Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с современным населением Южной Америки, его расовым и этническим составом, внешними признаками и особенностями, расселением по материку; рассмотреть политическую карту, научить группировать страны по величине территории, географическому положению и другим признакам.
- Сформировать у них представление об истории заселения Южной Америки, о древних цивилизациях и государствах, об особенностях размещения населения; продолжить формировать у учащихся умение составлять комплексную характеристику государства, устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы и населением, работать с комплексными географическими картами и другими источниками информации, работать в группах.
- Развивать интерес к географии, и историческим событиям; воспитывать потребность в географических знаниях, уважение к народам населяющим нашу планету, трудолюбие.
Учебно-наглядный комплекс.
Политическая карта Южной Америки, карта народов и размещения населения, физическая, климатическая, природных зон; таблицы, схемы, картины, видеофильм “Южная Америка” фрагмент о населении стран Анд.
Методы формы.
Объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, репродуктивный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа, рассказ; коллективная, индивидуальная групповая, дифференцированная.
Тип урока.
Изучение нового материала.
Межпредметные связи.
История: колониальное прошлое народов Южной Америки, Тордесильяский договор1494 года.
Термины и понятия.
Древняя цивилизация, индейцы, метисы, мулаты, самбо, этнос, язык, религия, плотность населения, колония, государство.
Номенклатура.
Древние цивилизации: Чавин, Наска, Тауантинсуйу – государство инков; государства: Бразилия, Аргентина, Перу; Венесуэла, Колумбия, Чили, Боливия.
Имена.
Х. Колумб, С. Боливар, Ф. Писсаро.
Справочно – информационный материал.
Страны Южной Америки:
Название страны | Площадь ( тыс. кв. км) | Население ( млн. чел.) |
Аргентина | 2777 | 35,5 |
Боливия | 1099 | 7,8 |
Бразилия | 8512 | 163,1 |
Венесуэла | 916 | 23,6 |
Колумбия | 1142 | 37,7 |
Перу | 1258 | 24 |
Чили | 757 | 14,3 |
Крупнейшие индейские народы:
Кечуа 14,87 млн. чел.
Аймара 2,55 млн. чел.
Арауканы 870 млн. чел.
Чибча 635 тыс. чел.
Араваки 400 тыс. чел.
Ход урока.
I. Организационный этап.
II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
- Объяснение учителем.
- Работа с таблицей “Новые термины и понятия”.
- Составление схемы.
В науке существует несколько гипотез заселения материка. Южная Америка –родина древних цивилизаций. Первыми , кто возвёл на американской земле величественные дворцы и храмы, создал сложную и удивительную культуру, были не ацтеки, не инки, и не майя. Более 3 тыс. лет назад на территории Мексики процветали города ольмеков. Они, по предположениям учёных, и являются предками первых майя. Почти 2тыс. лет назад майя изобрели иероглифическую письменность, они известны как замечательные астрономы.
Сообщения учащихся I группы о древних цивилизациях.
Первые люди попали в Анды через Панамский перешеек, земледелия они не знали, поэтому они в основном занимались собирательством, охотой и рыболовством. Спустя много лет они окультурили дикую кукурузу, начали изготовлять посуду, одомашнили гуанако – близких родственников верблюдов.
Задолго до появления знаменитой империи инков на склонах перуанских Анд существовали могучие государства – Чавин, Паракас, Мочика. Центр государства Чавин находился в 462 км от Лимы на высоте 3180 м над уровнем моря.
Путь развития инков можно проследить только с 1438 года. До испанского завоевания правитель инков Пачакутек превратил своё государство в огромную могущественную империю, которая простиралась на 5000 км от юга современной Колумбии до севера Чили и Аргентины. Свою страну они называли Тауантинсуйа (Четыре стороны света), полагая что все ещё не завоёванные земли со временем подчинятся им.
Аймара – умелые ткачи и строители тростниковых лодок – плели для своих селений на озере Титикака плавучие острова из тростника-тотора.
Индейцы оказали испанским и португальским завоевателям отчаянное сопротивление, но были побеждены и подвергнуты безжалостному уничтожению. Коренное население до настоящего времени сохранилось только в самых труднодоступных районах материка – в амазонской сельве (народы бороро, гуахибо, ботокуды), на севере Тихоокеанских экваториальных лесов ( чоко, эмбера) и в горных “медвежьих углах” (мотилоны, араваки, яганы).
Конкистадоры во главе с Франсиско Писарро за 10 лет полностью овладела Центральными Андами, заставив индейцев работать на себя. Почти вся Южная Америка была разделена между Испанией и Португалией. По Тордесильясскому договору 1494 г. к Португалии отошла только северо- восточная оконечность Южной Америки, а к Испании - все остальные земли. Местный народ вёл освободительную борьбу против колониальной зависимости. Симон Боливар возглавил армию повстанцев и освободил Венесуэлу, Перу и др. страны от испанских колонизаторов. Поэтому одна из освобождённых территорий была названа Боливией.
В настоящее время в Южной Америке живут представители всех трёх рас человечества. Среди населения материка шло смешение рас, языков, традиций, нравов. Состав населения приобрёл чрезвычайную сложность.
4.Работа в группах.
III группа
Нанесите на контурную карту крупнейшие по площади страны и их столицы.
II группа
Используя энциклопедии сделать характеристику стран Южной Америки по плану:
а) площадь;
б) население;
в) столица;
г) государственный язык;
д) основная религия;
I группа
По карте “Народы и плотность населения” опишите:
Какая территория наиболее заселена? Почему?
Какая наименее? Почему?
Назовите и покажите на карте распространение наиболее крупных народов.
III. Этап усвоения новых знаний.
1. Отчёт групп о выполненной работе.
План отчёта:
Расскажите о плотности населения и причинах неравномерности расселения населения.
Назвать и показать крупные страны Южной Америки со своими столицами.
Какие страны имеют самую большую площадь?
Какова численность населения у этих стран?
Какой язык считается государственным? Почему?
Какая религия у большинства этих народов?
Почему преобладает христианство?
2. Самостоятельная работа по группам.
Опишите страну по плану ( стр. 279 ), предварительно прочитав статьи учебника:
I группа II группа III группа
Перу Бразилия Аргентина
IV. Этап закрепления новых знаний.
Каково происхождение населения современной Южной Африки?
Почему на западе материка в Андах высокая плотность населения: ведь в горах, как правило население редкое?
Как географическое положение Бразилии отражается на её природе?
Какие природные богатства используют в стране для развития промышленности и сельского хозяйства?
Чем объяснить большие контрасты в природе Перу? Какими природными богатствами обладает страна?
Что вы можете сказать о составе населения стран Южной Америки.
VI. Этап информации учащихся о домашнем задании.
Прочитать статью в учебнике:
I группа II группа III группа
Бразилия Аргентина Перу