Урок развития речи в классе выравнивания на тему: "Осень"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели и задачи работы:

1.Закрепить знания учащихся о признаках осени.
2.Прививать интерес к происходящим вокруг явлениям природы.
3.Уточнение, расширение и обогащение словарного запаса.
4.Стимулирование слуховой памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, мышления.

Ход урока.

1. ОРГНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

Цель: Развитие внимания, умения видеть образ слова, развитие техники чтения.

Учитель: Чтобы узнать тему нашего занятия, надо выделить слово из потока букв.

На доске:

ЕКРОСЕНЬТЛА

(Вывешивается плакат «Осень» - в Приложении 1)

3. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ.

Цель: развитие слуховой памяти, внимания; развитие речи.

1) Учитель: Внимательно послушайте стихотворение Плещеева.

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях,
Туча небо кроет,
Солнце не блестит
Ветер в поле воет
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья
Птички улетели
В тёплые края.

Какое время года описывает автор в своём стихотворении?

Докажите.

Обобщение по ответам.

2) Игра «Скажи иначе».

Цель: обогащение словаря через употребление синонимов.

Осенью: (Рисунки в Приложении 2)

Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9

а) небо СЕРОЕ (Рис. 1, вывешивается на доску.)

Учитель: Как по-другому можно сказать?

Дети: хмурое, пасмурное тёмное.

б) деревья НАГИЕ (Рис.2)

Дети: голые, обнажённые.

в) Цветы ВЫСОХЛИ (Рис. 3)

Дети: повяли

г) птицы улетают СТАЯМИ (Рис.4)

Дети: караваном (рис.5а), косяком (рис.5б), клином (рис. 5 в).

д) Осенью птицам не хватает ЕДЫ (Рис. 6)

Дети: пищи, корма, пропитания.

е) Осенью путь на юг ДОЛГИЙ (Рис.7)

Дети: длинный, длительный, продолжительный.

Обобщение: Назовите ещё раз, какие изменения происходят в природе осенью с опорой на наглядность.

3.ПОСЛОВИЦЫ.

Цель: развитие речи, логического мышления, обобщение своего опыта.

Народ, наблюдая за сезонными изменениями в природе, сложил немало пословиц и поговорок.

Чтение хором:

Осень - перемен восемь.

Учитель: Как вы понимаете эту поговорку?

Весна красна, да голодна
Осень дождлива, да сытна.

Учитель: Объясните значение этой пословицы.

ФИЗМИНУТКА

(логопед читает, дефектолог показывает, дети повторяют)

Цель: развитие внимания, общей моторики, снятие усталости.

Станем мы деревьями (руки к плечам)
Сильными, большими (руки вверх)
Ноги - это корни
Их расставим шире (ноги на ширине плеч)
Наши руки - это ветви (руками изображаем ветви)
Крону образуют (руки над головой сцепили вместе)
Вместе им совсем не страшно (повороты головой влево - вправо)
Когда ветры сильно дуют (наклоны в стороны)
Пальцы - веточками будут (раздвигаем пальцы рук)
Листья закрывают их (поглаживание кистей рук поочередно)
Как придет за летом осень (поднятие рук поочередно)
Разлетятся листья вмиг (приседаем, опускаем руки).

4. КРАСКИ ОСЕНИ.

Цель: развитие логического мышления. а) Учитель: У каждого времени года свой любимый цвет. Какого цвета осень, мы узнаем, разгадав кроссворд.(Приложение 3 ) Модель кроссворда на доске.

1)Время года, следующее за осенью. (Зима.)
2)Явление природы, чаще бывает осенью. Летом его называют тёплым, грибным, осенью-холодным, моросящим. (Дождь)
3)Явление бывает только осенью. Деревья наряжаются в красивые уборы, а затем сбрасывают листву. (Листопад)
4)Если ночь холоднее, чем днём, на траве образуются капельки воды. Что это? (Роса.)
5)Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе, а иногда на белую непрозрачную стену. Что это? (Туман)
6)Осенью, когда чаще становятся холодными дни, вдоль берегов рек на мелких местах появляется ледок. О начале какого периода в жизни рек говорит это явление? (Ледостав).
7)Осенью птицы улетают в тёплые края. Они собираются в большие группы. Как называется такая группа? (Стая).

Какое же слово получилось по вертикали?

Прочитаем хором. (Слово «Золотая» в кроссворде пишется красным цветом)

б) Чтение наизусть стихотворения И.Бунина .

Цель: расширить знания детей о цветовой гамме осени.

На доску вывешивается картина (Приложение 4)

Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…

Учитель: Какие цвета называет автор при описании осени?

в) Знакомство с дополнительными цветами: (Приложение 5).

1)Жёлтый, золотой (цвет лимона и банана)
2)Оранжевый (цвет апельсина)
3)Алый (цвет помидора)
4)Багряный, бордовый, багровый
5)Лиловый (цвет сирени и фиалки)
6)Бежевый, светло-коричневый (цвет репы)
7)Золотисто-жёлтый (цвет моркови)
8)Пурпурный (Цвет вишни)

г) Игра «Краски осени»

Цель: развитие внимания, зрительного восприятия, умения анализировать, сравнивать.

В классе на стене или на обратной стороне доски развешены листья.

Задание: Найти 2 одинаковых листочка, сравнить по цвету, форме, размеру.

5. ПЕРИОДЫ ОСЕНИ.

Цель: выявление временной последовательности.

Учитель: Осень не всё время бывает золотая. Сравните эти 3 картины

(Приложение 6)
рисунок 1
рисунок 2
рисунок 3

Поставьте их в определённой последовательности и дайте название.

(В случае затруднения: где изображено начало осени, где золотая, где поздняя?)

6.НАЗВАНИЯ МЕСЯЦЕВ.

Цель: развитие техники чтения, зрительного восприятия, памяти, расширение словаря (названия месяцев написаны разным шрифтом и цветом) (Приложение 7).

Задания:

а) Прочитайте хором названия месяцев;
б) Найдите и прочитайте названия осенних месяцев;
в) Назовите их последовательно
г) Народные названия месяцев (Приложение 8).

Раньше эти месяцы имели другие названия.

Прочитайте хором, попытайтесь объяснить, почему их так называли?

СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ
РЕВУН ЛИСТОПАД ПОЛУЗИМНИК
ХМУРЕНЬ ГРЯЗНИК ГРУДЕНЬ
ВЕРЕСЕНЬ СВАДЕБНИК ЛИСТОГНОЙ

7.ОБОБЩЕНИЕ. Игра «Времена года»

(Приложение 9)
рисунок 1
рисунок 2

Цель: развитие мышления и речи

Всем детям раздаются карточки с изображением предметов или явлений природы. Учитель: К доске выходит тот, у кого на картинке изображены признаки осени. Ваша задача - показать всем карточку и объяснить, почему эта картинка относится к осени.

8.ИТОГ.

О каком времени года мы сегодня говорили на уроке?

Чем вам нравится это время года?

Молодцы. Спасибо всем за урок.