Данный урок предлагает учащимся и учителю не разбивать изучение материка на отдельные темы: “Рельеф”, “Климат”, “Внутренние воды”, “Природные зоны”, а соединить их воедино для решения поставленной задачи.
Цель урока: показать взаимосвязь компонентов природы, на конкретном примере проследить, как в далёком прошлом происходило формирование растительного и животного мира в результате изменения климатических условий.
Оборудование: географический атлас, контурные карты, школьный учебник, тетрадь, цветные карандаши, ручки с синей и чёрной пастой.
Ход урока
На предыдущем уроке, при изучении географическое положение и истории исследования материка, на контурной карте Южной Америки учащиеся подписали названия крайних точек, проливы, океаны и моря, омывающие материк.
На данном уроке, учитель сообщает учащимся о том, что за время формирования современного облика Земли, на планете происходили мощные процессы горообразования, после на суше образовывались мощные горные системы подобные Андам, и такое время на Земле называли эпохами суши. Но эпохи суши сменялись эпохами морей. В это время площадь суши уменьшалась, а площади занятые морями увеличивались. В эпоху морей устанавливался тёплый, влажный климат. И предлагает учащимся провести эксперимент, и проследить, какие изменения произойдут в природе материка Южная Америка.
Итак, начинаем эксперимент.
Задание 1. Для проведения эксперимента учащимся необходимо открыть физическую карту Южной Америки. Учитель предлагает дать краткую характеристику рельефа, используя план характеристики рельефа материка в приложении, помещённого в конце учебника [1]. После того, как учащиеся ознакомились с рельефом материка, учитель сообщает, что, в результате невыясненной пока причины, уровень океанов поднялся на 200 метров, и предлагает высказать предположения об изменении береговой линии материка (очертания материка).
Задание 2. Учащиеся должны на контурной карте показать облик материка Южной Америки (раскрасить цветными карандашами участки суши с учётом изменений, произошедших на материке); используя географические названия, подписать участки суши. Учащиеся отмечают, что вместо Ла-Платской, Амазонской, Оринокской низменностей на карте появятся мелководные морские заливы или внутренние моря.
Задание 3. Используя климатическую карту Южной Америки, карту Климатические пояса мира, план характеристики климата, охарактеризуйте климат материка до природного катаклизма. После ознакомления с климатом материка, учащимся предлагается высказать предположения о том, каким стал климат после катаклизма. Записать в тетради выводы. (Мои учащиеся подклеивают к странице контурной карте тетрадный лист, на котором записывают результаты выполненной работы, выводы…)
Задание 4. Учитель предлагает послушать сообщения учащихся о растительном и животном мире природных зон материка. (Задания учащимся даются заранее). Прослушав сообщения учащихся, учитель напоминает учащимся о том, что вместо низменностей плещутся воды морей (заливов), и, следовательно, можно говорить о полном исчезновении растений и животных Амазонской низменности, Ла-Платской низменности, Оринокской низменности?
Учащиеся, используя полученные ими карты (см. рис. 1), выводы о климате, высказывают свои предложения на высказывание учителя.
Мои учащиеся в результате рассуждений пришли к выводу о том, что о полном исчезновении растений и животных данных территорий говорить рано, так как:
Климат прибрежных районов будет тёплым и влажным, и растительность и животные сместятся на сушу в районы Бразильского и Гвианского плоскогорий, восточных склонов Анд. Воды Амазонского и Ла-Платского морей и Оринокского залива будут иметь меньшую соленость, чем воды Атлантического океана, а, учитывая, что воды Амазонки время от времени текут вспять, и в данный момент повышается соленость речных вод, отдельные виды животных постепенно адаптируются к новым условиям.
Наибольшие изменения произойдут в растительном и животном мире на юге материка. Так как климат станет более влажным, то степные и полупустынные виды растений и животных будут вынуждены осваивать предгорья Анд, произойдут изменения в их внешнем облике.
Свои высказывания учащиеся записывают в тетради, подтверждая свою точку зрения на каждое высказывание.
Данный урок проводится на двух уроках. На первом уроке можно более подробно рассмотреть, изменение очертаний материка, изменение высоты рельефа. Назвать географические объекты, которые сохранятся после катаклизма. Изучить климат материка до катаклизма. На втором уроке, проследить изменения климата, растительного и животного мира. На первом и втором уроке возникают небольшие дискуссии, делая уроки интересными и познавательными для всех участников образовательного процесса. В ходе работы учащиеся запоминают географическую номенклатуру. А далее можно организовать изучение населения материка, высказать идеи о расселении населения в новых условиях, какие изменения произойдут в хозяйственной деятельности жителей Южной Америки, в сравнении с существующими сегодня.