Внутришкольный контроль по иностранному языку

Разделы: Администрирование школы


Внутришкольный контроль - это всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей ее работы в соответствии со стоящими перед ней задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу.

Как организовать контроль за состоянием преподавания учебных предметов, чтобы он не был случайным? Какие избрать формы и методы контроля? Известно, что бессистемные, непродуманные посещения уроков представляют собой лишь поверхностное наблюдение педагогического процесса.

Анализ учебно-воспитательного процесса в школе неразрывно связан с анализом постановки преподавания отдельных предметов. Именно контроль за преподаванием предмета в целом дает возможность выделить главное звено в деятельности всех учителей и эффективнее организовать как помощь руководителей школы, так и опытных преподавателей, направить в нужное русло работу методических объединений.

Рассматривая вопросы методики проведения контроля преподавания отдельных предметов, необходимо: определение единой цели в изучении преподавания предмета разными учителями; проведение анализа работы учителей в системе – подготовка к урокам, проведение урока, работа по результатам урока; установление сроков контроля и форм подведения итогов. Это дает возможность изучить систему деятельности учителя в динамике, установить взаимосвязь в занятиях по предмету группы учителей – предметников, проследить эффективность работы методического объединения, проверить выполнение единых требований, предъявляемых к преподаванию данного предмета и к знаниям учащихся. Контроль преподавания отдельной дисциплины выступает как один из стимулов совершенствования методического мастерства учителя.

При осуществлении контроля за состоянием преподавания иностранных языков следует иметь ввиду, что в современных условиях обучения правильно организованный контроль и оценка знаний, навыков и умений учащихся способствуют повышению эффективности учебно-воспитательного процесса. Практическая направленность обучения иностранным языкам определяет и объекты контроля.

Оценка уровня практического владения учащихся иностранным языком должна проводиться по каждому виду речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму), что позволит оценить степень подготовки школьников по иностранному языку в целом, осуществить гибкое управление учебным процессом.

В основе оценки должен лежать коммуникативный подход: осуществление учащимися общения и решения коммуникативных задач.

При выборе руководителем тем, форм и приемов проверки необходимо учитывать личные особенности учителя, его профессиональный уровень, учебные возможности классов, вопросы ВШК по другим предметам, проблемы, вынесенные на обсуждение в педагогическом коллективе в данном учебном году.

При проверке рекомендуется планировать посещение нескольких уроков в одном классе (группе), во всех классах (группах) одной параллели, во всех группах, где работает учитель.

Если целью посещения является выявление качества речевых умений, то проверяющему, не владеющему данным иностранным языком, по возможности следует пригласить специалиста.

В данной работе представлен план внутришкольного контроля за качеством преподавания и уровнем обученности учащихся по иностранным языкам (см. Приложение 1).