Нетрадиционные приемы и методы обучения. Разработка урока-соревнования по теме: "Действия с дробями". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


УРОК - СОРЕВНОВАНИЕ

Тема : Действия с обыкновенными дробями.

Девиз : Активность каждого – залог победы команды.

Эпиграф : Чему смолоду не научился , того и под старость не будешь знать!

Цели :

Образовательные : Отработать технику решения текстовых задач, примеров и уравнений с обыкновенными дробями и смешанными числами, умение и навык применения правил сравнения, сложения и вычитания обыкновенных дробей. Закрепить изображения дробей на координатной прямой.

Развивающие : Способствовать сознательному усвоению материала посредством решения задач практической направленности. Обеспечивать усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Развивать логическое мышление, сообразительность. Формировать навыки коллективной работы в сочетании с индивидуальной.

Воспитательные : Способствовать формированию целостной системы ведущих знаний по теме : «Дроби». Прививать интерес к математике посредством проведениях нетрадиционных уроков. Воспитывать чувство ответственности, коллективизма, самостоятельности, аккуратности.

ПЛАН

  1. Организационный момент.
  2. Представление команд, жюри и экспертов .
  3. Конкурс «Знаешь ли ты правила».
  4. Конкурс «Смекалистых».
  5. Соревнование для любителей кроссвордов.
  6. Конкурс «Мой адрес не дом и не улица».
  7. «Морской бой». Командное решение задач, уравнений , примеров.
  8. Самостоятельная работа .
  9. Конкурс «Поэтический».
  10. Подведение итогов урока.
  11. Домашнее задание.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Математика 5 – 6 учебник собеседник. Л.Н.Шеврин, М., Просвещение, 1989.
  2. Система обуч. математике в 5-6 кл. В.К.Совайленко, М., Просвещение, 1991.
  3. Дидактичные материалы по математике 5 кл. А.С.Чесноков, К.И.Нешков, М., Просвещение, 1990.
  4. Материалы Всесоюзного методического фестиваль «Урок физики 8.кл»
  5. Контрольные и самостоятельные работы по математике. М.А.Попов, М., Экзамен, 2005
  6. Тематическое и поурочное планирование по математике. Т.В.Ермилова, М., Экзамен, 2004

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Кубики-экзаменаторы.
  2. Поле для игры в «Морской бой» (корабли, снаряды).
  3. Эмблемы команд.
  4. Таблички: жюри, эксперты.
  5. Тексты самостоятельной работы.
  6. Песочные часы на 1 минуту.
  7. Карточки с домашней контрольной работой.
  8. Карточки с кроссвордами (по числу команд)
  9. Копировальная бумага.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

За несколько дней до проведения урока класс разделить на 4 команды, равносильных по уровню подготовленности. За это время команды придумывают свой девиз и эмблему. Выбрать ведущего-ученика коммуникативного, ответственного.

Жюри (4 человекая) формируется из ребят 6 кл. для подсчета количества баллов за каждый этап урока.

Экспертная группа формируется из учащихся старших классов для проверки ответов участников команд на различных этапах урока.

ХОД УРОКА

ЭТАП 1

Организационный момент : ведущий сообщает тему и основные этапы урока.

ЭТАП 2

Представление команд , жюри , экспертов.

Девиз команды:

Мы «Орлята» просто класс
Победим сегодня вас
Будем биться мы упорно
Будем думать и гадать
Будем драться за победу
Чтоб ее не потерять.

ЭТАП 3

Конкурс «Знаешь ли ты правила». В этом конкурсе используется прием, который помогает разнообразить формы опроса: «Кубики – Экзаменаторы». Это обычные кубики из детского набора , на гранях которого находятся задания (формулы законов сложения, вычитания, основные определения по теме).

Кубиков по 2 на команду:

- кубик 1 формулы законов;

- кубик 2 основные определения.

Перед уроком кубики укладываются в 2 ящика. Учащийся берет сначала 1 кубик, бросает и отвечает по изображению, оказавшемуся на верхней грани и т.д. (по 2 уч-ка из команды).(Рисунок № 3)

ЭТАП 4

Конкурс смекалистых.

Команда выбирает по 1 ученику. Каждый получает задание и через 1 мин. должен дать ответ ( учащиеся садятся отдельно друг от друга и от команды).

Задание для конкурса :

На одну чашку весов положили кусок мыла , а на другую такого же куска и еще кг. Весы оказались в равновесии. Чему равна масса куска мыла?

ЭТАП 5

В это время команды участвуют в конкурсе любителей кроссвордов.

Каждая команда получает карточку с кроссвордом. Через 1 минуту карточки сдаются экспертам, которые оценив работу передают данные жюри.

Разгадай кроссворд:

ПО ВЕРТИКАЛИ:

1.Математическая запись части целого.

2.Как называется это число ?

3.Какая это дробь ?

4.Равные части целого.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ :

1.Какая это дробь ?

2.Как называется это число ?

(Приложение 1)

ЭТАП 6

Конкурс «Мой адрес не дом и не улица».

На доске изображены координатные лучи для каждой из команд. Нужно определить «адрес», то есть координаты точки до переезда и после, куда (направление) и как далеко она «переехала». Работают по 1 ученику от команды. (Рисунок № 1)

ЭТАП 7

«Морской бой».

С помощью кубика определяется порядок участия в игре команд. Каждый снаряд несет за собой определенное задание, только после выполнения которого снаряд появляется на поле. За каждое правильное выполненное задание жюри начисляет 1 балл. Если команда подбила корабль, то дополнительный 1 балл. (Рисунок № 2)

Задания для игры :

З. 5

З. 7

За сутки человек выделяет поджелудочного сока л, слюны на л больше, желчи на л больше, чем слюны, кишечного сока на л больше, чем желчи, а желудочного сока на л больше, чем кишечного сока.

Сколько литров желудочного сока в сутки выделяет человек?

З. 8

100 г вдыхаемого и воздуха содержат 20 г кислорода , а 100 г выдыхаемого воздуха содержат 16 г кислорода .На сколько граммов в 100 г выдыхаемого воздуха меньше, чем в 100 г вдыхаемого воздуха ?

Б.2 Скорость полета вороны 50 км/ч , что составляет скорости полета утки, а скорость полета утки составляет скорости полета чайки. Определите скорость полета чайки.

ЭТАП 8

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий посредством самостоятельной работы (с самооценкой). Число вариантов должно соответствовать числу учащихся в команде. Оценка каждого переводится в баллы и суммируется с общим количеством баллов команды. Если все задания в работе выполнены правильно, то получится слово ВЕРНО. Учащиеся самостоятельную работу выполняют через копирку. Один экземпляр сдают учителю. Ученики сверяют свои ответы с правильными ответами , изображенными на доске и сами оценивают свою работу. (Приложение 2)

ЭТАП 9

Поэтический конкурс проводится под девизом : «Вдохновение нужно в математике не меньше, чем в поэзии». Дети читают стихи и поют песни:

В нашей школе убедиться
Все давно смогли вокруг:
Математика – царица,
В самом деле, всех наук!
* * *
Нет другой такой же милой,
И такой логичной нет.
У царицы той в министрах
Вы уж много долгих лет!
«Но не будьте слишком строги»!
Вам сегодня скажем мы,
«Пожалейте хоть немного
Наши слабые умы!»

ЭТАП 10

Выступление жюри с итогами командного соревнования.

ЭТАП 11

Рефлексия: Мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

- Скажите, какие этапы соревнования вам наиболее понравились?

- Какие из приведенных задач были наиболее интересными. Какие из них расширили вам кругозор?

- Какие ошибки вы допускали на уроке?

- Все ли довольны своей работой?

- Все ли довольны работой команды?

Д/з: Домашняя контрольная работа с заданиями, аналогичными тем, с которыми работали на уроке. (Карточки с заданием раздаются уч-ся).

(Приложение № 3)