Тема урока: Дом в Древней Руси
Задачи урока:
Образовательные: способствовать формированию начальных представлений по истории Русского государства. Систематизировать и расширить знания о видах жилища.
Развивающие: формировать элементы исторического мышления, понимания того, что происходило давно, что не относится к современности. Формировать собственную точку зрения, уметь её аргументировать. Развивать познавательные процессы, навыки компьютерной грамотности.
Воспитательные: формировать основы социального развития.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Место урока в учебном плане: 1 урок по теме “Древняя Русь”
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный
Оборудование:
- Компьютеры;
- Проектор;
- Карточки с текстами русских народных сказок;
- ММК “Обществознание”; авторы Беккер Н.В., Пашкова Л.К.
- DVD с художественным фильмом “Ледяная внучка”
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Введение в проблему – 2 мин.
- Направленная беседа – 16 мин.
- Просмотр слайдов о жилище – 5 мин.
- Физминутка – 2 мин.
- Работа с компьютером – 8 мин
- Просмотр отрывка из художественного фильма “Ледяная внучка” - 8 мин.
- Итог урока – 2 мин.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Введение в проблему.
“Дома, как и люди, имеют свою историю”
III. Направленная беседа.
- В далеком прошлом давным-давно люди строили себе жилища. Сегодня мы будем говорить о том, в каких жилищах жили наши предки.
- Какие из данных жилищ могли быть в Древней Руси?
(На доске)
хоромина
землянка
изба
хоромы
палаты
терем
особняк
квартира
- Можно ли по жилищу определить какой это хозяин?
(Работа с карточками)
- Прочитайте отрывки и определите, о чьём жилище идет речь?
- Василиса прошла всю ночь и весь день, только к следующему вечеру вышла на полянку, где стояла избушка; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.
- Эта героиня велела построить себе терем о двенадцати столбах, о двенадцати венцах. В этом тереме сядет она на самый верх и будет ждать, кто бы с одного лошадиного скока доскочил до нее и поцеловал.
(Жилище Бабы-Яги)
(Жилище Василисы Прекрасной)
IV. Просмотр слайдов о жилище
(рис. 1)
- О каких тайнах дома говорится этом тексте?
- Кто покровительствовал славянскому дому?
(рис. 2)
- Вспомните историю, в которой Александр Сергеевич Пушкин рассказал о жадной старухе и добром старике. Как она называлась?
Так выглядели жилища, описанные в этой сказке.
(рис.3)
V. Физминутка
VI. Работа с компьютером
Самостоятельная работа с использованием ММК “Обществознание”. Выполнение задания “Кроссворд”.
- Откройте курс “Обществознание”. В содержании найдите главу “Древняя Русь”
(Рис.4)
- Найдите кроссворд. Определите, какие слова зашифрованы в клетках этого кроссворда.
(Рис.5)
VII. Просмотр отрывка из х/фильма “Ледяная внучка”
- Сейчас вы увидите отрывок из фильма “Ледяная внучка”. При просмотре обратите внимание на:
а) названия жилищ;
б) символы и обереги;
в) убранство дома и одежды.