные стихи”.

На доске:

… … картинки
… … травинки
… … почки
… … глазочки (листочки).

Работа строится таким же образом.

- Послушайте, какое стихотворение получилось у меня:

Зелёные стихи.

Вот весенние картинки:
Кругом зелёные травинки,
Зазеленели всюду почки,
Из них зелёные глядят глазочки.

Чтение и анализ стихотворения Саши Чёрного “Зелёные стихи”.

8 этап — Творческая работа (сочиняем стихи)

На доске и у учащихся три четверостишия (последние слова строк).

- Ребята, попробуйте, может быть у вас получится сочинить длинное стихотворение о весне

Если дети затрудняются, учитель задаёт наводящие вопросы:

- О чём могут быть эти две строки?

- Это четверостишие?

Весенняя радость.

… … весна
… … ото сна
… … настаёт
… … поёт.

… … соловей
… … поскорей
… … ручей
… … веселей.

… … освещает
… … предвещает
… … смех
… … для всех.

Послушайте, какое стихотворение получилось у меня:

Весенняя радость.

Привет, привет тебе весна!
Всё пробудилось ото сна,
Пора расцвета настаёт,
И сердце радостно поёт.

И подпевает соловей,
Чтоб снег растаял поскорей,
Чтоб зажурчал в лесу ручей
И жизнь казалась веселей.

И солнце землю освещает,
Тепло и счастье предвещает,
Большую радость, громкий смех,
Весну, чудесную для всех!

Учитель вешает на берёзу, прикреплённую на доске, листочки, на которых написаны стихотворения, сочинённые детьми. Можно задать на дом оформление данной работы.

Итог урока

- Понравился ли вам наш нестандартный урок? Что показалось особенно интересным?

Домашнее задание

Попробуйте сочинить ещё стихотворения о весне.

Выставление оценок за работу на уроке.