Цели и задачи работы:
1.Закрепить знания учащихся о признаках осени.
2.Прививать интерес к происходящим вокруг явлениям природы.
3.Уточнение, расширение и обогащение словарного запаса.
4.Стимулирование слуховой памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, мышления.
Ход урока.
1. ОРГНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.
Цель: Развитие внимания, умения видеть образ слова, развитие техники чтения.
Учитель: Чтобы узнать тему нашего занятия, надо выделить слово из потока букв.
На доске:
ЕКРОСЕНЬТЛА
(Вывешивается плакат «Осень» - в Приложении 1)
3. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ.
Цель: развитие слуховой памяти, внимания; развитие речи.
1) Учитель: Внимательно послушайте стихотворение Плещеева.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях,
Туча небо кроет,
Солнце не блестит
Ветер в поле воет
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья
Птички улетели
В тёплые края.
Какое время года описывает автор в своём стихотворении?
Докажите.
Обобщение по ответам.
2) Игра «Скажи иначе».
Цель: обогащение словаря через употребление синонимов.
Осенью: (Рисунки в Приложении 2)
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
а) небо СЕРОЕ (Рис. 1, вывешивается на доску.)
Учитель: Как по-другому можно сказать?
Дети: хмурое, пасмурное тёмное.
б) деревья НАГИЕ (Рис.2)
Дети: голые, обнажённые.
в) Цветы ВЫСОХЛИ (Рис. 3)
Дети: повяли
г) птицы улетают СТАЯМИ (Рис.4)
Дети: караваном (рис.5а), косяком (рис.5б), клином (рис. 5 в).
д) Осенью птицам не хватает ЕДЫ (Рис. 6)
Дети: пищи, корма, пропитания.
е) Осенью путь на юг ДОЛГИЙ (Рис.7)
Дети: длинный, длительный, продолжительный.
Обобщение: Назовите ещё раз, какие изменения происходят в природе осенью с опорой на наглядность.
3.ПОСЛОВИЦЫ.
Цель: развитие речи, логического мышления, обобщение своего опыта.
Народ, наблюдая за сезонными изменениями в природе, сложил немало пословиц и поговорок.
Чтение хором:
Осень - перемен восемь. |
Учитель: Как вы понимаете эту поговорку?
Весна красна, да голодна Осень дождлива, да сытна. |
Учитель: Объясните значение этой пословицы.
ФИЗМИНУТКА
(логопед читает, дефектолог показывает, дети повторяют)
Цель: развитие внимания, общей моторики, снятие усталости.
Станем мы деревьями (руки к плечам)
Сильными, большими (руки вверх)
Ноги - это корни
Их расставим шире (ноги на ширине плеч)
Наши руки - это ветви (руками изображаем ветви)
Крону образуют (руки над головой сцепили вместе)
Вместе им совсем не страшно (повороты головой
влево - вправо)
Когда ветры сильно дуют (наклоны в стороны)
Пальцы - веточками будут (раздвигаем пальцы рук)
Листья закрывают их (поглаживание кистей рук
поочередно)
Как придет за летом осень (поднятие рук
поочередно)
Разлетятся листья вмиг (приседаем, опускаем
руки).
4. КРАСКИ ОСЕНИ.
Цель: развитие логического мышления. а) Учитель: У каждого времени года свой любимый цвет. Какого цвета осень, мы узнаем, разгадав кроссворд.(Приложение 3 ) Модель кроссворда на доске.
1)Время года, следующее за осенью. (Зима.)
2)Явление природы, чаще бывает осенью. Летом его называют тёплым, грибным, осенью-холодным, моросящим. (Дождь)
3)Явление бывает только осенью. Деревья наряжаются в красивые уборы, а затем сбрасывают листву. (Листопад)
4)Если ночь холоднее, чем днём, на траве образуются капельки воды. Что это? (Роса.)
5)Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе, а иногда на белую непрозрачную стену. Что это? (Туман)
6)Осенью, когда чаще становятся холодными дни, вдоль берегов рек на мелких местах появляется ледок. О начале какого периода в жизни рек говорит это явление? (Ледостав).
7)Осенью птицы улетают в тёплые края. Они собираются в большие группы. Как называется такая группа? (Стая).
Какое же слово получилось по вертикали?
Прочитаем хором. (Слово «Золотая» в кроссворде пишется красным цветом)
б) Чтение наизусть стихотворения И.Бунина .
Цель: расширить знания детей о цветовой гамме осени.
На доску вывешивается картина (Приложение 4)
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…
Учитель: Какие цвета называет автор при описании осени?
в) Знакомство с дополнительными цветами: (Приложение 5).
1)Жёлтый, золотой (цвет лимона и банана)
2)Оранжевый (цвет апельсина)
3)Алый (цвет помидора)
4)Багряный, бордовый, багровый
5)Лиловый (цвет сирени и фиалки)
6)Бежевый, светло-коричневый (цвет репы)
7)Золотисто-жёлтый (цвет моркови)
8)Пурпурный (Цвет вишни)
г) Игра «Краски осени»
Цель: развитие внимания, зрительного восприятия, умения анализировать, сравнивать.
В классе на стене или на обратной стороне доски развешены листья.
Задание: Найти 2 одинаковых листочка, сравнить по цвету, форме, размеру.
5. ПЕРИОДЫ ОСЕНИ.
Цель: выявление временной последовательности.
Учитель: Осень не всё время бывает золотая. Сравните эти 3 картины
(Приложение 6)
рисунок 1
рисунок 2
рисунок 3
Поставьте их в определённой последовательности и дайте название.
(В случае затруднения: где изображено начало осени, где золотая, где поздняя?)
6.НАЗВАНИЯ МЕСЯЦЕВ.
Цель: развитие техники чтения, зрительного восприятия, памяти, расширение словаря (названия месяцев написаны разным шрифтом и цветом) (Приложение 7).
Задания:
а) Прочитайте хором названия месяцев;
б) Найдите и прочитайте названия осенних месяцев;
в) Назовите их последовательно
г) Народные названия месяцев (Приложение 8).
Раньше эти месяцы имели другие названия.
Прочитайте хором, попытайтесь объяснить, почему их так называли?
СЕНТЯБРЬ | ОКТЯБРЬ | НОЯБРЬ |
РЕВУН | ЛИСТОПАД | ПОЛУЗИМНИК |
ХМУРЕНЬ | ГРЯЗНИК | ГРУДЕНЬ |
ВЕРЕСЕНЬ | СВАДЕБНИК | ЛИСТОГНОЙ |
7.ОБОБЩЕНИЕ. Игра «Времена года»
(Приложение 9)
рисунок 1
рисунок 2
Цель: развитие мышления и речи
Всем детям раздаются карточки с изображением предметов или явлений природы. Учитель: К доске выходит тот, у кого на картинке изображены признаки осени. Ваша задача - показать всем карточку и объяснить, почему эта картинка относится к осени.
8.ИТОГ.
О каком времени года мы сегодня говорили на уроке?
Чем вам нравится это время года?
Молодцы. Спасибо всем за урок.