Цели и задачи.
Ребенок – дошкольник очень любопытен. Его поведению свойственна живая непосредственная реакция на новое. Современные дети получают большой поток информации в виде телепередач, компьютерных программ, книг, энциклопедий, пособий и пр. Взрослым необходимо помочь ребенку сориентироваться в потоке этой информации, систематизировать и упорядочить ее. При этом важно не заглушить природную тягу к познанию, а расширить познавательную сферу ребенка. Также важно помочь ребенку строить целостную картину мира, собирать разрозненные “картинки” в целое полотно адекватного восприятия мира.
Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом и объяснением поможет ребенку расширять познавательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.
Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.
Способность создавать продукт, доводить дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным кирпичиком в учебной самостоятельности. Это позволяет строить предшкольное образование как переход от дошкольного к школьному обучению. И в связи с этим основными целями программы являются:
расширение познавательной сферы ребенка-дошкольника, поддержка его любознательности, активности, развитие познавательного интереса. Их достижение возможно при решении ряда задач:
1. Создание условий для знакомства ребенка старшего дошкольного возраста с многообразием мира.
2. Создание условий для расширения возможностей, получения первичного опыта взаимодействия с разными материалами, природными явлениями.
3. Получение первичного практического опыта экспериментирования.
4. Создание условий для получения первичного опыта ребенка с разными источниками информации, с разными способами получения необходимых, интересных данных, знаний.
5. Организация образовательной среды с целью реализации и поддержки детского любопытства.
6. Создание в пространстве группы мест, в которых возможно удовлетворение любопытства в отношении естественнонаучного знания.
7. Создание специальных ситуаций, организация образовательных событий с целью поддержки и повышения познавательной активности ребенка.
8. Организация условий для наблюдения за опытами, проводимых взрослыми, их обсуждение и первого самостоятельного проведения посильных безопасных экспериментов под руководством взрослого.
Описание программы.
Программа “Дошкольная Академия естественных наук” состоит из нескольких
образовательных (познавательных) разделов:
Ботаника для дошкольников 6-7 лет
География для дошкольников (1 ступень для детей 5-6 лет, 2 ступень для детей 6-7 лет)
Астрономия для дошкольников 6-7 лет
Физика для дошкольников 6-7 лет
Химия для дошкольников 6-7 лет
Данные курсы характеризуются ступенчатостью – постепенным усложнением
материала, цикличностью, опорой на предыдущий опыт ребенка.
На занятиях используются материалы для дошкольников: карты, книги, энциклопедии, настольно-печатные игры, кубики, пазлы, лото, связанные с темами курсов. Используются динамические материалы типа “Доделай…, ”, “Дорисуй…”, “Соедини” и т.д. Выполнение заданий не носит обязательный характер, ребенок имеет возможность выбрать тип задания и вид работы, который ему интересен и предпочтителен.
В группе обустраиваются места, где размещается информация в виде карт, книг,
карточек, пособий, пособий, игр и пр. для свободного пользования ребенком. Создаются пробные места для практического применения того, что заинтересовало ребенка. Также есть места, где дети могут демонстрировать собственные достижения.
Несмотря на “взрослость” названия курсов, характер получения информации
непосредственен, детям рассказывают яркие факты по теме, используют факты, связанные с их непосредственным опытом, демонстрируют впечатляющие опыты. Методы экспериментирования, продуктивной деятельности, связи с жизненными событиями детей делают курсы по-настоящему увлекательными и выбираемыми детьми.
Использование интегративных способов позволяют избегать утомляемости детей
на занятиях. В любой момент ребенок может выйти из комнаты, где проводится занятие, если ему неинтересно или он устал. Участие во всех видах деятельности является необязательным. Если ребенку интересно послушать только сказку или принять участие в опыте, то его участие в занятии может этим и ограничиться.
Педагог может вести индивидуальную работу с каждым ребенком по наблюдению
за растениями, насекомыми и т.д., посадке и уходу за растениями, по созданию альбомов и пр.
В работе с детьми используются как индивидуальные, так и групповые формы.
Дети могут совместно создавать альбом по выбранной ими тематике, совместно обсуждать способы посадки на одной грядке лука или другого растения и пр.
Используются экскурсии, походы в лес, на выставки животных, в обсерваторию.
Включение личного опыта ребенка через обсуждение его поездок с семьей, приобретение новой книги, детских журналов, игр по тематикам курсов.
С родителями обсуждаются и проводятся совместные поездки на природу, обустройство участка, посадка клумбы, овощей на грядках, находящихся на территории детского сада. Взрослыми совместно обсуждаются и реализовываются проекты обустройства “опытных пространств”, где дети могут сами практически реализовывать свои познавательные интересы. Родителей знакомят с экспериментальной частью занятий, дают рекомендации по проведению подобных опытов дома на тот случай, если ребенку захочется их повторить. Оформляется уголок для родителей о поддержке детского исследовательского поведения.
Педагоги также используют детскую литературу, видеофильмы, диафильмы.
Ожидаемые результаты
.В области образовательных умений и способностей:
умение пользоваться образовательным пространством группы;
получение первого осознанного опыта в пользовании взрослыми книгами,
телевизором и др. как источниками информации;
умение применять полученную информацию для выполнения задания;
увеличение доли самостоятельности в любой деятельности ребенка;
получение опыта творческих действий (изготовление карт, книжек, поделок,
мобилей, участие в сочинении сказок, придумывания заданий товарищу);
получение опыта взаимодействия со специальными предметами: микроскопом,
лупой, горелкой, свечами, компасом, картами, глобусом, магнитом;
получение первичного опыта в изучении свойств предметов экспериментальным
путем.
Диагностика и мониторинг
.Проведение викторин по материалам образовательного курса. Использование настольно-печатных игр для дошкольников про растения, животных, страны, континенты, космос и пр. Диагностичным является само обращение ребенка к таким играм, частота его обращения, верное выполнение условий и правил игры.
В качестве основного метода для мониторинга используется наблюдение за поведением ребенка на занятиях и во время его свободной деятельности, беседы с родителями дошкольника.
Педагогами в индивидуальные папки собираются продукты творческой деятельности ребенка.
Содержание разделов.
1) “Ботаника для дошкольников”.
Занятия проводятся в разном режиме, в зависимости от поставленных задач. Курс рассчитан на учебный год, проведение в режиме 1 занятие в неделю. Всего 27 занятий.
В рамках курса дети вовлекаются в практическую деятельность по уходу, выращиванию за растениями в группе, на участке. Данный курс предполагает путешествия детей по разным местам, где можно понаблюдать за разными растениями: посещение леса, сквера, Ботанического сада, поля, огорода, сада.
Фрагмент учебного плана.
Тема | Задачи | Средства передачи информации, материалы | Виды деятельности детей |
Сказка о волшебных превращениях зеленого листика. | 1. Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни растения. 2. Обсудить важность сбрасывания листьев растением осенью в холодное время года. |
1. Книга Соколовой “Времена года”. 2. Книга Соколова-Микитова “Год в лесу”. 3. Сухие листья разного цвета. 4. Фотографии из детской энциклопедии. 5. Бумага, цветные карандаши. |
1. Прослушивание сказки “Превращения
листика осенью”. 2. Просмотр иллюстраций, гербария, фотографий. 3. Беседа. 4. Рисунок “Осенний букет”. |
Некоторые способы и методы работы по данному курсу:
1. Рассматривание иллюстраций, фотографий, гербария с использованием детских энциклопедий, коллекции картинок, фотографий и пр.
2. Практическая работа и опыты: посадка земляного ореха, лука, рассады цветов для клумбы; рассматривание частей листа под микроскопом и пр.
3. Продуктивные формы деятельности: коллективное создание коллажа “Лес осенью”, рисование картин “Луг зимой”, “Пруд весной” и пр.
2) “География для дошкольников”.
1 ступень рассчитана на возраст 5-6 лет. Всего 10 занятий, по 1 занятию в неделю длительностью 20-25 минут.
Курс может сочетать в себе и поездки детей (семейные), индивидуальный опыт каждого ребенка, создание возможностей для его проявления через организацию беседы о путешествии, просмотр фотографий, сувениров; оформление с ребенком альбома, например, “Я – в Египте” и пр. Просмотр видеофильмов о разных странах и их обитателях, сбор детских географических журналов.
Фрагмент учебного плана.
Тема | Задачи | Средства, материалы | Виды деятельности |
Планета Земля. | 1. Познакомить детей с глобусом, как
макетом нашей планеты. 2.Познакомить с мифами о её возникновении. 3. Выяснить, как действует притяжение Земли. |
1. Глобус. 2. Физическая карта мира. 3. Книга А. Усачева “Мои географические открытия”. 4. Книга В. Калашникова “О звездах и планетах”. 5. Альбом, цветные мелки. |
1. Рассматривание глобуса, карты. 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Слушание мифов о возникновении Земли. 4. Опыт “Притяжение Земли”. 5. Подвижные игры “Космонавты”, “Вокруг Солнца”. 6. Рисование глобуса. |
2 ступень рассчитана на возраст 6-7 лет. Всего11 занятий, 1 занятие в неделю длительностью 25 минут.
Фрагмент учебного плана.
Тема | Задачи | Средства, материалы | Виды деятельности |
Южная Америка. | 1.Познакомить с Бразилией -
государством Южной Америки. 2. Вспомнить особенности животного мира Южной Америки. |
1. Глобус. 2. Физическая карта мира. 3. Строительный набор. 4. Журнал из серии “Неугомонные детки”. 5. Цветная бумага, клей. 6. Детская энциклопедия. 7. Книга И. Ивановой “Путешествие по глобусу”. 8. Карточки с изображением животных. 9. Пособие “Народы мира” |
1. Рассматривание глобуса, карты. 2. Рассматривание иллюстраций о животных. 3. Подвижная игра “Капитаны”. 4. Игра “Выбери правильно животное”. 5. Слушание рассказа “Как Колумб открыл Америку”. 6. Разгадывание кроссворда. 7. Рассматривание иллюстраций “Народы мира”, беседа о языке, столице, обычаях. 8. Аппликация “Флаг Бразилии”. 9. Постройка дома на сваях из конструктора. |
Примеры некоторых специфических способов и методов работы по данному курсу:
1. Для возникновения обсуждения педагог задает вопросы, создающие проблемную ситуацию, например, “На всех континентах есть медведи: белый – в Арктике, бурый – в Европе, панда – в Азии, гризли – в Северной Америке, очковый – в Южной Америке, коала – в Австралии. Почему в Африке нет медведей ?”
2. Использование на занятиях разных информационных источников. Специально на глазах у детей педагог готовится к занятию, показывая к чему он обращается для получения необходимой информации.
3. В конце занятия педагог обращается к детям с вопросом: “Путешественники, куда мы отправимся в следующий раз ?” Совместно с детьми определяется тема будущего занятия. И это создает такие ситуации, при которых часть детей может специально спросить у родителей, кто-то обратит внимание на передачу по телевизору или картинки в книге, другие остановятся перед картой, иллюстрациями, возможно в другой раз прошли бы мимо них. Педагог готовит именно этот “заказанный” материал, возможно совместно с детьми и их родителями. Дети на следующее занятие попадают уже с определенной установкой, желанием это изучать.
3) “Астрономия для дошкольников”.
1 ступень рассчитана на возраст 5-6 лет, всего 11 занятий 1 раз в неделю длительностью 20-25 минут.
Курс может включать в себя посещение планетария, специальных выставок, просмотр видеофильмов. Изготовление детьми совместно со взрослыми мобиля “Солнечная система”, оформление в беседке звездного неба, рисование и изготовление звездных карт.
Перед сонным часом или в другое удобное для этого время воспитатель читает терапевтические сказки из книги Зинкевич-Евсигнеевой “Сказки страны Зодиакалии”.
Фрагмент учебного плана.
Тема | Задачи | Средства, материалы | Виды деятельности |
Звездное небо | Познакомить с картой звездного неба. Побеседовать о Солнце, Вселенной. |
Пособие “Волшебная астрономия” Журнал “Воробышек” “Космическая аппликация” В. Калашников “О звездах и планетах” В. Калашников “Мифы звездного неба” Краски, цветная бумага, клей, ножницы. |
Рассматривание карты звездного неба. Слушание сказки о Солнце – Гелиосе, о Вселенной. Подвижная игра “Космонавты”, “Вокруг Солнца” Выполнение аппликации “Космос”. |
2 ступень рассчитана на возраст 6-7 лет, всего 10 занятий 1 раз в неделю длительностью 20-25 минут.
Фрагмент учебного плана.
Тема | Задачи | Средства, материалы | Виды деятельности |
Небесные тела | Познакомить детей с разнообразием небесных тел (кометы, спутники, астероиды, метеориты, звезды). | 1. Карта звездного неба (Диногалактика). 2. Пособие “Волшебная астрономия”. 3. В. Калашников “О звездах и планетах”. 4. Настольная игра “Солнечная система”. 5. В. Калашников “Мифы звездного неба”. 6. Материалы для прикладной деятельности. |
1. Беседа о небесных телах. 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Изготовление поделки “Комета”, аппликации. 4. Подвижная игра “Комета”, “Спутники”. |
Некоторые способы и методы работы по данному курсу:
1. Практическая работа с “динамичными” пособиями, играми “Волшебная Астрономия”, “Мишка в космосе”, где ребенок может манипулировать космическими объектами, через игровые образы “постигать” космос.
2. Сочинительство, выражающееся в совместном с педагогом придумывании сказок про инопланетян, о своем созвездии и т.д.
4) “Физика для дошкольников”
1 занятие в неделю длительностью 20-25 минут. Всего 4 занятия.
Курс построен на экспериментировании детей совместно со взрослыми, обсуждении наблюдаемых эффектов. Дети делают самостоятельные пробы в исследовательской деятельности.
Фрагмент учебного плана.
Тема | Описание опыта | Задачи | Материалы | Виды деятельности |
Волшебные магниты | Проблемная задача: Ребенку дается стакан с водой, на дне которого лежит металлический предмет -гвоздик. Рядом на столе лежат другие предметы – магнитик, карандаш, лист бумаги, ластик. Перед ребенком ставится задача: достать гвоздь, не вылив воду и не замочив рук. |
1. Знакомство со свойствами магнита:
притягивать и отталкивать металлические
предметы. 2. Знакомство с компасом. |
1. Магнит. 2. Лист бумаги. 3.Ластик 4.Металлические предметы: скрепки, гвозди и пр. 5. Стакан с водой. 6. Компас |
1.Самостоятельное проведение опыта. 2. Беседа о свойствах магнита. 3. Практическое применение компаса. |
Некоторые способы и методы работы по данному курсу:
1. Практическая работа, проведение опытов. Опыты проводятся как педагогом, так и самостоятельно детьми при поддержке взрослого. Педагогом активно при этом используется метод проблематизации, он побуждает детей генерировать идеи, строить предположения, говорить, не боясь быть “неправильным”. Затем через проведение опыта, эксперимента дети получают ответы на поставленные вопросы. Педагог с детьми обсуждает, чья версия была ближе всего к истине.
5) “Химия для дошкольников”.
1 занятие в неделю длительностью 20-25 минут. Всего 4 занятия.
Курс построен на экспериментировании и обсуждении наблюдаемых эффектов. Дети делают самостоятельные пробы в исследовательской деятельности.
Фрагмент учебного плана.
Тема | Описание опыта | Задачи | Материалы | Виды деятельности |
Извер-жение вулкана (Сода + уксус) |
1. Опыт проводится педагогом: Делается макет горы, внутри которого размещается стаканчик с уксусом, подкрашенным красным цветом. В жерло вулкана педагог насыпает ложку соды. Дети наблюдают за химической реакцией: появление пены, выход ее наружу с шипением. 2. Дети проводят опыт: в очень слабый раствор уксуса, находящегося в стаканчиках, кидают маленькие кусочки мела и наблюдают, как мел исчезает. |
Знакомство с химическими свойствами
соды, уксуса, мела. Взаимодействием веществ друг с другом. |
1. Макет горы из папье-маше 2. Стакан с уксусным раствором. 3. Сода пищевая. 4. Ложка. 5. Стаканы со слабым уксусным раствором. 6. Кусочки мела. |
1.Наблюдение за опытом. 2.Обсуждение. 3.Самостоятельтельное проведение опыта с растворением мела. 4.Обсуждение. |
Некоторые способы и методы работы по данному курсу:
1. Наблюдение детьми за опытами, которые проводит педагог. Названия опытов носят интригующий характер, что побуждает детей с любопытством относиться к тому, что наблюдают.
2. В конце курсов проведение занятий-развлечений с использованием кроссвордов, проблемных вопросов, побуждающих детей проявить и применить свои знания.