Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цели урока:
- Для учителя:
- создать условия для усвоения признаков однородных членов предложения,
- выбрать средства обучения с учетом психофизиологических особенностей развития учащихся.
- Для учащихся:
- знать признаки однородных членов предложения, их роль в предложении,
- уметь находить их в тексте, составлять с ними предложения.
Оборудование:
- Таблица “Однородные члены предложения” (см. Приложение 1).
- Макет газеты “Четверо Однородных” (см. Приложение 2).
ХОД УРОКА
I. Определение целей и задач урока
– Сегодня на уроке мы с вами будем в роли сотрудников газеты. Наша задача – подобрать материал в газету. Я как редактор предлагаю вам название “Четверо Однородных” и рубрики. А поскольку мы сотрудники газеты, то у нас сегодня не урок, а заседание редакционной коллегии. И тема заседания - “Однородные члены предложения”. Как вы думаете, какова цель нашего заседания? Что вы должны знать по этой теме? Вам в этом поможет опорная таблица.
Учащиеся определяют цели:
- Знать признаки однородных членов, отличие однородных определений от неоднородных.
- Уметь расставлять знаки препинания.
II. Актуализация знаний
1. Работа над словарным словом.
– Итак, наметим перспективы нашей работы. Для этого запишите новое словарное слово: ПЕРСПЕКТИВА.
- Как вы понимаете значение этого слова?
- Найдите в словаре (стр. 244) словарную статью, прочитайте.
- Подберите однокоренное слово.
- Используя словарное слово, составьте предложение с однородными членами и запишите его.
2. Синтаксический разбор предложения, составленного коллективно.
- Докажите, что в этом предложении есть однородные члены предложения.
Вывод делается устно, а признаки записываются в таблицу.
III. Первичная проверка понимания
1. Упражнение 248 (устно)
Задание: будут ли однородными членами выделенные слова.
Цель упражнения: уметь находить однородные члены по четырем признакам.
Вывод по упражнению делают ученики.
2. Упражнение 249.
Задание:
- Прочитать, озаглавить, определить стиль и тип речи.
- Какую роль играют определения в тексте?
- Чему учит этот текст?
Цель упражнения: уметь определять роль однородных членов предложения в тексте.
Далее работа идет по этому упражнению с учетом развитых мыслительных операций.
Задание:
- 1 вариант: гармоники делают синтаксический разбор первого предложения, один ученик этого варианта выполняет задание на доске;
- 2 вариант: правополушарные дописывают 2–3 предложения к тексту упражнения, используя однородные члены (т.е. развитие их образного мышления);
- 3 вариант: левополушарные составляют схемы однородных членов предложения, а один ученик этого варианта выполняет работу с обратной стороны доски (т.е. развитие их логического мышления).
Задание проверяется сначала у левополушарных, потом у гармоников, далее у правополушарных; учениками делается вывод о признаках однородных членов, их роли в тексте вообще. Обсуждается окончательное название газеты “Четверо Однородных”, так как у однородных членов четыре признака.
IV. Закрепление знаний
– Перспективы работы мы с вами наметили, теперь приступим к подготовке материала для газеты. Поэтому задание будет следующим:
- 1 вариант (аналитический отдел): отредактировать предложения с однородными членами, написать свой комментарий;
- 2 вариант (литературный отдел): написать научную статью об однородных членах с опорой на таблицу;
- 3 вариант (связь с общественностью): составить репортаж с урока, используя предложения с однородными членами.
Задания учащимся даются с учетом тех мыслительных операций, которые у них меньше развиты. Правополушарным: на развитие логического мышления, левополушарным: на развитие образного мышления, гармоникам: на развитие умения анализировать.
V. Проверка
В начале выступает литературный отдел (несколько человек). Каждый защищает свою статью, затем отдел по связям с общественностью, далее – аналитический отдел. Выступления анализируются, отбираются лучшие в газету, делается вывод по теме:
- Какие члены предложения называются однородными?
- Какую роль они играют в речи?
VI. Домашнее задание, комментирование оценок
- 1 вариант упр. 251 (по заданию учебника);
- 2 вариант упр. 250 (составить схемы);
- 3 вариант упр. 252 (по заданию учебника).
Домашнее задание дано с учетом мыслительных операций, которые у учащихся развиты меньше.