Тема урока: "Дом в Древней Руси" по курсу "Обществознание"

Разделы: Начальная школа


Тема урока

Тема урока: Дом в Древней Руси

Задачи урока:

Образовательные: способствовать формированию начальных представлений по истории Русского государства. Систематизировать и расширить знания о видах жилища.

Развивающие: формировать элементы исторического мышления, понимания того, что происходило давно, что не относится к современности. Формировать собственную точку зрения, уметь её аргументировать. Развивать познавательные процессы, навыки компьютерной грамотности.

Воспитательные: формировать основы социального развития.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Место урока в учебном плане: 1 урок по теме “Древняя Русь”

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный

Оборудование:

  • Компьютеры;
  • Проектор;
  • Карточки с текстами русских народных сказок;
  • ММК “Обществознание”; авторы Беккер Н.В., Пашкова Л.К.
  • DVD с художественным фильмом “Ледяная внучка”

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Введение в проблему – 2 мин.
  3. Направленная беседа – 16 мин.
  4. Просмотр слайдов о жилище – 5 мин.
  5. Физминутка – 2 мин.
  6. Работа с компьютером – 8 мин
  7. Просмотр отрывка из художественного фильма “Ледяная внучка” - 8 мин.
  8. Итог урока – 2 мин.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Введение в проблему.

“Дома, как и люди, имеют свою историю”

III. Направленная беседа.

- В далеком прошлом давным-давно люди строили себе жилища. Сегодня мы будем говорить о том, в каких жилищах жили наши предки.

- Какие из данных жилищ могли быть в Древней Руси?

(На доске)

хоромина

землянка

изба

хоромы

палаты

терем

особняк

квартира

- Можно ли по жилищу определить какой это хозяин?

(Работа с карточками)

- Прочитайте отрывки и определите, о чьём жилище идет речь?

  1. Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.
  2. (Жилище Бабы-Яги)

  3. Эта героиня велела построить себе терем о двенадцати столбах, о двенадцати венцах. В этом тереме сядет она на самый верх и будет ждать, кто бы с одного лошадиного скока доскочил до нее и поцеловал.

(Жилище Василисы Прекрасной)

IV. Просмотр слайдов о жилище

(рис. 1)

- О каких тайнах дома говорится этом тексте?

- Кто покровительствовал славянскому дому?

(рис. 2)

- Вспомните историю, в которой Александр Сергеевич Пушкин рассказал о жадной старухе и добром старике. Как она называлась?

Так выглядели жилища, описанные в этой сказке.

(рис.3)

V. Физминутка

VI. Работа с компьютером

Самостоятельная работа с использованием ММК “Обществознание”. Выполнение задания “Кроссворд”.

- Откройте курс “Обществознание”. В содержании найдите главу “Древняя Русь”

(Рис.4)

- Найдите кроссворд. Определите, какие слова зашифрованы в клетках этого кроссворда.

(Рис.5)

VII. Просмотр отрывка из х/фильма “Ледяная внучка”

- Сейчас вы увидите отрывок из фильма “Ледяная внучка”. При просмотре обратите внимание на:

а) названия жилищ;

б) символы и обереги;

в) убранство дома и одежды.

VIII. Итог урока