УРОК - СОРЕВНОВАНИЕ
Тема : Действия с обыкновенными дробями.
Девиз : Активность каждого – залог победы команды.
Эпиграф : Чему смолоду не научился , того и под старость не будешь знать!
Цели :
Образовательные : Отработать технику решения текстовых задач, примеров и уравнений с обыкновенными дробями и смешанными числами, умение и навык применения правил сравнения, сложения и вычитания обыкновенных дробей. Закрепить изображения дробей на координатной прямой.
Развивающие : Способствовать сознательному усвоению материала посредством решения задач практической направленности. Обеспечивать усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Развивать логическое мышление, сообразительность. Формировать навыки коллективной работы в сочетании с индивидуальной.
Воспитательные : Способствовать формированию целостной системы ведущих знаний по теме : «Дроби». Прививать интерес к математике посредством проведениях нетрадиционных уроков. Воспитывать чувство ответственности, коллективизма, самостоятельности, аккуратности.
ПЛАН
- Организационный момент.
- Представление команд, жюри и экспертов .
- Конкурс «Знаешь ли ты правила».
- Конкурс «Смекалистых».
- Соревнование для любителей кроссвордов.
- Конкурс «Мой адрес не дом и не улица».
- «Морской бой». Командное решение задач, уравнений , примеров.
- Самостоятельная работа .
- Конкурс «Поэтический».
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
ЛИТЕРАТУРА
- Математика 5 – 6 учебник собеседник. Л.Н.Шеврин, М., Просвещение, 1989.
- Система обуч. математике в 5-6 кл. В.К.Совайленко, М., Просвещение, 1991.
- Дидактичные материалы по математике 5 кл. А.С.Чесноков, К.И.Нешков, М., Просвещение, 1990.
- Материалы Всесоюзного методического фестиваль «Урок физики 8.кл»
- Контрольные и самостоятельные работы по математике. М.А.Попов, М., Экзамен, 2005
- Тематическое и поурочное планирование по математике. Т.В.Ермилова, М., Экзамен, 2004
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Кубики-экзаменаторы.
- Поле для игры в «Морской бой» (корабли, снаряды).
- Эмблемы команд.
- Таблички: жюри, эксперты.
- Тексты самостоятельной работы.
- Песочные часы на 1 минуту.
- Карточки с домашней контрольной работой.
- Карточки с кроссвордами (по числу команд)
- Копировальная бумага.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
За несколько дней до проведения урока класс разделить на 4 команды, равносильных по уровню подготовленности. За это время команды придумывают свой девиз и эмблему. Выбрать ведущего-ученика коммуникативного, ответственного.
Жюри (4 человекая) формируется из ребят 6 кл. для подсчета количества баллов за каждый этап урока.
Экспертная группа формируется из учащихся старших классов для проверки ответов участников команд на различных этапах урока.
ХОД УРОКА
ЭТАП 1
Организационный момент : ведущий сообщает тему и основные этапы урока.
ЭТАП 2
Представление команд , жюри , экспертов.
Девиз команды:
Мы «Орлята» просто класс
Победим сегодня вас
Будем биться мы упорно
Будем думать и гадать
Будем драться за победу
Чтоб ее не потерять.
ЭТАП 3
Конкурс «Знаешь ли ты правила». В этом конкурсе используется прием, который помогает разнообразить формы опроса: «Кубики – Экзаменаторы». Это обычные кубики из детского набора , на гранях которого находятся задания (формулы законов сложения, вычитания, основные определения по теме).
Кубиков по 2 на команду:
- кубик 1 формулы законов;
- кубик 2 основные определения.
Перед уроком кубики укладываются в 2 ящика. Учащийся берет сначала 1 кубик, бросает и отвечает по изображению, оказавшемуся на верхней грани и т.д. (по 2 уч-ка из команды).(Рисунок № 3)
ЭТАП 4
Конкурс смекалистых.
Команда выбирает по 1 ученику. Каждый получает задание и через 1 мин. должен дать ответ ( учащиеся садятся отдельно друг от друга и от команды).
Задание для конкурса :
На одну чашку весов положили кусок мыла , а на другую такого же куска и еще кг. Весы оказались в равновесии. Чему равна масса куска мыла?
ЭТАП 5
В это время команды участвуют в конкурсе любителей кроссвордов.
Каждая команда получает карточку с кроссвордом. Через 1 минуту карточки сдаются экспертам, которые оценив работу передают данные жюри.
Разгадай кроссворд:
ПО ВЕРТИКАЛИ:
1.Математическая запись части целого.
2.Как называется это число ?
3.Какая это дробь ?
4.Равные части целого.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ :
1.Какая это дробь ?
2.Как называется это число ?
ЭТАП 6
Конкурс «Мой адрес не дом и не улица».
На доске изображены координатные лучи для каждой из команд. Нужно определить «адрес», то есть координаты точки до переезда и после, куда (направление) и как далеко она «переехала». Работают по 1 ученику от команды. (Рисунок № 1)
ЭТАП 7
«Морской бой».
С помощью кубика определяется порядок участия в игре команд. Каждый снаряд несет за собой определенное задание, только после выполнения которого снаряд появляется на поле. За каждое правильное выполненное задание жюри начисляет 1 балл. Если команда подбила корабль, то дополнительный 1 балл. (Рисунок № 2)
Задания для игры :
З. 5
З. 7
За сутки человек выделяет поджелудочного сока л, слюны на л больше, желчи на л больше, чем слюны, кишечного сока на л больше, чем желчи, а желудочного сока на л больше, чем кишечного сока.
Сколько литров желудочного сока в сутки выделяет человек?
З. 8
100 г вдыхаемого и воздуха содержат 20 г кислорода , а 100 г выдыхаемого воздуха содержат 16 г кислорода .На сколько граммов в 100 г выдыхаемого воздуха меньше, чем в 100 г вдыхаемого воздуха ?
Б.2 Скорость полета вороны 50 км/ч , что составляет скорости полета утки, а скорость полета утки составляет скорости полета чайки. Определите скорость полета чайки.
ЭТАП 8
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий посредством самостоятельной работы (с самооценкой). Число вариантов должно соответствовать числу учащихся в команде. Оценка каждого переводится в баллы и суммируется с общим количеством баллов команды. Если все задания в работе выполнены правильно, то получится слово ВЕРНО. Учащиеся самостоятельную работу выполняют через копирку. Один экземпляр сдают учителю. Ученики сверяют свои ответы с правильными ответами , изображенными на доске и сами оценивают свою работу. (Приложение 2)
ЭТАП 9
Поэтический конкурс проводится под девизом : «Вдохновение нужно в математике не меньше, чем в поэзии». Дети читают стихи и поют песни:
В нашей школе убедиться
Все давно смогли вокруг:
Математика – царица,
В самом деле, всех наук!
* * *
Нет другой такой же милой,
И такой логичной нет.
У царицы той в министрах
Вы уж много долгих лет!
«Но не будьте слишком строги»!
Вам сегодня скажем мы,
«Пожалейте хоть немного
Наши слабые умы!»
ЭТАП 10
Выступление жюри с итогами командного соревнования.
ЭТАП 11
Рефлексия: Мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
- Скажите, какие этапы соревнования вам наиболее понравились?
- Какие из приведенных задач были наиболее интересными. Какие из них расширили вам кругозор?
- Какие ошибки вы допускали на уроке?
- Все ли довольны своей работой?
- Все ли довольны работой команды?
Д/з: Домашняя контрольная работа с заданиями, аналогичными тем, с которыми работали на уроке. (Карточки с заданием раздаются уч-ся).