Урок по теме: "Питание. Пищеварительная система"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Дать первичное представление о пищеварении. Познакомить с питательными веществами и органами пищеварения.
  • Развивать мышление, память, речь, внимание.
  • Воспитывать бережное отношение к своему организму.

Оборудование:

  • таблицы «Скелет человека»; «Органы пищеварительной системы»;
  • картинки с изображением продуктов питания.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Итак, друзья – внимание
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнем скорей урок.

2. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека.

Чтобы узнать, о чем мы будем говорить, нужно решить кроссворд.

1. Наука, изучающая строение тела человека.
2. Надежная опора тела человека.
3. Способность человека чувствовать запахи.
4. Основа скелета человека.
5. Орган слуха.
6-7. Показ по таблице «Скелет человека»: череп, лопатки.
8. Получили ключевое слово: питание.

3. Знакомство с питательными веществами и с органами пищеварения.

На уроке поговорим о питании и пищеварительной системе.

Учитель: Зачем человек ест?

(Для роста, выполнения любой работы нужны строительные материалы, энергия – все это человеку дает пища)

Учитель: Без пищи человек может прожить около месяца. Без воды на 3-4 день погибает, так как тело человека на 63% состоит из воды.

Послушайте, пожалуйста, сказку.

У одного короля была дочка, которую он обожал больше всего на свете. На завтрак, обед и ужин ей приносили только самые изысканные лакомства. Птичье молоко, шоколадный пудинг, запеканку с изюмом, клубничное желе, - вот таким было меню у принцессы. Но почему-то принцесса не была веселой, ни румяной, наоборот, становилась хуже и хуже. Все эти лакомства она видеть не могла. Возьмет ложечку того, другого – и все. Тогда король позвал всех врачей и сказал: « Кто вылечит принцессу, тот получит полцарства». Но никто не мог помочь. В чем же беда?

(ответы детей)

* Картинки с изображением продуктов питания (крупа, рыба, масло, хлеб, овощи, яйцо, молоко, фрукты, зеленый горошек, мясо, сыр, растительное масло) разделить на 2 группы.

животного происхождения      растительного происхождения

Учитель: Во всех продуктах питания есть определенные группы веществ, необходимые организму для жизни.

Учащиеся отгадывают ребусы и получают названия групп веществ.

Найти спрятавшиеся слова:

в о п р с
в д р п о
и а ы ф л
т у ж з и
а м и н ы
1. Белки Жиры Углеводы
2. Вода Минеральные соли Витамины

Первая группа веществ усваивается организмом с участием пищеварительной системы. Вторая группа усваивается без переработки.

В зависимости от того, каких компонентов больше, продукты могут быть белковыми, углеводными и жирными.

* Картинки с продуктами питания. Учащиеся называют продукты богатые белками, жирами, углеводами, минеральными солями и витаминами.

Сведения Знайки:

За свою жизнь человек съедает в среднем около

50 тонн пищи
75 тонн воды
2,5 тонны белков
1,3 тонны жиров
17,5 тонн углеводов

Учитель: Белки это строительный материал, жиры и углеводы – основные источники энергии. Если мы изо дня в день будем есть один шоколад, мы не получим достаточное количество белков, витаминов и минеральных веществ. От этого наши мышцы не станут сильными и крепкими. Если мы питаемся только рыбой и курами, то не будет хватать углеводов, дающих энергию для того, чтобы бегать, прыгать.

Но, чтобы пища была полезна, для каждой клеточки нашего организма необходимо ее переработать. Этим занимается внутренняя человеческая кухня (пищеварительная система)

* На доске картинки с изображением внутренних органов (желудок, пищевод, сердце, кишечник, рот, легкие)

Учитель: Какие органы узнали? Какие из них относятся к органам пищеварения? (Учащиеся выбирают, находят на таблице)

Вся эта внутренняя кухня равна 10м.

Учитель: Представьте, вы проснулись и с кухни до вас доносится запах вкусных пирожков.

- Что вы чувствуете? (выделяется слюна)
- Что происходит с пищей в ротовой полости? (Слюнки смачивают пищу, расщепляют простые углеводы, зубы дробят, измельчают, превращают в мягкий комочек).
- Что происходит дальше? (Далее комочек попадает в глотку, легко проглатывается, по пищеводу проскальзывает вниз и попадает в желудок).

У новорожденного желудок 5 см в длину, у взрослого – любителя поесть достигает величины превосходящей футбольный мяч. У малоежек размером с кулак. Поел от души – увеличивается в 9 раз. Желудок – это главное отделение пищеварительной системы. В его стенках есть железки, которые выделяют соки, способные растворить большую часть веществ, из которых состоит пища. Кусочек яблока у тебя во рту, а железки желудка уже готовят такой состав сока, в котором лучше всего «сварится» яблоко, а не мясо.

- Почему надо хорошо прожевывать пищу и не проглатывать слишком больших кусков? (ответы детей)

Этим задаешь непосильную работу желудку. Ему приходится браться не за свое дело – выполнять обязанности зубов и слюны. А когда берутся не за свое дело, больших успехов не жди.

Сам желудок не способен переварить то, что в него попадает. С хлебом, например, он справляется, а с маслом нет. Здесь приходит на помощь печень, которая выделяет специальный сок, который расщепляет жиры.

- Куда же пища попадает из желудка? (ответы детей)

Пища попадает в кишечник. Там она окончательно переваривается, и через стенки кишечника питательные вещества поступают в кровь. Кровь разносит вещества по всему организму. Остатки удаляются из организма.

4. Обобщение:

а) Игра «Таблички перепутались». Кто сможет восстановить весь путь прохождения пищи?

б) Игра «Верно – неверно» (учащиеся обозначают знаками «+», «- «)

- Пища нужна человеку, чтобы быть сильным.
- К органам пищеварения относятся: желудок, легкие, сердце.
- Пищеварение начинается в ротовой полости.
- Из желудка пища попадает в кишечник.
- Уже во рту слюна начинает перерабатывать пищу.
- Кушать нужно быстро, можно не прожевывать пищу.
- Лучше питаться однообразной пищей.
- Углеводы человек получает из сахара, круп, хлеба, овощей.

Учитель: Что же мы можем сказать о правилах питания? (ответы детей)

Обращаемся к советам Доктора – Градусника.

1. Никогда не набивай пищей полный рот.
2. Не глотай до тех пор, пока все как следует, не прожуешь.
3. Когда ешь, рот должен быть закрыт.
4. Не разговаривай.
5. Питайся разнообразной пищей, в определенное время.
6. Ешь больше фруктов и овощей.

Домашнее задание: составить меню на завтрак, обед, ужин.